Питательные среды, применяемые

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
  питательные среды, применяемые - student2.ru

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ С ВИРУСОЛОГИЕЙ И ИММУНОЛОГИЕЙ

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ

И ИММУНОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Киров – 2009

УДК 579+578+612.017

ББК 28.04

У 91

Печатается по решению центрально-методического совета Кировской государственной медицинской академии (протокол № 04 от « 18 » декабря 2008 г.).

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. /Сост: А. И. Смирнова, Е. П. Колеватых, Н.С. Дюпина - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2009.-108.С.

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, оно содержит информацию о биологических свойствах основных возбудителей инфекционных заболеваний, методах лабораторной диагностики инфекционных болезней, биологических препаратах, применяемых для их диагностики, профилактики, терапии. Данное пособие может быть использовано в процессе самостоятельной работы при подготовке к занятиям и к курсовому экзамену по микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Рецензенты: зав. каф. биологии д.м.н., профессор А.А. Косых.

зав. каф. общей гигиены д.м.н., профессор В.Ф. Трушков.

©Смирнова А.И., Колеватых Е.П., Дюпина Н.С.

© ГОУ ВПО Кировская ГМА Россздрава,2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие.............................................................................................................................. 5

Методические указания........................................................................................................... 5

1. Питательные среды, применяемые в бактериологической

практике и условия культивирования микроорганизмов ............................................. 6

1.1. Требования, предъявляемые к питательным средам .............................................. 6

1.2. Классификация питательных сред ............................................................................ 7

1.3. Условия культивирования микроорганизмов .......................................................... 9

2. Основы микробиологической диагностики инфекционных болезней ............................ 10

2.1. Техника сбора патологического материала от больных для

бактериологического исследования ................................................................................. 12

2.2. Методы микробиологической диагностики инфекционных

заболеваний ............................................................................................................... 19

2.2.1. Бактериоскопический метод исследования.................................................. 19

2.2.2. Бактериологический метод ............................................................................ 20

2.2.3. Биологический метод ..................................................................................... 22

2.2.4 Серологический метод.................................................................................... 24

2.2.5. Аллергологический метод.............................................................................. 25

3.Серологические реакции в диагностике инфекционных заболеваний......................... 25

3.1. Реакция агглютинации................................................................................................ 27 3.1.1. Ориентировочная реакция агглютинации на стекле..................................... 27

3.1.2. Развёрнутая (пробирочная) реакция агглютинации..................................... 28

3.1.3. Реакция непрямой гемагглютинации............................................................. 29

3.1.4. Реакция Кумбса (антиглобулиновый тест).................................................... 30

3.2. Реакция преципитации................................................................................................. 30

3.2.1. Реакция преципитации с разведённым антигеном........................................ 31

3.2.2. Реакция кольцепреципитации......................................................................... 31

3.2.3. Реакция иммунодиффузии по Оухтерлони.................................................... 31

3.2.4. Иммуноэлектрофорез....................................................................................... 32

3.2.5. Реакция флоккуляции...................................................................................... 32

3.2.6. Реакция нейтрализации................................................................................... 33

3.3. Реакция лизиса.............................................................................................................. 34

3.3.1. Реакция бактериолиза....................................................................................... 34

3.3.2. Реакция гемолиза.............................................................................................. 34

3.4. Реакция связывания комплемента.............................................................................. 35

3.5. Реакции с мечеными компонентами........................................................................... 36

3.5.1. Иммунофлюоресцентный метод......................................................................36

3.5.2. Иммуноферментный анализ.............................................................................38

3.5.3. Радиоиммунный анализ.................................................................................... 40

3.6. Иммуноблотинг............................................................................................................. 41

4. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. ......................................................... 41

4.1. Требования, предъявляемые к химиотерапевтическим

препаратам ................................................................................................................. 42 4.2. Основные группы химиотерапевтических препаратов ......................................... 42

4.3. Антибиотики. ............................................................................................................. 43

4.3.1. Основные этапы получения антибиотиков ................................................... 43

4.3.2. Классификация антибиотиков ........................................................................ 43

4.3.3. Антибиотикорезистентность бактерий .......................................................... 44

4.3.4. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам ......................... 45

4.3.5. Осложнения и побочные действия антибиотиков........................................ 46

4.3.6. Основные причины неэффективности антибиотикотерапии ...................... 47

5. Учение об инфекции и иммунитете .................................................................................. 47

5.1. Факторы патогенности бактерий ................................................................................ 47

5.2. Инфекционные свойства вирусов ...............................................................................51

5.3. Особенности вирусных инфекций...............................................................................52

5.4. Невосприимчивость организма к инфекционным агентам ...................................... 53

5.5. Иммунокомпетентные клетки .................................................................................... 55

5.6. Формы иммунного ответа ........................................................................................... 56

5.6.1. Иммунный ответ по гуморальному типу........................................................57

5.6.2. Иммунный ответ по клеточному типу............................................................58

5.6.3. Иммунологическая толерантность..................................................................59

6.Биологические препараты для профилактики, лечения и диагностики

инфекционных болезней .....................................................................................................60

6.1. Краткая квалификационная характеристика биологически

активных препаратов .................................................................................................. 61

6.1.1. Лечебно-профилактические препараты.......................................................... 61

6.1.2. Диагностические препараты ........................................................................... 62

6.2. Препараты для создания активного иммунитета ...................................................... 63

6.2.1. Вакцины ............................................................................................................ 63

6.2.2. Анатоксины .......................................................................................................67

6.3. Препараты для создания пассивного иммунитета .................................................... 68

6.3.1. Иммунные сыворотки ..................................................................................... 68

6.3.2. Иммуноглобулины ........................................................................................... 70

