Лексико-грамматические разряды существительных 10 страница
374. Спишите. Подчеркните производные предлоги. Определите,
от какой части речи они образованы и каким способом.
1. Еще ты дремлешь, друг прелестный1 — пора, красавица, проснись: открой сомкнуты негой взоры навстречу северной Авроры, звездою севера явись! (П.). 2. Тетерев испуганно поднялся и полетел по направлению к лесу (Купр.). 3. Вокруг лилейного чела ты косу дважды обвила (П.). 4. Пчелка со свистом пролетела мимо уха Левина (Л. Т.). 5. Во время уборки винограда в каждом саду вы непременно застанете хозяина (Л. Т.). 6. ...Несмотря на несколько ран, полученных им, он ничего не выслужил и вышел в отставку тем же, чем был, то есть «из дворян» (Л. Т.). 7. В продолжение двух дней дела мои ужасно продвинулись (Л.). 8. В течение всего этого времени Рудин почти не выезжал от Дарьи Михайловны (Т.).
375. Выпишите предложно-падежные сочетания, определите падежную форму и ее значение. Выполните полный морфологический разбор выделенных предлогов: укажите, первообразным является предлог или непервообразным (от какой части речи и каким способом образован), с каким падежом сочетается, какова роль предложно-па-дежной конструкции в предложении.
В кабинете за Ивана принялись трое — две женщины и один мужчина, все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явной целью кое-что у него повыспросить.
И у Ивана выспросили решительно все насчет его прошлой
жизни, вплоть до того, когда и как он болел скарлатиною, лет
пятнадцать тому назад. В заключение попросили рассказать
о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах, но очень
не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись
(М. Булгаков).
__________________________________________________ <#>
Правописание предлогов
1. Предлоги в течение, в продолжение, в заключение, в виде (не путать с предлогом ввиду) пишутся раздельно, причем с буквой е на конце.
2. Предлоги вроде, наподобие, вследствие, насчет, вместо, ввиду пишутся слитно и первые три с буквой е на конце.
376. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные бук
вы. Объясните написание этих слов. К каким частям речи они отно
сятся?
1. (В) течени.. месяца комиссия проводила проверку работы предприятия. 2. (В) течени.. ручья есть много поворотов, изгибов. 3. (В)заключен.. необходимо подвести итоги. 4. (В)за-ключени.. сказок добро побеждает зло" 5. (В)продолжени.. долгого времени я готовился к сдаче экзаменов. 6. (В)продол-жени.. всего фильма детектив ищет виновных. 7. (В)продол-жени.. романа действуют всё те же герои.
377. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая
скобки.
Не явился (в)следстви.. болезни, шляпа (в)виде картуза, вещество (на)подоби.. серы, лекция (в)род.. беседы, вынужден вмешаться (в)следстви.., указать (на)подоби.. фактов, иметь
(в)виду, поезд опаздывает (в)виду снежных заносов путей, прилагательные изменяются (в)роде, произношение (на)подо-би.. лондонского, беспокоиться (но)счет устройства ночлега, (на)счет средств не поступало.
___________________________________________________ <#>
Союз
Союзом называется служебная часть речи, которая используется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения и компонентами связного текста: и, да, а, ни... ни, или, либо, если, как, когда, чтобы и др.
По образованию и строению союзы делятся на первообразные, или непроизводные (и, но, да и др.), и непервообразные, т. е. производные. Производные союзы бывают простыми (чтобы, зато, хотя) и составными (так как, потому что); среди составных союзов выделяются повторяющиеся союзы типа или... или, либо... либо, то... то.
По значению и грамматическим функциям союзы делятся на сочинительные, которые служат для связи равноправных частей предложения или текста [...Учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения (Г.)], и подчинительные, при помощи которых соединяются неравноправные части предложения [Мне стало казаться, что гармонию выдумали поэты, желая тронуть людские сердца... (Довл.)]. Классификация союзов более подробно представлена в разделе «Синтаксис».
378. Укажите союзы. Определите их разряд по строению, значению и грамматическим функциям.
