Порядок разработки, введения в действие и утверждения санитарных правил.

Экологическое право.

Тема 4. Источники экологического права. Экологическое законодательство.

Задача 1.

1. Федеральный закон об охране окружающей среды.

Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

2. Запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

3. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

"...государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;..."

Извлечение из документа:

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 30.12.2008)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(принят ГД ФС РФ 12.03.1999)

Порядок разработки, введения в действие и утверждения санитарных правил.

Статья 38. Разработка санитарных правил

1. Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Разработка санитарных правил должна предусматривать:

проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;

определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;

установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания;

анализ международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования;

установление оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов;

прогнозирование социальных и экономических последствий применения санитарных правил;

обоснование сроков и условий введения санитарных правил в действие.

Статья 39. Утверждение и введение в действие санитарных правил

1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка опубликования и вступления в силу приказов Роспотребнадзора и постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, признанных Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, см. Приказ Роспотребнадзора от 16.12.2005 N 797.

2. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

4. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Вопрос 4 к задаче 1.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ в статье 4.1 устанавливаются классы опасности отходов, в соответствии с критериями, установленными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 г. № 511. Данные Критерии были адресованы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей среды и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды. Класс опасности отходов устанавливался по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в прилагаемых к Приказу таблицах.

Отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды могло осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности было необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Другой подход к классификации отходов был предложен в Санитарных правилах СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", которые устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека.

Правила не распространяются на радиоактивные, взрыво- и пожароопасные отходы, а также отходы, способные вызвать инфекционные заболевания (пищевые отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений, осадки хозяйственно-бытовых сточных вод и т.п.). Отнесение к классам опасности перечисленных категорий отходов производится на основании иных нормативно-методических документов. Требования Правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления.

В соответствии с указанными Правилами отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности (1 класс - чрезвычайно опасные; 2 класс - высокоопасные; 3 класс - умеренно опасные; 4 класс - малоопасные). Данные по обоснованию класса опасности (токсичности) отхода представляются на утверждение в учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствующей территории Российской Федерации. Для утверждения класса опасности заявитель отхода должен представить сведения о производителе и (или) собственнике отхода, содержащие все реквизиты и материалы, обосновывающие отнесение токсичного отхода к классу опасности.

Как видно из текста комментируемой статьи, законодателем была использована первая классификация, юридическое значение которой достаточно разнообразно. Так, лицензированию подлежит деятельность, связанная лишь с обращением отходов 1 - 4 класса опасности; лишь в отношении названной категории ведется паспорт опасных отходов и т.д. И если ранее могли возникать споры между предпринимателями и государственными служащими о том, все ли отходы являются опасными или только некоторые, включение комментируемой статьи в Федеральный закон положило им конец.

Вопрос 5 задача 1.

Значение нормативно-технической документации для механизма реализации актов экологического законодательства. Прежде всего – конкретизирующее, расширяющее, поясняющее положения закона. Зачастую при помощи такой документации устанавливаются критерии, значения и параметры, подверженные быстрому изменению, причём данные параметры представляется нецелесообразным постоянно менять путём внесения изменений в федеральный закон с точки зрения юридической техники.

Задача 2 тема 3.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ), к числу опасных производственных объектов относятся в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества и горючие вещества, в т.ч. газы и жидкости.

Из условия задачи, а также из вышеупомянутого положения закона следует, что ООО, обратившееся в Верховный суд и осуществляющее транспортировку нефти и нефтепродуктов, не имело юридических оснований для оспаривания Приказа МЧС России от 28.12.2004 № 621, поскольку установление за данным ООО обязанности устанавливать план по аварийному разливу нефти не противоречит не только подзаконному акту, но и федеральному закону.

Ответ: заявление ООО о признании недействующей указанной нормы удовлетворению не подлежит.

Задача 3 тема 3.

В соответствии с приказом Минприроды РФ от 25.01.1993 № 14 "Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации"

6. Государственные природные заказники в соответствии с законодательством Российской Федерации образуются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованному с органами исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.

7. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.

Ответ на вопрос 1: да, является, т.к. соответствует всем признакам нормативно-правового акта.

Ответ на вопрос 2: да, так как определённость, т.е. чёткость, недвусмысленность формулировок является одним из неотъемлемых свойств нормативно-правового акта.

Наши рекомендации