6.4. Бактериофаги ................................................................................................................ 71

6.5. Препараты для лечения дисбактериоза ......................................................................72

6.6. Интерферон ...................................................................................................................74

6.7. Диагностические препараты ....................................................................................... 74

6.7.1. Антигенные препараты ....................................................................................75

6.7.2. Иммунные сыворотки и иммуноглобулины ..................................................79

6.7.3. Бактериофаги .................................................................................................... 83

6.7.4. Бактериальные аллергены ............................................................................... 85

6.7.5. Дополнительные диагностические препараты .............................................. 85

7. Перечень экзаменационных вопросов по микробиологии,

вирусологии, иммунологии для студентов лечебного

и педиатрического факультетов........................................................................................ 86

7.1. Общая микробиология............................................................................................... 86

7.2. Инфекция и иммунитет.............................................................................................. 89

7.3. Частная микробиология.............................................................................................. 91

7.4. Частная вирусология .................................................................................................. 92

7.5. Принцип и образец построения экзаменационного билета..................................... 92

7.6. Схема ответа по частной микробиологии и по биологически-активным

препаратам.................................................................................................................... 93

8. Контрольно-обучающий блок............................................................................................ 94

8.1 .Контрольные вопросы.................................................................................................. 94

8.2. Тестовые задания...........................................................................................................95

8.3. Ситуационные задачи .................................................................................................101

8.4. Эталоны ответов........................................................................................................ 103

9. Заключение.........................................................................................................................106

10. Литература..........................................................................................................................108

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие содержит информацию по тем разделам общей микробиологии, освоение которых вызывает определенные трудности у студентов.
Первый раздел посвящен описанию условий культивирования микроорганизмов, классификации применяемых для этой цели питательных сред, наиболее часто используемых в бактериологической практике. Второй раздел «Основы микробиологической диагностики инфекционных болезней» содержит правила отбора патологического материала от больных для бактериологических исследований и включает описание методов микробиологической диагностики инфекционных заболеваний. В следующий включены данные о серологических реакциях, применяемых с диагностической целью, описаны методы их постановки и учета получаемых результатов.. Информация о химиотерапевтических препаратах начинается с изложения требований, которые к ним предъявляются, далее приводится характеристика отдельных групп препаратов, механизм их антимикробного действия. В раздел вошли основные сведения о получении антибиотиков, их классификации. Перечислены осложнения и побочные эффекты антибиотикотерапии. Уделено внимание проблеме антибиотикорезистентности микроорганизмов: указаны возможные причины появления штаммов бактерий, устойчивых к антибиотикам, генетические и биохимические механизмы ее формирования. В раздел «Учение об инфекции и иммунитете» включены данные о факторах патогенности бактерий, инфекционных свойствах вирусов и особенностях вирусных инфекций; описаны факторы неспецифической противоинфекционной защиты организма и основных формах иммунологического реагирования. Шестой раздел содержит сведения о биологически активных профилактических, лечебных и диагностических. препаратах.

Аналогичное издание, предназначенное для подготовки студентов к курсовому экзамену по микробиологии, было опубликовано в 1995г. В отличие от него, в настоящее учебное пособие вошли дополнительные разделы: «Основы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний», «Серологические реакции в диагностике инфекционных заболеваний», «Химиотерапевтические препараты. Антибиотики», «Учение об инфекции и иммунитете», «Контрольно-обучающий блок». Пополнен за счет новых данных раздел, посвященный описанию питательных сред, применяемых в бактериологической практике, В перечень биологически активных средств включены новые профилактические, лечебные, диагностические препараты.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов, изучающих микробиологию, оно может быть рекомендовано к использовано в процессе самостоятельной работы при подготовке к лабораторнымзанятиям и к курсовому экзамену по микробиологии с вирусологией и иммунологией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ в 2000 году по специальности 040100 «Лечебное дело» и 040200 «ПедиатрияОно предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного и педиатрического факультетов изучающих медицинскую микробиологию, вирусологию, иммунологию. Знакомство с представленной информацией должно способствовать усвоению учебного материала по дисциплине и успешной сдаче курсового экзамена.

Для получения базисных знаний необходимо изучение таких дисциплин, как анатомия (строение тела человека), гистология (морфология и функция различных органов и тканей), биохимия (значение основных биохимических процессов в жизнедеятельности человека), биология (морфология бактерий и вирусов, их классификация).

Информация полученная при изучении микробиологии, вирусологии, иммунологии в дальнейшем послужит основой для освоения таких клинических дисциплин, как внутренние болезни, хирургия, инфекционные болезни, дерматовенерология, акушерства и гинекология.

В процессе знакомства с предметом студентам читаются лекции, которые затем обсуждаются на практическом занятии.

В самостоятельную аудиторную работу студентов входит выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, освоение практических навыков, необходимых для осуществления микробиологической диагностики инфекционных заболеваний.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов включает в себя посещение медицинской библиотеки, подготовку рефератов по отдельным темам практических занятий, участие в проведении конференции студенческого научного общества.

В учебном пособии учитывается сочетание теоретических основ с прикладными аспектами дисциплины. В связи с этим в конце приведены контрольные вопросы, ситуационные задачи, тестовые задания, которые могут использоваться для самопроверки.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: биологические свойства возбудителей инфекционных болезней, методы их выделения и идентификации, основы патогенеза, эпидемиологии, клинических особенностей, профилактики и лечения вызываемых вирусами и патогенными микроорганизмами инфекционных заболеваний.

Студенты должны уметь: провести отбор патологического материала от больных для последующих бактериологических исследований; выделить из него чистую культуру возбудителя; осуществить ее идентификацию; оформить заключение о проведенных исследований.

ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

Наши рекомендации