Понятие и слово

МВД РОССИИ

Санкт-Петербургский университет

Кафедра философии и социологии

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

Полковник полиции

В.В. Балахонский

« _17_ » __апреля__ 2014 г.

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине: ЛОГИКА

По направлению подготовки (специальности)

Правоохранительная деятельность

ТЕМА № 2:

«Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности»

Обсуждена на заседании кафедры
«_17_» _апреля_ 2014 года.
протокол № _9_
 

Санкт-Петербург

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Понятие как форма мышления и его логическая структура. Понятие и слово.

Виды понятий.

3. Отношения между понятиями по объёму.

Логические операции над понятиями и их применение в правоохранительной деятельности.

Литература:

Основная:

1. Попов Ю.П. Логика: Учебное пособие. Гриф УМО. – М.: Изд-во «Кнорус», 2013.

2. Гетманова А.Д. Логика для юристов со сборником задач: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Кнорус», 2012.

3. Грядовой Д. И. Общий курс формальной логики: учебник для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

4. Демидов И.В. Логика: Учебник. Под ред. Каверина Б.И. - 7-e изд. - М.: Дашков и К, 2012.

Дополнительная:

1. Федеральный закон N3-ФЗ «О полиции». М., 2011.

2. Лаврикова И. Н. Логика. Учимся решать: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. Рахматуллин Р.Ю., Исаев А.А., Линкевич А.Е. Логика: учебное пособие/ – Уфа: УЮИ МВД, 2010.

4. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

5. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

Вопрос 1.

Понятие как форма мышления и его логическая структура.

Понятие и слово.

Как отмечалось на предыдущей лекции, задачей формальной логики является изучение законов и форм правильного мышления. Форма мысли представляет собой то общее, что имеют мысли с различным содержанием. Например, общим в мыслях “деяние” и ”чнловечность” является отражение признаков, по которым из всех предметов выделяются лишь те, которые относятся к данному классу предметов (классу стульев или классу телевизоров соответственно). В мыслях “Ни один курсант Санкт-Петербургского университета МВД РФ не является преступником” и “Ни одна звезда не находится на расстоянии 147 млн. километров от Земли“ общим является утверждение об отсутствии пересечения у двух соответствующих классов предметов. С помощью форм мышления человек перерабатывает информацию, поставляемую ему органами чувств. Такая переработка необходима для построения адекватной модели мира. Как отмечалось, формы мышления, изучаемые формальной логикой — это понятие, суждение, умозаключение. Знакомство с формами мышления начнём с понятия, как универсального элемента человеческого мышления, из которого выстраиваются все остальные формы мысли.

(1а) Понятие как форма мышления.

Как мы отмечали, мир состоит из некоторых элементов (вещей), на которые направлена мысль в процессе познания мира (построения его модели). Вещи обладают определёнными свойствами (качествами, характеристиками). Кроме того, они находятся в определённых отношениях.

Всё то, на что направлена мысль в процессе познания, назовём предметом мышления. Предметом мышления могут быть как вещи, то есть материальные чувственно воспринимаемые объекты (данный стул, дерево, доска), так и свойства и отношения, то есть идеальные объекты (музыка, мысль, добро).

В процессе познания человеку приходится мысленно группировать отдельные объекты в множества. Процедура такой группировки (отбора) производится на основе обладания объекта некоторыми признаками (свойствами, рассматриваемыми отдельно от объекта). Эти признаки называются существенными. А мысленным образом такого множества является понятие.

Наши рекомендации