Рост – это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их молекул, то есть количественные изменения

Растет ребенок непрерывно, но неравномерно и это приводит к изменению пропорций отдельных частей его тела. Рост всех тканей и органов протекает с неодинаковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20-22 года, у мужчин в 23-25 лет.

Термин "развитие" связан с именем У. Гарвея (1578-1657 гг.), который провозгласил известный принцип "Все живое происходит из яйца". Но как представлял он себе яйцо? В виде взрослого, но многократно уменьшенного организма, окруженного оболочкой. Причем все части такого микроскопического организма Гарвей считал водянистыми, прозрачными и такими спутанными и извитыми, что для того, чтобы стать видимыми, они должны были в буквальном смысле слова развиться, а потом уже стать непрозрачными, плотными.

Развитие - процесс качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению сложности организации и взаимодействия всех его систем.Развитие идет до 20 лет. Зачем человеку необходим длительный период развития? Вероятно, что только в условиях постепенных морфологических и функциональных преобразований может развиться мозг человека с его сложнейшими психическими функциями. Человек – это социальный организм. Нормальное развитие функций мозга возможно только при общении ребенка с другими людьми. Вне человеческого общества психические функции мозга ребенка (сознание, речь, мышление) необратимо отстают в развитии. Об этом свидетельствуют неоднократно описанные случаи жизни среди животных.

Рост и развитие, то есть количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. В этом случае рост, как и другие структурные и физиологические особенности организма являются генетически предопределенными(множественное действие генов) в каждом из возрастных периодов. То есть, рост не представляет собой чего-либо самостоятельного, а лишь сопутствует основным качественным изменениям, характеризующим развивающийся организм. Например, формирование двигательной активности ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, участвующих в осуществлении двигательных функций. Качественное совершенствование двигательных функций, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенка более интенсивно идет формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга. Как и все в природе, всякое количество соответствует некоторому качеству.

Родившийся ребенок имеет своеобразное соотношение частей тела (большая голова, длинное туловище, короткие ноги и т.д.).

Рост при рождении удваивается к 5 годам и утраивается к 15 годам. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4-5 см, в период полового созревания на 6-8 см в год. Вес при рождении утраивается к 1 году.

С возрастом уменьшаются относительные пропорции головы: если у новорожденного высота головы составляет 1/4 длины туловища, то в 2 года - 1/5, в 6 лет - 1/6, а у взрослых - 1/8. Также с возрастом увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног.

До начала периода полового созревания отличия в пропорциях тела отсутствуют. В период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, таз уже, чем у девушек. Следует учесть, что половое созревание девочек наступает на 1-3 года раньше, чем у мальчиков, что характеризуется и более высоким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек по этому показателю, хотя продолжают отставать в физическом развитии в целом.

К общим биологическим закономерностям роста и развития относят:

1. Неравномерность (гетерохрония) темпов роста и развития в целомПроцессы роста и развития непрерывны, носят поступательный характер, а их темп зависит от возраста: на одних возрастных отрезках преобладает рост (период вытягивания), на других - развитие (период округления).

Гетерохрония -закономерность, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации под действием условий окружающее среды.

Наши рекомендации