1. Я убежден, что русские должны умирать или побеждать3 (Л. Т.). 2. Целый день сидел я за своим письменным столом, а Поликарп проходил мимо меня и недоверчиво поглядывал на мою работу (Ч.). 3. Солнце грело по-летнему, но в воздухе висело предчувствие осени (Ч.). 4. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливалась к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей (Л. Т.). 5. Базаров владел особенным Уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он
никогда не потакал им и обходился с ними небрежно (Т.). 6. Вглядываясь3, Никита различал в этой волнующей3 синеве то плывущий дом, то дерево, висевшее над землей, то корабль без мачт (А. Т.). 7. Или она была самолюбива, или чувствовала свое положение, или была расчетлива в ветреном своем тщеславии (П.). 8. Народ, то есть весь их шахтерский отряд, и женщины, и дети становились цепочкой от эшелона до озерца, чтобы наливать воду в паровоз (А. Т.). 9. А теперь я хочу спать, так что не мешай мне (Г.). 10. Ольга не назвала имя убийцы, потому что он был для нее дорог... (Ч.). 11. Так прошло минут десять; вот показалась между горами волн черная точка, она то увеличивалась, то уменьшалась (Л.). 12. Ревет ли зверь в лесу глухом, трубит ли рог, гремит3 ли гром, поет ли дева за холмом — на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг (П.).
379. Определите, что соединяет союз и: однородные члены пред
ложения или части сложного предложения либо текста.
1. Ребятишки головки подняли, локотками подперлись и замерли (Пришв.). 2. Бросив поводья1 и опустив голову на грудь, я ехал долго и наконец очутился в месте, мне вовсе не знакомом. Я повернул коня назад и стал отыскивать дорогу (Л.). 3. Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы нападали на него (Л. Т.). 4. Он взял меня под руку, и мы пошли в ресторацию завтракать (Л.). 5. После этого у Ани не было ни одного свободного дня, так как она принимала участие и в пикнике, и в прогулке, и в спектакле (Ч.). 6. Князь Василий опустил голову и развел руками (Л. Т.). 7. Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза (А. Т.). 8. «...Ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, голодал по суткам (Г.).
380. Выпишите союзы. Выполните их полный морфологический
разбор: укажите, первообразный или непервообразный союз (если со
юз непервообразный, то нужно сказать, от какой части речи и каким
способом образован), простой, составной или повторяющийся, сочи
нительный или подчинительный, какова роль союза в словосочета
нии или предложении.
А мужик полез в погреб, откопал свою копейку и вынес ее на свет божий.
Глянул на нее мужик и всплеснул руками: узнал он свою копейку. Ту самую, что с такими трудами добыл он из груди
матери сырой земли, потому что, полежавши в земле, она ста
ла такою же зеленою да корявою, как тогда была... Понял он,
что напрасно пропали все его труды: ничего-то он не вырабо
тал, кроме той самой копейки, которая и прежде его была. Вот
теперь она попадет опять попу, и пойдет потом гулять по свету
белому, и будет ездить на нем всякий, кому удастся подержать
ее в руках. А коли ненароком она снова заглянет в его избу,
так только за тем, чтобы он сам снес ее либо барину, либо попу
(С. Степняк-Кравчинский).
_________________________________________________ _^
Правописание союзов
1. Союз чтобы, который пишется слитно, нужно отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Если в предложении употреблен союз чтобы, от него нельзя отделить бы; если же употреблено местоимение что и частица бы, частицу можно отделить, ср.: Оля пошла в библиотеку, чтобысдать книги. — Оля думала, что быей съесть: мороженое или пирожное. В первом примере бы отделить от что нельзя: чтобы — союз; а во втором примере частица бы может быть отделена от местоимения что: Оля подумала, чтоей съесть бы...
2. Союзы также и тоже пишутся слитно. Союз также нужно отличать от наречия так и частицы же, а союз тоже — от местоимения то с частицей же. Союзы также и тоже взаимозаменяемы, в этом их отличие от других слов: Пообедать я также(*• тоже) успел. — Этой весной так жетепло, как и прошлой (нельзя заменить союзом тоже); Книга интересная. И фильм, поставленный по ней, тоже (= также). — Задание сегодня то же,что и к прошлому уроку (нельзя заменить союзом также).
3. Взаимозаменяемы в предложении союзы причем и притом. Они пишутся слитно, в отличие от местоимений с предлогами при чем, при том: Дождь усилился, причем(= притом) стало холодно. — При томсобытии я не присутствовал (нельзя заменить союзом причем).
