ВНД детей от 7 до 18 лет
Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила, подвижность, уравновешенность и взаимная индукция процессов торможения и возбуждения, уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.
Подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период - нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, ухудшается дифференцировка условных раздражителей.
Ослабляется деятельность коры, именно второй сигнальной системы. Функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.
Старший школьный возраст (15-18 лет) – оканчивается морфофункциональное созревание всех систем организма, повышается роль корковых
процессов в регуляции психической деятельности, функций второй сигнальной системы; свойства нервных процессов достигают уровня взрослого: упорядочены и гармоничны.
Типы ВНД ребенка. Свойства нервных процессов у детей разных типов, определяют их функциональные возможности в процессе обучения и воспитания
Н.И.Красногорский выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте на основе
- силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов,
- взаимоотношений коры и подкорковых образований,
- соотношения между сигнальными системами.
Врожденные особенности В и Т | Т и п н е р в н о й с и с т е м ы | |||
сильный | слабый | |||
безудержный | быстрый | медленный | ||
сила | + | + | + | - |
уравновешенность | В > Т | В = Т | В = Т | В > Т; В < Т |
подвижность | В ↔ Т | В ↔ Т | В ↔ Т | В ↔ Т; В ↔ Т |
т е м п е р а м е н т | ||||
холерик | сангвиник | флегматик | меланхолик |
В – возбуждение; Т - торможение
Тип | Характеристика |
1.Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый | быстрое образование прочных условных рефлексов. Дети имеют хорошо развитую речь, богатый словарный запас |
2. Сильный, уравновешенный, медленный | медленное образование условных связей, прочность их меньше. Дети быстро обучаются речи, но речь несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий. |
3.Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный | рефлексы быстро угасают. Дети эмоционально возбудимы, вспыльчивы; речь быстрая с выкрикиваниями. |
4.Слабый тип с пониженной возбудимостью. | условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются. |
Человеческие типы высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову):
Тип ВНД | Характеристика |
Художественный тип (преобладает первая сигнальная система над второй) | этот тип людей при восприятии действительности широко пользуется чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление |
Мыслительный тип (преобладание вторая сигнальная система) | тип людей с выраженной способностью к абстрактному мышлению |
Средний тип (уравновешенная деятельность двух сигнальных систем) | включает большинство людей как с образными впечатлениями, так и умозрительными заключениями |
Восприятие – процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации.
Постепенность и неодновременность созревания областей коры в процессе онтогенеза определяют существенные особенности процесса восприятия в различные возрастные периоды. Определенная степень зрелости корковых зон к моменту рождения
ребенка создает условие для осуществления приема информации и элементарного анализа качественных признаков сигнала уже в период новорожденности. В течение первых месяцев жизни усложняется анализ сенсорных стимулов в коре, что свидетельствует о начале сенсорного воспитания.
Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. К 5-6 годам существенно облегчается опознание сложных, ранее незнакомых предметов, сличение их с эталоном. Это дает основание рассматривать дошкольный возраст как сенситивный период развития зрительного восприятия. В школьном возрасте
формируется произвольное избирательное восприятие, существенные изменения
которого отмечены к 10-11 годам. Заключительный этап развития воспринимающей системы обеспечивает оптимальные условия для адекватного реагирования на внешние воздействия.
Внимание - функция, обеспечивающая оптимизацию процессов воспитания и обучения. Внимание – сложный
системный акт, в котором принимают участие различные структуры мозга.
Непроизвольное внимание обнаруживается в период новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции на раздражитель. Критический период в его формировании - 2-3-месячный возраст: ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера.
Произвольное внимание в грудном и в младшем дошкольном возрасте, характеризуется эмоциональным аспектом, т. к. внимание ребенка в основном привлекают эмоциональные раздражители. По мере восприятия речи формируется социальная форма внимания, опосредованная речевой инструкцией. До 5-летнего возраста легко оттесняется непроизвольным вниманием, возникающим на новые привлекательные раздражители. В 6-7-летнем возрасте существенно возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания. В этом возрасте еще велико значение эмоционального фактора. Качественные сдвиги в формировании внимания отмечены в 9-10 лет. В начале подросткового периода (12-13 лет) внимание ослабляется, а к концу – процесс внимания соответствует таковому взрослого.
Память – способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию.
Память, основанная на хранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на ранних этапах развития. Простота системы памяти в детском возрасте определяет устойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве.
В младшем школьном возрасте объем памяти возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к подростковому возрасту. Созревание высших корковых центров с возрастом определяет постепенность развития и совершенствования словесно-логической абстрактной памяти.