Задачи.
№1. Арефьев и Субботин, первому из которых было 13 лет, а второму – 14, забрались в камеру хранения университетского общежития и похитили оттуда чемодан с вещами. Наиболее ценные вещи они взяли с собой, а чемодан выкинули в соседнем с общежитием дворе.
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Решите вопрос об ответственности Арефьева и Субботина.
№2. Вооруженная группа лиц в течение длительного времени совершала нападения на граждан и организации. После их задержания было установлено, что в одном из эпизодов группа использовала 14-летнего Петрова, которые пролез в форточку окна на первом этаже жилого дома, открыл окно и впустил остальных участников группы.
Все участники группы были осуждены за бандитизм и нападения, совершенные бандой. Однако адвокат Петрова подал кассационную жалобу на решение суда, ссылаясь на нарушение положений ч.2 ст. 20 УК РФ в отношении его подзащитного, дело просил прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.
За какие преступления и почему наступает ответственность с 14 лет?
Как решить вопрос об ответственности Петрова?
Тема 9. Субъективная сторона преступления
Понятие и значение субъективной стороны преступления в российском уголовном праве. Признаки, составляющие субъективную сторону преступления. Приемы описания субъективной стороны в конкретных составах преступления.
Понятие вины по российскому уголовному праву.
Формы вины и их уголовно-правовое значение.
Понятие и виды умысла. Интеллектуальный и волевой признаки умысла. Содержание прямого и косвенного умысла. Заранее обдуманный и внезапно возникший умысел, конкретизированный и неконкретизированный умысел, альтернативный умысел.
Понятие и виды неосторожности. Преступное легкомыслие, его интеллектуальный и волевой признаки. Отграничение легкомыслия от косвенного умысла.
Преступная небрежность, ее интеллектуальный и волевой признаки. Отграничение небрежности от легкомыслия. Понятие и виды невиновного причинения вреда. Отличие невиновного причинения вреда от небрежности.
Особенности преступлений, совершенных с двумя формами вины.
Мотив и цель преступления, их уголовно-правовое значение.
Аффект и его уголовно-правовое значение.
Понятие ошибки и ее значение. Юридическая и фактическая ошибки, их виды, влияние на решение вопроса об уголовной ответственности.
Семинарские занятия – 4 часа
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя - выполнение заданий из рабочей тетради. Самостоятельная работа с использованием метод. материалов – УМК по данной теме.