4. Союз зато можно заменить союзом но, в этом его отличие от сочетания местоимения то с предлогом за: Холодно, зато (= но) нет дождя. — Спасибо за то,что помогли мне (замена союзом но невозможна).
5. Запомните написание союзов, которые всегда пишутся одинаково: как будто, потому что, по мере того как, оттого что, так как, так что, то есть.
381. Спишите, раскрывая скобки.
Небольшой, (за)то теплый дом; яблок почти нет, (за)то много сливы; похвалили (за)то, что я сочинил; дорога трудная, (прц)чем долгая; ветер резкий, (при)тоы холодный; (дрц)том складе дежурит сторож; усталость здесь н..(при)чем; много раз слышал одно и то(же); поступил так(же), как все; брат уехал, я так(же) должен ехать; последний экзамен то(же) сдан на отлично; за что(бы) он ни принимался, все получалось; слушала радио, что(бы) узнать прогноз погоды.
Частицы
Частицами называется служебная часть речи, передающая модальные (связанные с выражением субъективного отношения говорящего) оттенки лексических и синтаксических значений: Только Петя получил пятерку; Развевам не говорили об этом? Частицы не склоняются и не спрягаются, это неизменяемые слова.
По значению различаются частицы:
1)указательные: вон, вот;
2) выделительно-ограничительные: хоть, только, лишь, всего лишь, единственно, исключительно и др.;
3) уточняющие: чуть, чуть не, как раз, точь-в-точь, именно, почти, ровно, прямо, точно, подлинно, в точности;
4) у с и л и т ел ь н ы е: же (ср.: Как же нам поступить?); -то (ср.: Он-то знает, что говорит) уж, ведь, даже;
5) вопросительные: ли, разве, неужели;
6) восклицательные: что за, вот так, ну и и др.;
7) отрицательные: не и hw.
Частицами иногда называют и вспомогательные элементы («формообразовательные частицы»), используемые при образовании составных грамматических форм (читал бы, пусть уйдет, да будет свет). Однако такие компоненты граммати-
ческих форм не являются отдельными словами, это составные части других слов. К тому же многие из таких формообразовательных элементов изменяются (давай/давайте споем), а частицы — это неизменяемые слова. Поэтому правильнее подобные грамматические части слов, по своей роли в образовании грамматических форм сближающиеся со словоизменительными морфемами, не относить к частицам как части речи. Не являются частицами как частью речи также:
1) возвратный постфикс -ся в глагольных формах;
2) местоименные словообразовательные аффиксы: приставка кое- и постфиксы -то, -либо, -нибудь;
3) самостоятельные части речи, по употреблению сопоставимые с частицами: например, местоименное прилагательное самый в уточняющем значении (ср.: в самый праздник — как раз в праздник); один в выделительно-ограничительном значении (ср.: Тут живут одни медведи и Тут живут только медведи).
382. Выпишите частицы. Выполните их полный морфологический разбор: укажите часть речи, определите разряд по значению.
1. Он знал, что само по себе образование не может сделать
человека ни хорошим, ни счастливым (Евт.). 2. Вяземская да
же не подняла взгляда (Евт.). 3. Мать сотворила глупость, но
ведь написала правду (Ю. Тр.). 4. Не пора ли нам, ребята,
взяться за ум? (Ее). 5. Лишь один ветер гулял по пустырю...
(Пл.). 6. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок ме
ня хотели утопить (Л.). 7. Нынче поутру только и было толков,
что о ночном нападении2 черкесов (Л.).
_________________________________________________ J^
Правописание частиц
1. Частицы бы, ли, же пишутся раздельно с другими словами: я бы ответил, вам ли не знать, смог же он выполнить задание.
2. Частица -ка пишется с глаголами через дефис: посмотри-ка, угадай-ка.
3. Частица -таки пишется через дефис с глаголами (доказал-таки, настоял-таки на своем) и со словами всё, так, опять, довольно (всё-таки, опять-таки). В остальных случа-
ях эту частицу нужно писать раздельно с другими словами: Он таки виноватым и оказался.
383. Спишите, раскрывая скобки.
