Художественное произведение как интерпретация текста. Причины относительной объективности интерпретации
Билет №1
Филология как комплексная наука. Основные и вспомогательные филологические дисциплины.
2. Эпос как литературный род. Автор в эпосе. Система дискурсов и дискурс повествователя. Речь изображающая и речь изображенная.
Билет №2
Две точки зрения на язык художественной литературы. ЯХЛ как вариант литературного языка.
2. Разновидности фигур (риторические фигуры, фигуры прибавления слов, фигуры убавления слов, фигуры перемещения слов).
Билет №3
Метр и ритм. Ритмическая основа и ритмическая единица в разных системах стихосложения.
2. Две точки зрения на язык художественной литературы. ЯХЛ как относительно самостоятельный язык (М.И. Шапир: оппозиция поэтический язык / литературный язык в аспектах противопоставлений монолога и диалога, отклонения и нормы, семантически маркированного и семантически нейтрального. Отношение к содержанию).
Билет №4
Изобразительно-выразительные средства ЯХЛ. Общая характеристика.
2. Основные и вспомогательные элементы ритма (рифма и способы рифмовки, строфика).
Билет №5
Тропы и фигуры (общая характеристика).
2. Основные и вспомогательные элементы ритма (ослабленные и усиленные стопы / пропуски ударений и сверхсхемные ударения; размер, клаузула, рифма).
Билет №6
Фигуры и их функция в художественном тексте. Градация. Параллелизм. Эллипсис.
2. Эпос как литературный род. Характерные черты эпоса: особенности изображаемого события (дистанцированность, объект изображения).
Билет №7
1. Прозаическая и стихотворная речь: проблема разграничения. Национальный язык и система стихосложения.
2.Роль сюжета в смыслообразовании: нарушение фабульной последовательности, «минус-приемы» в сюжетосложении.
Билет №8
Силлабическая, тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Метр и ритм.
2.Драма как литературный род: условность в драме, литературный текст и его сценическое воплощение.
Билет №9
Эволюция стиха в поэзии XX века (дольник, логаэд, тактовик, акцентный стих, верлибр).
2.Композиция. Внесюжетные элементы композиции и их функция (отступления, портрет, пейзаж, обрамление, расстановка персонажей).
Билет №10
1. Содержание понятий «текст», «произведение», «авторское высказывание».
2.Основные и вспомогательные элементы ритма (анакруза и эпикруза, пауза и ее разновидности, переносы)
Билет №11
1. Содержание понятий «система» и «структура».
2.Драма как литературный род: событие в драме, принципы создания персонажей, авторское слово / паратекст, время-пространство.
Билет №12
Сюжет и фабула. Структурообразующая роль сюжета.
2. Лирика как литературный род. Две точки зрения на способы выражения лирического Я. Субъектно-объектные отношения в лирике: автор-повествователь – собственно автор – лирическое «я» – лирический герой – герой ролевой лирики.
Билет №13
1. Содержание понятия «композиция». Две точки зрения на композицию.
2. Лирика как литературный род. Две точки зрения на функцию описания, события и предметной детали в лирике. Проблема лирического хронотопа.
Билет №14
Принципы родового и жанрово-видового деления литературы.
2. Композиция: событийные связи, монтаж деталей, смена субъектов речи, вставные элементы, «сильные позиции», членение).
Билет №15
1. Драма как литературный род: диалог и монолог.
2. Классификация тропов. Метафора: механизм смыслопорождения, функция, «метафорическое мышление». Класс метонимий (метонимия и синекдоха). Метонимия. Синекдоха. Симфора. Гипербола. Литота. Ирония. Аллегория. Перифраз.
Билет №16
1. Лирика как литературный род. Две точки зрения на предмет лирики. Лирическое стихотворение как образ авторского чувства. «Я» биографическое и «Я» лирическое.
2. Сюжет и его элементы. Особенности сюжета в эпосе, лирике и драме.
Билет №17
Лирика как литературный род. Проблема лирических жанров.
2.Композиция как система точек зрения.
Билет №18
1. Анализ авторского высказывания (что анализировать? зачем анализировать? как анализировать?).
2.Эпос как литературный род: художественное время и пространство, хронотоп; структура эпического сюжета.
Билет №19
Художественное произведение как интерпретация текста. Причины относительной объективности интерпретации.
2.Эпос как литературный род. Повествование о событии как доминантная черта эпоса. Событие «рассказа» и событие «рассказывания». Художественное время в эпосе.
Билет №20