Физическое воспитание детей второго года жизни
В осуществлении задач физического воспитания детей второго года жизни важным средством остается режим. Четкая смена деятельности детей (сон, бодрствование, кормление) позволяет обеспечить их активное деятельное состояние подряд в течение 4—5 ч. При этом на воздухе дети должны быть не менее 5 ч.
Сон лучше организовать на верандах, а если нет такой возможности, то при открытых окнах или фрамугах. Зимой, когда детей до 1,5 лет долго приходится одевать и раздевать для прогулки, можно организовать такую прогулку в помещении. Детей одевают в спортивные или шерстяные костюмы; температуру в групповой снижают (открывая фрамуги, форточки) до -Н4°С. С детьми организуют подвижные игры или побуждают их к самостоятельной деятельности. Таким образом, время пребывания на свежем воздухе не уменьшается.
На втором году жизни у ребенка важно закрепить навыки ходьбы, чувство равновесия, воспитывать координацию движений, правильную осанку, способствовать формированию нормального свода стопы. Для этого важно создать условия в групповой комнате и на участке, чтобы дети могли свободно двигаться. В комнате должно быть просторно — это достигается правильной расстановкой мебели, которая подбирается в соответствии с ростом детей. Необходимо также специальное физкультурное оборудование: горка с лесенкой и скатом, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины; периодически вносить в групповую комнату доски, гимнастические скамейки и др. Эти пособия обеспечивают возможность выполнения различных движений: входить на горку, лесенку, скат и спускаться с них, влезать и слезать с лесенки, подлезать, ходить доске, согласовывать свою ходьбу с особенностями окружающих предметов и т. д. Побуждают детей к различным движениям игрушки: мячи, обручи, каталки и др.
Участок и физкультурная площадка должны быть оборудованным специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и т. д.). Детей надо учить ходить не только по ровной поверхности, но и о неровной, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения, используя имитационные упражнения («прыгает, как зайчик», «летает, как птичка» и др.).
Чтобы обеспечить детям большую свободу движений, лучше надевать на них комбинезоны или штанишки с рубашкой (как мальчикам, так и девочкам). Обувь должна соответствовать размеру и полноте ноги ребенка, иметь каблучок 0,5 см.
Подвижная игра является важным средством физического воспитания. С детьми до 1,5 лет игры проводятся в основном индивидуально или небольшими группами (3—4). Игры организуются в часы самостоятельной деятельности детей. Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в игре («Догоняй собачку», «Прятки», «Скати с горки», «Мишка»). Детей старше 1,5 лет можно объединять в подвижной игре по 8—10 человек.
При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить задание, смелость, ловкость, развивается координация, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Регулируя число повторений, подбирая разные по трудности игры, воспитатель обеспечивает определенную физическую нагрузку.
Дети старше 1,5 лет уже должны выполнять в играх ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу, не мешать друг другу, не толпиться. Детей этого возраста не надо специально строить перед игрой, а сразу включать в игровую деятельность. Воспитатель должен сам принимать участие в игре, выполняя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Его радостное активное состояние передается детям. Подвижная игра не только проводится самостоятельно, но и включается в физкультурные занятия.
Физкультурные занятия — форма организованного воспитания и обучения детей. Выбор движений для занятий должен базироваться на знании нервно-психического и физического развития.
На втором году жизни происходит бурное развитие двигательных умений, продолжается совершенствование большинства основных движений, свойственных взрослому человеку: ходьба, лазанье, бросание (как при действиях по собственной инициативе: возит игрушку, катает мяч, бросает сто, влезает па ступеньки и т. д., так и во время игр и занятии, которые организует взрослый: игра с мячом, ходьба, но доске, перешагивание через палку, подлезание и т. д.). При этом частое эмоциональное общение со взрослым оказывает благотворное влияние па нервно-психическое развитие ребенка.
При составлении комплексов физических упражнений следует:
- применять физические упражнения для крупных мышечных групп;
- чередовать упражнения для различных мышечных групп (плечевого пояса, туловища — спины и живота, ног); чередовать движения и отдых:
- чередовать непродолжительные статические положения с динамическими упражнениями:
- проводить упражнения из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа на животе, спине, на четвереньках);
- обеспечивать постепенное нарастание физической нагрузки путем использования более трудных упражнений, увеличения их числа в занятии, более частого повторения каждого движения;
- обеспечивать положительное эмоциональное настроение детей во время занятий красивым показом, доступной игрой;
- использовать соответствующие возрастным возможностям детей способы и методы организации (индивидуальный, поточный, фронтальный, по подгруппам).
Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста требуют соблюдения воспитателем строгой регламентации двигательной деятельности детей: чередование упражнений различного характера и для различных мышечных групп обеспечивает активный отдых; чередование физической нагрузки с рассказом и показом упражнений способствует переключению ребенка на другой вид деятельности, а также сохранению работоспособности и активности. Выполнение движения доставляет радость, когда ребенок способен не только воспроизвести его, но и преодолеть определенную трудность при его выполнении.
