Методология рудноформационных исследований (университетский компонент)
Рудные формации как цель и средство генетических и средство металлогенических исследований. Причины нецелесообразности использования минерального, минералого–химического состава руд, геологических обстановок и режимов рудообразования в качестве диагностических признаков рудных формаций, т. е. признаков, обязательных в процедуре их выделения и обоснования.
Рудная формация как вещественно – генетическая категория. Вещественное и генетическое содержание рудных формаций. Понимание рудной формации как оруденелой разновидности геологической формации с комплексом присущих ей сингенетических полезных ископаемых. Обоснование данного подхода к выделению рудных формаций.
Рудноформационная таксономическая иерархия: поликомпонентная рудная формация, монокомпонентная рудная субформация, геологический тип месторождений полезных ископаемых. Назначение и содержание понятий. Примеры: золото – уран – полиметаллическая березитовая рудная формация, золотая, урановая, полиметаллическая, сурьмяная березитовая рудные субформации. Золотая березитовая рудная субформация: геологические типы месторождений, образованных в режиме активизации континентальных рифтов и коллизии.
Возможности использования рудных формаций в геолого-генетических классификациях месторождений полезных ископаемых и классификациях рудообразующих процессов. Рудные формации и другие члены рудноформационной таксономической иерархии как непосредственное основание классификаций. Обращаемость классификаций.
Заключение
Перспективы и пути дальнейшего совершенствования формационного метода в геологии.
ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНСТИ
На изучение теоретического материала во внеаудиторное время выделено 32 часа.
Во время лекций студентам выдается задание на каждую предстоящую неделю и акцентируется внимание на менее сложных вопросах, которые входят составной частью в тему предстоящей лекции. Более (наиболее) сложные вопросы темы разбираются на лекции.
Для усвоения теоретического материала большинству студентов недостаточно только читать учебную литературу. Требуется обязательное конспектирование своими словами прочитанного. Как правило, для этого необходимо неоднократное прочтение соответствующих разделов.
В конспекте целесообразно выделять ключевые понятия, их взаимосвязи, основные теоретические положения. Рационально составленный конспект обеспечивает возможность быстрого повторения материала, что гарантирует прочное его усвоение. Конспект, отражающий самостоятельную работу студентов во внеаудиторное время, дополняет конспект лекций, качество его и систематичность составления оценивается в баллах.
Предметом особого внимания студентов должна быть формационная терминология. Не овладев понятийным аппаратом, невозможно выражать мысли на профессиональном языке. Хотя во всех блоках (модулях) дисциплины употребляется, например, один термин – «формация», в каждом блоке (модуле) он обозначает разное, имеет свое смысловое содержание. Скажем, осадочная формация – это геологическое тело, магматическая формация – это совокупность разобщенных геологических тел, рудная формация – совокупность месторождений полезных ископаемых и т. д.
Главное, что должно быть понято и усвоено в данной дисциплине – это приемы выделения, обоснования геологических и рудных формаций, диагностические их признаки. В разработке совокупностей этих признаков существуют пока не преодоленные трудности (исключая метасоматические формации), многовариантные подходы и многовариантные результаты. В связи с этим важно, чтобы студенты усвоили состояние разработанности формационного метода в каждом направлении, достоинства, недостатки и результаты реализации на практике каждого подхода. Это обеспечивает понимание существа проблем, которые требуют своего решения.
Распределение времени внеаудиторной работы по разделам дисциплины:
- осадочные формации 8 ч.
- магматические формации 6 ч.
- метаморфические формации 4 ч.
- метасоматические формации 4 ч.
- рудные формации 10 ч.
Имеющиеся в достаточном количестве учебные пособия по всем разделам дисциплины облегчают студентам работу с материалом при минимуме затрат времени на поиск дополнительной литературы.