Пора(бы) одеваться потеплее; вам(же) предстоит сказать и заключительное слово; почитайте(кга) нам стихи; расска-жи(/са) о своих делах; если(бы) не стемнело, мы(бы) не заблудились; ему(ли) не гордиться успехами; всё(ж)(таки) не мог сдержать улыбку; всё(таки) работа закончена в срок; погода сейчас довольно(тпаки) устойчивая; нам(таки) и предстоит принимать решение.
Употребление частиц не и ни
Частица не употребляется:
1) при отрицании: не разобраться; не раз вспоминал о случившемся;
2) в составе составного глагольного сказуемого перед вспомогательным глаголом (мочь, смочь, сметь, посметь) и перед инфинитивом, отчего предложение получает общее утвердительное значение: Я не мог не оглянуться; Мы не смели не поверить ему на слово.
Частица ни употребляется:
1) для усиления уже имеющегося в предложении отрицания: ни на минуту не сомневаясь; ни разу не опоздал;
2) для отрицания в предложениях, главный член которых выражен формой родительного падежа существительного: Ни звука; За весь день ни минуты покоя;
3) в составе союзных слов где ни, как ни, куда ни, когда ни, сколько ни и т. п.: Когда ни приду, он занят; Сколько ни старался, не смог решить задачу (с помощью этих союзных слов к главному предложению присоединяются придаточные уступительные);
4) в составе повторяющегося союза ни... ни (его можно заменить повторяющимся союзом и или опустить без изменения смысла предложения): Ни весной, ни летом мне не удалось съездить в Петербург (ср.: И весной, и летом мне не удалось съездить...; Весной, летом мне не удалось съездить...);
5) в составе устойчивых сочетаний слов, написание которых необходимо помнить: во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни кола ни двора, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни то ни сё, откуда ни возьмись.
384. Определите, какую частицу нужно употребить, не или ни.
1. В тайге н.. звука (Кор.). 2. Н.. видя несколько дней сряду
градоначальника2, граждане волновались и, н..мало н.. стес
няясь, обвиняли помощника градоначальника и старшего
квартального в растрате казенного имущества (С.-Щ.). 3. Пя
тый3 Ивашко стоял н.. жив н.. мертв перед раскатом, маши
нально кланяясь на все стороны (C.-lu i I Такое разнообразие
мероприятий, конечно, н.. могло н.. воздействовать и на са
мый уклад обывательской жизни (С.-Щ.). 5. Н.. вздох, н.. жа
лоба, н.. слезы н.. облегчали внутренней бури, которая волно
валась и кипела в груди его (Н.). 6. И во всю ночь безумец бед
ный, куда стопы н.. обращал, за ним повсюду Всадник
Медный с тяжелым топотом скакал (П.). 7. ...Что н.. заметит,
н.. услышит об Ольге, он про то и пишет... (П.). 8. Завистники,
на что н.. взглянут, подымут вечно лай... (Кр.). 9. Всё было
просто: пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый, н..где
н.. пятнышка чернил (П.). 10. Хвалы приманчивы — как их
н.. пожелать? (Кр.).
___________________________________________________ &
Правописание не с разными частями речи
1. Не с существительными пишется:
раздельно, если есть противопоставление с союзом а: не правда, а обман; слитно:
1) если слово не употребляется без не: недоросль, неистовство;
2) если слово с не приобретает противоположное значение (его можно заменить синонимом без не): несчастье (беда), непорядок (беспорядок);
3) если существительное обозначает лицо и в сочетании с не приобретает оттенок оценочного значения: неспециалист, непрофессионал.
Ч
2. Не с прилагательными пишется: раздельно:
1) при противопоставлении с союзом а: не тихие, а громкие звуки; не новое, а старое платье. Однако наличие союза но не является основанием для раздельного написания: негромкие, но приятные звуки; неновое, но хорошее платье;
2) с относительными и притяжательными прилагательными: не стальная конструкция, не мамин плащ;
3) с качественными прилагательными, когда они в сочетании с не обозначают недостаточное проявление признака, а не противоположный признак: не холодный, суп (~ не очень холодный, нельзя заменить словом горячий), не кислый лимон (= не очень кислый), суп не горяч (отрицается то, что он горяч, но не утверждается то, что он холоден);
4) с качественными прилагательными, которые употреблены в простой форме сравнительной степени: проселочная дорога не длиннее шоссейной; лист по формату не больше, чем почтовый конверт;
5) с краткими качественными прилагательными рад, должен, горазд: не рад, не должен, не горазд;
6) с качественными прилагательными, у которых есть зависимые слова с приставкой ни-, или в сочетании с частицами далеко не, отнюдь не: никому не нужные подробности, далеко не простое решение. При наличии слов вовсе не, совсем не прилагательные пишутся раздельно, если вовсе и совсем употреблены в значении, близком к значению частиц далеко не, отнюдь не: вовсе не правильное поведение (= далеко не правильное поведение). Если вовсе или совсем можно заменить наречием очень, прилагательное нужно писать слитно с не: вовсе неправильное поведение (= очень неправильное поведение), совсем некрепкий чай (= очень некрепкий чай);
слитно:
1) если слово не употребляется без не: неказистый, неряшливый;
2) с качественными прилагательными, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; они, как правило, допускают замену синонимом без не: неверный ответ (= ошибочный), он невысок ростом (= низок).