На втором году жизни идет активное формирование и развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он все лучше понимает речь взрослого. Как показали специальные исследования, развитие двигательного анализатора и речи тесно связано: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легко включаются в игры, четко выполняют движения, умеют связать слово с непосредственным движением. Отмечается взаимная обусловленность в развитии движений и психики ребенка, познании окружающей среды и приспособлении к условиям, в которых ребенок находится.
Важно помнить, что формирование двигательных навыков у детей одного и того же возраста происходит неодинаково: есть дети, которые опережают своих сверстников или отстают по ряду показателей. Это зависит как от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, физического развития ребенка, так и от условий, в которых он рос и развивался (влияние взрослых, возможности для активной двигательной деятельности и т. т.). Поэтому даже при организации коллективной деятельности детей необходимо постоянно осуществлять индивидуальный подход: одних стимулировать для повышения двигательной активности, а других несколько ограничивать. Индивидуальное общение с ребенком, помощь, поощрение взрослого очень нужны малышу: они повышают желание выполнить движение, поддерживают положительное отношение к занятиям физическими упражнениями.
Физкультурные занятия проводятся в первой половине дня, спустя 30 мин после завтрака или сразу после дневного сна, перед полдником. При проведении занятий воспитатель распределяет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 мес. объединяют в подгруппы по 2—3 и 4—5 человек, а детей от 1 года 6 мес. до 2 лет—по 6—8 человек.
При распределении детей по возрастным подгруппам следует помнить, что в каждую подгруппу могут быть включены дети старше указанного для данной подгруппы возраста, если у них отмечается недостаточное развитие движений, а также дети, впервые пришедшие в детский сад, и наоборот: в подгруппу могут быть включены дети, не достигшие определенного возраста, если они опережают своих сверстников в развитии движений.
Занятия проводят в групповой комнате, которую предварительно еще раз проветривают, а пол протирают. Температура воздуха в комнате должна быть 18—20°С. В летнее время, при температуре воздуха не ниже 20°С, занятия проводятся на открытом воздухе, в тени.
Для проведения занятий физическими упражнениями и подвижными играми необходимы простейшие пособия: палки, каталки, мостики, доски, скамейки (для развития ходьбы и равновесия), бревна, деревянные лесенки (для лазанья), большие корзины, коробки, обручи, сетки (для упражнений в метании). Применяемые пособия по размерам и массе должны соответствовать возрасту и силе детей, а также быть удобными для использования.
Одежда не должна стеснять движений детей: лучше проводить занятия в спортивной форме (трусы и майки, на ногах тапочки). Летом желательно, чтобы дети занимались босиком. В этом случае площадка для занятий должна быть предварительно тщательно подготовлена.
Проводя занятия с одной подгруппой детей, воспитатель создает условия для самостоятельной игры остальных. Для этого в другом конце комнаты он организует спокойные игры и подбирает игрушки, а няня направляет действия детей.
Методика и организация занятий должны соответствовать возрастным особенностям детей. Во второй группе раннего возраста в начале года физические упражнения в основном проводятся индивидуально с каждым ребенком. Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных видах движений. К концу года дети выполняют упражнения по подгруппам поточно или фронтально. Широко используют предметы, которые облегчают детям выполнение движений одновременно всей подгруппой.
В данной группе большое место отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются упражнения в обычной ходьбе по прямой, в усложненной ходьбе по скамейке, ширина которой по мере тренировки уменьшается с 30 до 10 см, по ребристой доске и др.
Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствия (палка, кубики и т. д.). Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезанйе в обруч, подлезание под веревку), в лазанье (влезание и слезание со стремянки), бросании (на дальность малых и больших мячей). Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, туловища). Эти упражнения проводятся из различных исходных положений— стоя, сидя (на полу, скамейке, стульчиках), на четвереньках, лежа (на полу на животе и спине). Чтобы дети делали упражнения правильно, воспитатель должен проверить исходное положение, помочь, если надо, выполнить движение.
Двигательная активность детей на занятиях к концу года увеличивается по мере того, как они овладевают движениями. Использование имитационных движений и игровой формы обеспечивает к концу второго года жизни увеличение двигательной активности детей на занятии с 350 до 600 локомоций (по данным шагометрии).
При подборе и проведении физических упражнений особое внимание надо обращать на формирование правильной осанки и свода стопы. Этому способствуют упражнения, проводимые из исходного положения лежа на животе и спине (когда дополнительно обеспечивается разгрузка позвоночника), ходьба на носках, по ребристой доске и др.
Одним из важнейших условий успешного проведения занятий является правильная и четкая работа воспитателя. Он должен тщательно готовиться к каждому занятию, хорошо знать содержание комплекса физических упражнений для данной возрастной группы. Непосредственно перед занятиями воспитатель готовит все, что может ему понадобиться: подбирает необходимые пособия, игрушки, расставляет стульчики, скамейки. Он проверяет, хорошо ли проветрена комната, чист ли пол (если занятие проходит в помещении), подметена и полита ли площадка (если занятие организуется на открытом воздухе).
Помимо организованных занятий, отдельные физические упражнения можно проводить с детьми ежедневно в виде игры. Если в группе имеются дети которые значительно отстают в развитии двигательных умений, с ними надо проводить специальные занятия.