Отношение к обсуждаемой теме
В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах практически важно различать два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темы. Один тип - это вопросы по существу темы, другой - не по существу темы.
1) Вопрос по существу темы - это запрос мысли, прямо иди косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию. Такие вопросы допустимы и правомерны в любом информационном общении.
2) Вопрос не по существу темы - это вопрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обычно такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с поставленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение таких вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основной идеи.
При постановке вопроса следует соблюдать следующие правила:
1. Вопрос должен быть осмысленным, или корректным. Для проверки корректности вопроса следует проверить, истинны ли предпосылки вопроса.
2. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратно и ясно. Длинные, сложные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и поиски ответа на них.
3. Сложный вопрос целесообразно разбивать на составляющие простые вопросы.
4. В сложных разделительных вопросах нужно указывать все возможные альтернативы.
Только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии и в обучении.
3. Ответ: понятие и виды
Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).
1. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.
2. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска.
Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.
Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиске ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. Так, для вопроса «В каком году закончилась русско-японская война?» косвенным будет следующий ответ: «Русско-японская война закончилась за один год до Первой русской революции».
3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.
Краткие - это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.
Краткие ответы, как правило, дают на простые вопросы; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.
4. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы[6].
5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков и ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.
Под точностью и определенностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в разумном использовании сложных вопросов.
Ответы могут быть:
· положительные или отрицательные, т.е. в конце концов «да» или «нет»,
· определяющие, т. е. определяющие какой-либо объект (лицо, вещь, время),
· рассказывающие, т.е. вольные рассказы по предмету вопроса,
· безусловные, т. е. такие, которыми что-либо категорически утверждается (или отрицается, что также является утверждением),
· условные, например, «насколько я знаю», «если я точно вспомню» и т.д.
Напротив, ответы «Не знаю», «Не вспомню» и т. п. с логической точки зрения являются не ответами, а уклонением от ответа.
б) Ответ является логически ошибочным, когда он
· неадекватный (пример дан выше),
· слишком узкий, т. е. не исчерпывает предмет вопроса,
· слишком широкий, т.е. выходит за рамки предмета вопроса,
· противоречивый. Противоречивым ответ является тогда, когда он внутренне противоречив или когда он противоречит другому ответу того же лица, касающемуся того же предмета.
Для заметок
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Умозаключение как форма мышления
Вопросы:
1. Умозаключение как форма мышления.
2. Виды умозаключений.
3. Силлогизмы.
Умозаключение как форма мышления.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение.
Одинакова и общая структура умозаключений, состоящая из посылок, то есть исходных суждений, и заключения, которое получается логическим путем из посылок.
Структура всякого умозаключения включает посылки, заключение и логическую связь между посылками и заключением. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. В приведенном примере два первые суждения, стоящие над чертой, являются посылками; суждение “Алмаз горюч” является заключением. Для того, чтобы проверить истинность заключения “Алмаз горюч”, вовсе не нужно обращаться к непосредственному опыту, т.е. сжигать алмаз. Заключение о горючести алмаза с полной достоверностью можно получить посредством умозаключения, опираясь на истинность посылок и соблюдение правил вывода.
Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них.