Выберите из предложенных позиций те, которые отвечают заданному признаку
Какому виду чтения соответствует определение «ученик на максимальной скорости просматривает текст и отвечает на вопрос»:
А) «жужжание»;
Б) «разведка»;
В) «финиш»;
Г) «спринт».
Какому виду чтения соответствует определение «вначале читает сильный ученик, слабый повторяет»:
А) «птичий базар»;
Б) «буксир»;
В) «эхо»;
Г) «в паре».
Выберите из перечисленных упражнений те, которые направлены на развитие сознательности чтения:
А) ответы на вопросы по содержанию;
Б) чтение за диктором;
В) убыстрение темпа чтения;
Г) составление плана текста;
Д) объяснение лексического значения слов;
Е) артикуляционные упражнения.
Восстановите последовательность этапов работы над текстом (порядок работы).
А) пересказ прочитанного;
Б) словарная работа;
В) краткая предварительная беседа;
Г) орфоэпическое чтение текста;
Д) выразительное чтение текста учителем по составленной партитуре;
Е) обобщающая беседа по прочитанному;
Ж) подготовка к восприятию произведения;
З) чтение текста учащимися;
И) повторное чтение текста учителем с углубленным анализом.
К) «толковательное» чтение;
Л) Творческая работа на основе текста
Продолжите утверждение, исключив неправильные ответы.
В процессе обучения чтению по-русски нужно использовать:
а) произведения устного народного творчества;
б) произведения классической литературы;
в) публицистические тексты;
г) научно-популярные произведения;
д) дневниковые записи;
е) драматические произведения;
ж) словарные статьи из учебных словарей.
5. Укажите, какая задача развивающего обучения ставиться при формировании умения представлять картины, описанные в произведении, домыслить отсутствующие в описании детали:
а) развитие наблюдательности учащихся;
б) развитие памяти школьников;
в) развитие воссоздающего воображения;
г) развитие культуры слушания.
6. Какой из видов чтения создает русскую речевую среду, способствует развитию навыков произношения, обеспечивает одновременно обучение всего класса и легко поддается контролю:
а) чтение вслух;
б) чтение шепотом;
в) чтение молча?
7. Соотнесите названия качеств навыка чтения с их определением:
1) правильность;
2) беглость;
3) сознательность;
4) выразительность:
а) осмысление значения каждой языковой единицы читаемого текста, понимание позиции автора, осмысление собственного отношения к прочитанному, осознание себя как читателя;
б) способность средствами устной речи передать слушателю идею произведения и своё отношение к нему;
в) плавное чтение без искажений и ошибок;
г) та скорость чтения, которая обусловливает сознательное восприятие
читаемого произведения.
8. Укажите причины искажения школьниками звуко-буквенного состава слов при чтении по-русски (пропуски, перестановки, замена единиц чтения — букв, слогов, слов):
а) нетренированность дыхания;
б) несовершенство зрительного восприятия;
в) влияние «орфографического» чтения;
г) «неправильная догадка»;
д) недостаточная гибкость артикуляционного аппарата.
9. В приведенном перечне слов выделите, которые требуют предварительной (перед чтением текста) «орфографической отработки»:
а) человек;
б) полка;
в) дочка;
г) окунь;
д) совсем;
е) мост.
10. Выделите основные направления работы над сознательностью чтения:
а) расширение активного словаря учащихся;
б) подготовка к восприятию текста;
в) работа над пониманием формы и содержания произведения (анализ произведения);
г) партитурная разбивка текста;
д) выработка собственного отношения к читаемому.
11. Обозначьте цифрами последовательность этапов подготовки учащихся к выразительному чтению:
а) партитурная разметка текста;
б) выразительное озвучивание текста учителем;
в) уяснение позиции автора (замысла, художественных средств).
12. Обозначьте цифрами последовательность работы над каждой смысловой частью текста при составлении логического плана:
а) определение основной мысли части текста;
б) озаглавливание части, представление вариантов заголовков;
в) перечитывание части;
г) анализ, обсуждение предложенных вариантов заголовков;
д) выбор наиболее подходящего заголовка, который и будет пунктом плана;
е) пересказ смысловой части текста.
13. Отметьте утверждение (утверждения), не соответствующее действительности:
а) ученикам начальной школы труднее составить план в форме утвердительных, назывных и повелительных предложений, легче - в форме вопросов;
б) в практике начальной школы допускаются смешанные формы плана;
в) программой по русскому языку для начальной школы выдвигаются строгие требования к однотипности формулировок пунктов плана.
14. Укажите, при обучении какому типу пересказа следует добиваться от детей включения в свою речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении:
а) близкому к тексту;
б) выборочному;
в) творческому.
15. Обозначьте цифрами последовательность вопросов, на которые отвечают школьники при словесном рисовании:
а) «Как мы расположим объекты на картинке?»;
б) « Какие краски используем для картины? »;
в) «Что будет нарисовано?».
16. Укажите, с какой целью используются такие приемы работы, как соотнесение рисунка с текстом, расположение имен действующих лиц в порядке их появления в произведении, расположение вопросов к тексту в нужном порядке:
а) проверить фактическое содержание текста;
б) определить основную мысль произведения;
в) выяснить отношение школьников к прочитанному.
17. Назовите эпические произведения, исключающие пересказ и, следовательно, составление плана:
а) сказка;
б) басня;
в) эпическое стихотворение;
г) художественный рассказ.
18. Укажите, какие произведения нецелесообразно сочинять с детьми:
а) загадки;
б) пословицы;
в) считалки;
г) сказки.
19. Укажите, какому тексту могут сопутствовать следующие вопросы и задания:
1) «Прочитай текст и рассмотри рисунок. О чем этот текст? Какова, его тема? Что нового для себя ты узнал из этого текста?».
2) «Прочитай, представь картины, рассмотри рисунок. Сравни картины, которые возникли в твоем воображении, с той, которую нарисовал художник».
3) «Прочитай. Поиграй с одноклассниками в игру, которая описана в тексте»:
а) художественному тексту;
б) обучающему тексту;
в) научно-популярному (познавательному) тексту.