Приобретение и формализация Знаний
Важным этапом при создании БЗ является этап приобретения знаний. На этом этапе разнообразный набор фактов о некотором предмете должен быть представлен в виде некоторой обобщенной структуры. Одной из них является чтректура, получившая название «дерево решений».
Это один из простейших способов представления фактов и его применение ограниченно. Вместе с тем, использование дерева решений может быть эффективно там, где знания представляются в виде правил.
Данный подход будет рассмотрен с единственной целью: показать, как знания о конкретной предметной области могут быть формализованы до уровня структуры БЗ некоторой экспертной системы.
Структура дерева решений иллюстрирует отношения, которые должны быть установлены между правилами в хорошо организованной БЗ.
Формализация задачи
Представим себе, что мы присутствуем при беседе, когда специалиста в области ботаники по телефону просят определить тип некоторого растения. Так как он не видит конкретный экземпляр, а спрашивающий не является специалистом в области ботаники, то консультирующий задает ряд вопросов, чтобы получить сведения, необходимые для решения задачи.
Один из вариантов такой консультации может быть представлен в графической форме (рис. 3.1).
Рис. 3.1. «Телефонная консультация»
Результатом такой консультации будет вывод: «Основываясь на Вашем ответе, можно предположить, что тип растения – дерево».
Однако данная диаграмма иллюстрирует только один из возможных вариантов вопросов и ответов (т. е. экспертизы). Аналогичным образом можно представить и все другие варианты ответов, и ход консультации.
Что же позволяет специалисту провести такую консультацию и определить как последовательность вопросов, так и их содержание в зависимости от ответов опрашиваемого? Ответ один: его знания в конкретной предметной области, в которой он является специалистом, (экспертом).
Представление знаний в виде «дерева решений»
Базируясь на знаниях эксперта графически диаграмму всех возможных исходов данной консультации можно представить в виде рис. 3.2.
Рис. 3.2. Дерево решения задачи
Это графическое представление модели данных называется «деревом решения», которое объединяет все ветви поиска типа неизвестное растение.
Но если консультация ЭС должна быть более глубокой и определять, например, класс растения, то в этом случае для «типа растения – дерево» должно быть построено свое «дерево решений», которое после получения знаний от специалиста можно представить в виде рис. 3.3.
Как видно, новая часть будет «поддеревом» исходного «дерева решений».
Рис. 3.3. «Поддерево-1» решения задачи
Существует несколько причин, по которым все «дерево решений» разбивается на секции:
- «дерево решений» быстро становится длинным и труднообозримым;
- деление «дерева решений» на секции упрощает запоминание цели, которая преследуется в процессе приобретения знаний.
Когда «поддерево» создано, заключительная его часть может быть скопирована в корень вновь создаваемой ветви «дерева решений», и для нее на основе знаний, получаемых от эксперта, может быть построено свое «поддерево решений» (рис. 3.4) и т. д.
Рис. 3.4. «Поддерево-2» решения задачи
Диаграммы, приведенные на рис. 3.2 – 3.4 - это модель незаконченной ботанической БЗ, которая решает только узкую часть общей задачи.
На основе изложенного можно сделать вывод, что при разработке модели БЗ любой предметной области на основе «дерева решений» необходимо:
- общую задачу разбить на ряд подзадач;
- для каждой из подзадачи разработать свое «дерево решений» (это упростит создание и отладку БЗ).