Первые шаги - самые трудные» Рабиндранат Тагор
Ход урока:
№ | № слайда | Элемент урока | Время |
1. | Введение. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с темой и целями урока. (Запись на доске и в тетрадях: «Третье декабря. Классная работа. Текстоведение. Этапы создания текста.») | ||
2. | Повторение изученного. Беседа по вопросам с использованием презентации. · Знакомо ли вам слово «Текстоведение»? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни «текст» и «вед». Значит, оно обозначает «ведать, знать текст».) · Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики «Текстоведение»? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.) · А что такое текст? (Это произведение речи.) · Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.) · Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?). · С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.) | ||
3. | Комплексный анализ текста (текст на слайде и напечатан в раздаточном материале). · Прочитайте и докажите, что перед вами речевое произведение, то есть текст. (Это текст, потому что его объединяет тема, есть основная мысль, относительная законченность, предложения стоят в определённом порядке и связаны между собой.) · Проведите текстоведческий анализ – определите тему, основную мысль, тип речи, стиль текста, средства связи предложений. · Как бы вы озаглавили данный текст? («Удивительная дружба», «Случай в зоопарке», «Медведь и кот», «А всё-таки они дружат!»…) | ||
4. | Объяснение нового материала. Слово учителя. Мы убедились, что вы знаете, что такое текст, и умеете его анализировать. Но как создать собственное речевое высказывание? Что написать? Как начать? Наверняка, и вы задавали себе эти вопросы, когда получали задание написать сочинение. Сегодня мы с вами познакомимся с этапами создания текста, которые в дальнейшем, я надеюсь, помогут вам успешно справляться с написанием сочинений, докладов, выступлений и т.д. · Итак, первый этап – обдумывание темы, цели высказывания. (Запишите в свои тетради.) На этом этапе вы должны не просто выбрать тему, но и решить, о чём вы будете писать и зачем. А значит, выбрать тип речи: повествование для рассказа о событиях; описание, чтобы описать предмет; рассуждение, чтобы поразмышлять над какой-то проблемой. · Второй этап предполагает создание рабочих материалов. (Спишите с экрана.) Вы не просто обдумываете содержание вашего высказывания, но и записываете отдельные слова, словосочетания, даже предложения, а также продумываете, какие микротемы и в каком порядке вы расположите. · На третьем этапе создаётся сам текст. (Запишите этот этап.) · Четвёртый этап предполагает редактирование. Это очень важная работа. (Запишите в тетради.) Читая свой текст, вы должны обнаружить и устранить нарушение логики, речевые недочёты. То есть сделать текст почти идеальным, на ваш взгляд. | ||
5. | Закрепление. Работа с готовым текстом (на экране и в распечатанном виде). Перед вами работа ученика 7 класса Саши. Ему задали написать сочинение о том, как он получил двойку. Вот что у него получилось. (Чтение и обсуждение работы Саши: Замысел. Рабочие материалы. Сочинение. Редактирование.) | ||
6. | Самостоятельная работа. Создание текста. Воспользовавшись размышлениями Саши по редактированию текста, попробуйте исправить его текст. Может быть, вы найдёте и другие недочёты. Запишите получившееся сочинение. Через несколько минут мы проверим, как вам удалось улучшить текст. Чтение 2-3 работ и обсуждение. | ||
7. | Домашнее задание. Дома вы сами попробуете создать рабочие материалы для небольшого сочинения. Для этого спишите темы, а дома выберите одну из них и запишите рабочие материалы. | ||
8. | Самоанализ урока. Подведение итогов уроков по вопросам слайда. Выставление оценок. Благодарю за работу. Урок окончен. |