Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования <...>
В свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек — это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция — частью биологическая, а частью культурная - закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек — это животное, наделенное культурой <...>
Культурное наследие, или унаследование традиций, — это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций — результат открытий и изобретений, сделанных предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения <...>
Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Одна-
ко различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».
1) С чем автор связывает основное отличие человеческого состояния от состояния животного?
2) Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?
3) Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку дает автор?
4) Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?
Задания формата ЕГЭ
И человек, и животное характеризуются
1) свободой выбора цели
2) индивидуальными интересами
3) самосознанием
4) зависимостью от природных условий
И человеку, и животному свойственна способность к
1) самореализации
2) самопознанию
3) самосохранению
4) самообразованию
Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1) социальной сущности
2) биологической природы
3) физических свойств
4) психических свойств
4. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация — процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
Б. Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воздействий на личность различных общественных ситуаций.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.
1) свобода, 2) наследственность, 3) темперамент, 4 ) интересы, 5) убеждения,
6) сознание, 7) ответственность.
6. Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к продолжению рода
2) умение защищаться от врагов
3) умение находить пропитание и обустраивать жилье
4) способность преобразовывать природную среду
5) умение заботиться о потомстве
6) способность создавать новые предметы. не имеющие природных аналогов
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о различных видах потребностей.
8. Понятие «личность» подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.)
9. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием
каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.