Ранняя подготовка к ГИА. Сжатое изложение.
Галкина Наталья Николаевна, ГБОУ СОШ №297 Москва
В 1974 году Эно Рауд, популярный эстонский детский писатель, получил международную литературную премию имени Ганса Христиана Андерсена за первую книгу о накситраллях. До сих пор нам нравится читать о маленьких человечках, похожих на гномиков (особенно рассматривать картинки!). И очень хочется, чтобы и учащиеся полюбили их за любопытство, отзывчивость, умение по-настоящему удивляться и благодаря находчивости выходить из трудных положений.
5-6 класс. Урок развития речи
ПОДГОТОВКА К ГИА. УЧИМСЯ РЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТ И ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.
Цель урока: 1) закрепить понятия: текст, признаки текста, типы и стили речи;
2) сформировать умения редактировать текст;
3) научить пользоваться некоторыми приёмами сжатия (исключение, упрощение) текста;
4) формировать умения работать в парах и группах.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. «Организуем себя»
2. Целеполагание урока. «Поставим цель» ( Чему хотите научиться сегодня на уроке?
Что нового и интересного хотите узнать?)
- Мы поработаем сегодня с «испорченным» тестом.
3. Актуализация знаний. «Повторим изученное»
- Что такое текст?
- Что такое тема и основная мысль текста?
- Какие типы речи вам известны?
- Какие стили речи вы знаете?
- Что такое микротема?
4. Работа с текстом. Прочитайте текст.
(1) Машина катилась по узкой лесной дорожке. (2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево. (5) Полботинка тщательно осматривал окрестность.(6) Взгляд Полботинка скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (7) Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (8) Кругом все оставалось спокойным. (9) Лесную тишину нарушали только два вертолета. (10) В ту же секунду Муфта нажал на тормоз. (11) Муфта остановил машину. (12) Муфта и Полботинка вылезли из машины. (13) Муфта и Полботинка принялись разглядывать следы. (14) Муфта и Полботинка установили. (15) Следы тянутся из леса. (16) Муфта и Полботинка вернулись в машину. (17) Муфта и Полботинка снова двинулись в путь. (18) Полботинка кинулся к заднему стеклу. (19) Теперь и он увидел стаю кошек. (20) Кошки, кошки, кошки... (По Эно Рауду)
Выполните задания:
а) определите тему текста,
б) определите основную мысль текста,
в) укажите тип речи,
г) укажите стиль текста.
- Разделите текст на микротемы.
(1) Машина катилась по узкой лесной дорожке. (2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево. (5) Полботинка тщательно осматривал окрестность.(6) Взгляд Полботинка скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (7) Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (8) Кругом все оставалось спокойным. (9) Лесную тишину нарушали только два вертолета.
(10) В ту же секунду Муфта нажал на тормоз. (11) Муфта остановил машину. (12) Муфта и Полботинка вылезли из машины. (13) Муфта и Полботинка принялись разглядывать следы. (14) Муфта и Полботинка установили. (15) Следы тянутся из леса.
(16) Муфта и Полботинка вернулись в машину. (17) Муфта и Полботинка снова двинулись в путь. (18) Полботинка кинулся к заднему стеклу. (19) Теперь и он увидел стаю кошек. (20) Кошки, кошки, кошки... (По Эно Рауду)
- Можно ли написать сжатое изложение по этому тексту? (Нет, так как его надо отредактировать)
- Почему в начале урока данный текст я назвала «испорченным»?
УЧИМСЯ РЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТ
Работа в парах
а) - Назовите слова, которые являются «лишними» в данном тексте. ( Муфта, Полботинка, машины, следы)
- Подчеркните данные слова.
- Подумайте, какие слова можно убрать, не искажая содержание текста, а какие – заменить синонимами.
б) Упражнения на восстановление логических связей
– Подумайте, какой союз можно использовать, чтобы соединить действия Муфты. (И)
(2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой.
- установите логическую и причинную связь между предложениями.
(2) Муфта крутил баранку. (3) Муфта следил за дорогой. (4) Боялся ненароком въехать в дерево.
Муфта крутил баранку и следил за дорогой, чтобы ненароком не въехать в дерево.
- Подумайте, какой союз можно использовать, чтобы показать действия двух разных героев. (А)