3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не подумал, не замерз, не останавливаясь, не опаздывая. Исключение составляет тот случай, когда слово без не не употребляется: ненавидеть, недоумевая.
4. Не с причастиями пишется раздельно только в трех случаях:
1) если есть противопоставление с союзом а: не прокипяченное, а пастеризованное молоко;
2) если причастие употреблено в краткой форме: не запрещено, не забыт;
3) если у причастия есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени: не запомнившиеся мне стихи, не написанное вчера письмо. Наречия меры и степени [абсолютно, крайне, очень, почти, вовсе (в значении 'очень'), совсем (в значении 'очень') и др.], выступая в роли зависимых слов, не влияют на написание не с причастиями: абсолютно незапомнившиеся стихи.
В остальных случаях не с причастиями пишется слитно: неочищенное яблоко, нераспустившийся бутон.
5. Не с наречиями пишется:
раздельно:
1) при наличии противопоставления с союзом а: лететь не высоко, а над самым лесом; рассказывать не последовательно, а сбивчиво;
2) если не входит в состав частиц далеко не, отнюдь не или синонимичных им вовсе не, совсем не: здесь отнюдь не мелко, отдыхал вовсе не долго;
слитно:
1) если слово без не не употребляется: нельзя, нестерпимо;
2) с наречиями на -о, -е, если они в сочетании с не выражают противоположное значение (их в большинстве случаев можно заменить синонимом без не): до дома недалеко (= близко), посмотрела несмело (= робко);
3) с местоименными наречиями: негде, некуда, незачем.
385. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с существительными.
Вызывает (не)доумение; упрекнуть в (ке)вежестве; причина ошибки в (невнимательности; (не)удача, а упорные тренировки помогли выиграть матч; войска (не)приятеля; рассказывать
(не)былицы; на работу требуются как специалисты, так и (ке)специалисты.
386. Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с гла
голами и деепричастиями.
Огонь (не)погас, (ке)учитывая сложившихся обстоятельств, (не)надеяться на случай, (не)допонимать значение происходящего, (не)проходя мимо, (не)боялся опасности, обидчику (не)сдобровать, ни с чем (не)считаясь, (не)слушая возражений, в войну люди (не)доедали и (не)досыпали.
387.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание »" о при
лагательными .
(Яе)настный день; (не)красивый, но понятный почерк; (не)опасное заболевание; лед далеко (не)прочен; ребенок очень (не)послушен; он (ке)молод и (ке)стар; в (не)запамятные времена; (не)проглядная тьма; (не)жирный творог; (ке)сильный, но точный бросок; (не)прямая, а извилистая трасса; (не)сердеч-ные боли; (не)горячее, а теплое молоко; (ме)серебряное украшение; отнюдь (ке)простые условия; мой соперник (ке)сильнее меня; очень (не)осторожные действия; (ме)важное для дела замечание; абсолютно (не)реальные представления; зимой день (не)долог; (ке)рад встрече; (не)горазд на выдумки; холм (не)высок; ни с кем (ке)откровенен.
388.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с при
частиями.
(Яе)скошенная трава, тетрадь (не)проверена, (не)занятое место, (не)затворенное окно, огород (не)вскопан, крайне (не)продуманная речь, заявление (ке)подписано, (не)полотая мной грядка, (не)распечатанный конверт, (не)годующий из-за пустяка, (ке)остывший еще чай, (не)снятый урожай огурцов, совершенно (ке)подготовленный проект.
