Тема: Словообразовательная система русского языка. Словообразовательные типы и модели, парадигмы, цепочки, гнезда; словообразовательный формант
Продолжительность 6 часов
План практического занятия
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Дериватология как научная дисциплина.
2. Словообразовательные отношения и выражающие их формы, значения, средства (основные и вспомогательные).
3. Понятие словообразовательной системы, принципы ее построения. Понятие словообразовательной структуры слова (производящая основа и формант).
4. Формант как носитель словообразовательного значения. Частное и общее словообразовательное значение. Классификация словообразовательных значений: мутационные, модификационные, транспозиционные и соединительные. Фразеологизация значения производного слова.
5. Словообразовательный ряд и словообразовательная парадигма как единицы измерения типов производности.
Аффиксальное и корневое направления в изучении словообразования.
Единицы системы и их иерархическая организация: производное слово, словообразовательная структура слова, словообразовательная пара, словообразовательный формант. Группировка однотипных словообразовательных пар, словообразовательная категория, словообразовательная подсистема,
Словообразовательный тип как единица классификации производных слов и его составляющие: отнесенность производящих слов к одной части речи, тождественный в формальном и семантическом отношении формант. Классификация словообразовательных типов: регулярные нерегулярные, продуктивные непродуктивные, транспозиционные-нетранспозиционные.
Гнездо как объединение слов на основе общности корня. Двух частное строение гнезда: вершина и производные слова. Строение и типы гнезд. Классификация гнезд по аспекту их изучения: лексическое, морфемное, словообразовательное и лексико-словообразовательное. Классификация гнезд по степени их развертывания: нулевое, слаборазвернутое и сильноразвернутое.
Словообразовательная цепочка. Типы словообразовательных цепочек.
Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме
Образец мотивационного анализа к заданию 1: робеть – слово мотивированное, мотивирующее слово – робкий, т.к. оно проще по смыслу и воспринимается как исходное в этой паре. Робеть – становиться робким, т.е. бояться, опасаться. Это направление мотивации является типовым, т.к. оно проявляется в целом ряде аналогичных случаев: худеть – худой, смелеть – смелый, здороветь – здоровый. Общее значение мотивированных слов «становиться каким-либо, приобретать признак, названный мотивирующим прилагательным»
Практические задания
1. Произвести анализ следующих слов с точки зрения их мотивированности: робеть, заика, туча, толкнуть, француз, звон, хворый, сушь, тренер, ледяной, белый, хаживать, лирик, непоседа.
2. Построить ретроспективные словообразовательные цепочки, учитывая последовательность и параллельность отдельных ее звеньев: обледенелый, неторопливость, непригодно, перепродажа, понаоткрывать, разбросанность, остаточный.
3. Определить, каким из неморфемных способов образовано каждое из следующих слов: портной, навстречу (нар.), навстречу (предлог), закусочная, долг (обязанность), навытяжку, умалишенный, благодаря, (предлог), завод (предприятие), сбоку, заведующий, пятьсот, мастерская, бегом (нар.), тотчас, вечером, наперебой, мазать (делать промах), втайне, втридорога пирожное.
4. Подобрать однотипные слова и сформулировать значение выделенных аффиксов: вбежать, гуманист, помельче, снежок, перелететь, просклонять, наилучший, зайчонок.
5. Показать схематически, по каким моделям (типам) образованы слова: академик, сезонник, изгнанник, шутник; бедняк, весельчак, вожак; атомщик, бунтовщик, ростовщик, бурильщик; танкетка, сигаретка.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Найдите в тексте индивидуально-авторские новообразования (окказионализмы). Укажите, к какому словообразовательному типу они относятся: Если будет безматерьялье, то черкните строчку. Надеюсь, вы не хотите обесканцелярить и дезорганизовать планету. И с веселой и злой хорошинкой повстречался мне человек. Был я малышом в пианинном и рояльном чинном городобольном.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7