Выберите из предложенных позиций те, которые отвечают заданному признаку

Какому виду чтения соответствует определение «ученик на максимальной скорости просматривает текст и отвечает на вопрос»:

А) «жужжание»;

Б) «разведка»;

В) «финиш»;

Г) «спринт».

Какому виду чтения соответствует определение «вначале читает сильный ученик, слабый повторяет»:

А) «птичий базар»;

Б) «буксир»;

В) «эхо»;

Г) «в паре».

Выберите из перечисленных упражнений те, которые направлены на развитие сознательности чтения:

А) ответы на вопросы по содержанию;

Б) чтение за диктором;

В) убыстрение темпа чтения;

Г) составление плана текста;

Д) объяснение лексического значения слов;

Е) артикуляционные упражнения.

Восстановите последовательность этапов работы над текстом (порядок работы).

А) пересказ прочитанного;

Б) словарная работа;

В) краткая предварительная беседа;

Г) орфоэпическое чтение текста;

Д) выразительное чтение текста учителем по составленной партитуре;

Е) обобщающая беседа по прочитанному;

Ж) подготовка к восприятию произведения;

З) чтение текста учащимися;

И) повторное чтение текста учителем с углубленным анализом.

К) «толковательное» чтение;

Л) Творческая работа на основе текста

Продолжите утверждение, исключив неправильные ответы.

В процессе обучения чтению по-русски нужно использовать:

а) произведения устного народного творчества;

б) произведения классической литературы;

в) публицистические тексты;

г) научно-популярные произведения;

д) дневниковые записи;

е) драматические произведения;

ж) словарные статьи из учебных словарей.

5. Укажите, какая задача развивающего обучения ставиться при формировании умения представлять картины, описанные в произведении, домыслить отсутствующие в описании детали:

а) развитие наблюдательности учащихся;

б) развитие памяти школьников;

в) развитие воссоздающего воображения;

г) развитие культуры слушания.

6. Какой из видов чтения создает русскую речевую среду, способствует развитию навыков произношения, обеспечивает одновременно обучение всего класса и легко поддается контролю:

а) чтение вслух;

б) чтение шепотом;

в) чтение молча?

7. Соотнесите названия качеств навыка чтения с их определением:

1) правильность;

2) беглость;

3) сознательность;

4) выразительность:

а) осмысление значения каждой языковой единицы читаемого текста, понимание позиции автора, осмысление собственного отношения к прочитанному, осознание себя как читателя;

б) способность средствами устной речи передать слушателю идею произведения и своё отношение к нему;

в) плавное чтение без искажений и ошибок;

г) та скорость чтения, которая обусловливает сознательное восп­риятие

читаемого произведения.

8. Укажите причины искажения школьниками звуко-буквенного состава слов при чтении по-русски (пропуски, перестановки, замена единиц чтения — букв, слогов, слов):

а) нетренированность дыхания;

б) несовершенство зрительного восприятия;

в) влияние «орфографического» чтения;

г) «неправильная догадка»;

д) недостаточная гибкость артикуляционного аппарата.

9. В приведенном перечне слов выделите, которые требуют предварительной (перед чтением текста) «орфографической отработки»:

а) человек;

б) полка;

в) дочка;

г) окунь;

д) совсем;

е) мост.

10. Выделите основные направления работы над сознательностью чтения:

а) расширение активного словаря учащихся;

б) подготовка к восприятию текста;

в) работа над пониманием формы и содержания произведения (анализ произведения);

г) партитурная разбивка текста;

д) выработка собственного отношения к читаемому.

11. Обозначьте цифрами последовательность этапов подготовки учащихся к выразительному чтению:

а) партитурная разметка текста;

б) выразительное озвучивание текста учителем;

в) уяснение позиции автора (замысла, художественных средств).

12. Обозначьте цифрами последовательность работы над каждой смысловой частью текста при составлении логического плана:

а) определение основной мысли части текста;

б) озаглавливание части, представление вариантов заголовков;

в) перечитывание части;

г) анализ, обсуждение предложенных вариантов заголовков;

д) выбор наиболее подходящего заголовка, который и будет пун­ктом плана;

е) пересказ смысловой части текста.

13. Отметьте утверждение (утверждения), не соответствующее дей­ствительности:

а) ученикам начальной школы труднее составить план в форме утвердительных, назывных и повелительных предложений, легче - в форме вопросов;

б) в практике начальной школы допускаются смешанные фор­мы плана;

в) программой по русскому языку для начальной школы выдви­гаются строгие требования к однотипности формулировок пун­ктов плана.

14. Укажите, при обучении какому типу пересказа следует доби­ваться от детей включения в свою речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении:

а) близкому к тексту;

б) выборочному;

в) творческому.

15. Обозначьте цифрами последовательность вопросов, на кото­рые отвечают школьники при словесном рисовании:

а) «Как мы расположим объекты на картинке?»;

б) « Какие краски используем для картины? »;

в) «Что будет нарисовано?».

16. Укажите, с какой целью используются такие приемы работы, как соотнесение рисунка с текстом, расположение имен действу­ющих лиц в порядке их появления в произведении, расположе­ние вопросов к тексту в нужном порядке:

а) проверить фактическое содержание текста;

б) определить основную мысль произведения;

в) выяснить отношение школьников к прочитанному.

17. Назовите эпические произведения, исключающие пересказ и, следовательно, составление плана:

а) сказка;

б) басня;

в) эпическое стихотворение;

г) художественный рассказ.

18. Укажите, какие произведения нецелесообразно сочинять с детьми:

а) загадки;

б) пословицы;

в) считалки;

г) сказки.

19. Укажите, какому тексту могут сопутствовать следующие вопросы и задания:

1) «Прочитай текст и рассмотри рисунок. О чем этот текст? Ка­кова, его тема? Что нового для себя ты узнал из этого текста?».

2) «Прочитай, представь картины, рассмотри рисунок. Сравни картины, которые возникли в твоем воображении, с той, ко­торую нарисовал художник».

3) «Прочитай. Поиграй с одноклассниками в игру, которая опи­сана в тексте»:

а) художественному тексту;

б) обучающему тексту;

в) научно-популярному (познавательному) тексту.

Наши рекомендации