389.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с на
речиями.
Игра длилась (не)долго; выстрелить (ке)точно; ответить (не)медленно; мелодия (не)вольно запомнилась; (ке)куда спешить; ходит (не)уклюже; ласточки летают (не)высоко, а низко; обсудим проблему (не)здесь и (не)сейчас; (не)давно поступила в институт; говорил (не)спешно, но твердо.
Междометия
Междометия— это неизменяемые слова, выражающие (но не называющие) чувства: например, о/ как выражение восторга; ах! как выражение чувства страха. Они могут быть как первообразными (ах!, эй!), так и непервообразными (боже, до свидания).
Междометия не связаны синтаксически с другими словами в предложении, отделяются от основного состава предложения паузами, а на письме — обычно запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, борозды милые... (Ее); — А! — сказала тетушка и посмотрела пристально на Ивана Федоровича... (Г.). Вступая в синтаксические связи с окружающими словами, междометия переходят в другие части речи; ср.: междометие Марш! (команда для начала движения воинского подразделения) и неспрягаемый глагол марш (Марш спать!).
Различаются 3 лексико-грамматических разряда междометий:
1) междометия, выражающие чувства (эмоции): а, ах, ай, ай-яй-яй, о, ого, о-го-го, э, эге, м-да, гм, фи, фу, тьфу; браво, боже, господи, батюшки и др.;
2) междометия, в эмоциональной форме выражающие побуждения к действию (императивные): айда, алло, марш, на, стоп, баста, ату, тпру, кис-кис и др.;
3) междометия, выражающие общепринятые формулы речевого этикета — приветствия, благодарности и т. п.: здравствуй, до свидания, спасибо и др.
От междометий нужно отличать звукоподражания — неизменяемые слова, воспроизводящие звуки, издаваемые живыми существами, механизмами или характерные для окружающей среды: ха-ха-ха!, ква-ква, дзинь! и т. п.
Звукоподражания в предложении, в отличие от междометий, не изолированы от других слов. Например: Вдруг слышим: у двери кто-то звяк в кольцо (Леек.) — звукоподражание здесь является сказуемым. При этом одно и то же звукоподражание может выполнять функции то имени, то глагола; ср. в детской речи: Мяу-мяу пришла (звукоподражание имеет значение 'кошка'); Наша киска мяу-мяу(здесь то же звукоподражание используется как глагол, в значении 'мяукает').
320
■ Современный русский язык
390.Найдите междометия и распределите их по группам в зави
симости от разряда по значению: 1) эмоциональные; 2) императив
ные; 3) этикетные.
1. Ах, не слушайте бедную женщину, мессир. 2. Маргарита молитвенно протянула обе руки к Воланду, но не посмела приблизиться к нему и тихо воскликнула: — Прощайте! Прощайте! — До свидания, — сказал Воланд. 3. — Гм... — задумался артист, — ну, тогда приходите3 к нам опять. 4. —Эхх!.. — тоскливо воскликнул буфетчик, умиленно глядя на профессора, забирая десятки и пятясь к двери. 4. — Ай-ай-ай! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? 5. Алло! Считаю долгом сообщить, что ваш председатель жилтоварищества2 дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой. 6. — Здравствуйте, я ваша тетя! — воскликнул Римский и добавил: — Еще сюрприз! 7. — Браво! — отрывисто рявкнул бас где-то в высоте. 8. Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тсс!» 9. Он то и дело прерывал Ивана восклицаниями1: — Ну, ну! Дальше, дальше, умоляю вас. Но только, ради всего святого, не пропускайте ничего! (М. Булгаков).
391.Выпишите междометия. Выполните их полный морфологи
ческий разбор: укажите, первообразными или непервообразными они
являются, к какому лексико-грамматическому разряду относятся.
1. Ох, милый друг! Тружусь день весь... 2. Ах, в чем я виноват? 3. «Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак, кто слушает людских всех врак...» 4. Бывало, за пример тебя смиренства кажут, а ты... ахти, какой позор! (И. Крылов).
392.Выпишите из текста служебные части речи, а также междо
метия. Объясните, почему к этим словам нельзя поставить вопрос.
Слон и Моська
По улицам Слона водили, Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас — Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши3 Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться, Ну, так и лезет в драку с ним.