Пояснительная записка. Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Департамент здравоохранения администрации Брянской области
Государственное автономное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Брянский медицинский техникум имени академика Н.М. Амосова»
Учебно-методическое пособие
Для самоподготовки к практическим и семинарским
Занятиям для студентов
по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
по специальности: «Лечебное дело» повышенный уровень
«Сестринское дело» базовый уровень
«Акушерское дело» базовый уровень
Автор: преподаватель высшей категории
Шаркунов А. П.
Г. Брянск 2012 год
Пояснительная записка
Данное учебно-методическое пособие создано с целью обеспечения качественной и целенап- равленой самоподготовки студентов к практическим и семинарским занятиям по комплексной дисциплине « Анатомия и физиология человека». Оно даёт возможность студентам из большого
объёма теоретического материала выделить основное, систематизировать получаемую информа-цию и использовать её на практике. Пособие включает в себя задания для самоподготовки к 40 практическим и 13 семинарским занятиям, вопросы к итоговой аттестации. В состав учебно-ме-тодических рекомендаций к каждому занятию входят:
- Минимум знаниям студентов по данной теме в соответствии с требования Государственного
образовательного стандарта СПО.
- Цели и задачи практического и семинарского занятия.
- Вопросы для самоподготовки к теме.
- Микролекция по данной теме с дидактическим материалом.
- Материалы для самоконтроля знаний ( тесты, словарные диктанты, ситуационные задачи)
- Перечень литературы, необходимый для самоподготовки.
- Индивидуальные задания для студентов.
Использование студентами данного пособия даёт возможность грамотно организовать самоподготовку к занятиям и усвоить необходимый объём знаний и грамотно использовать на занятиях
О г л а в л е н и е
№ | Наименование темы | Страницы |
Организм человека, как единое целое. | 5-18 | |
Морфология тканей | 19-28 | |
Физиология тканей. Структура тела человека | 28-41 | |
Система движения. Скелет туловища | 42 - 55 | |
Скелет головы | 55-58 | |
Скелет конечностей | 58-61 | |
Мышцы туловища | 61- 67 | |
Мышцы головы и шеи | 68- 71 | |
Мышцы конечностей | 71- 74 | |
Семинар: « Физиологическая система движения». | 74- 83 | |
11. | Спинной мозг. | 84 - 88 |
12. | Спинно-мозговые нервы. | 89 - 93 |
13. | Морфология головного мозга | 94 - 99 |
14. | Большой мозг, мозжечок | 100 -103 |
15. | Черепно – мозговые нервы | 104 - 108 |
16. | Вегетативная нервная система | 108 - 114 |
17. | Физиология нервной системы | 115 - 123 |
18. | Морфология сенсорной системы | 124 - 132 |
19. | Физиология анализаторов | 132 - 134 |
Физиологические аспекты функционирования анализаторов | 134 - 138 | |
21. | Гуморальная регуляция | 138 - 142 |
22. | Функциональная характеристика гуморальной системы регуляции | 142 - 150 |
23. | Высшая нервная и психическая деятельность | 150 - 156 |
Кровь | 157 - 163 | |
Кровь – совместимость | 164 - 169 | |
Кровь: клинико-функциональная характеристика | 170 - 178 | |
27. | Система кровообращения . Морфология сердца | 179 - 187 |
28. | Система восходящего отдела и дуги аорты | 188 - 193 |
29. | Система нисходящей аорты | 194 - 198 |
30. | Система кровооттока | 198 - 203 |
31. | Система лимфооттока | 204 - 212 |
32. | Сердце - основы функционирования и регулирования | 212 - 216 |
33. | Система кровообращения | 216 - 225 |
34. | Физиологическая система дыхания | 226 - 232 |
35. | Морфо-функциональная характеристика легких | 232 - 236 |
Физиология дыхания | 237 - 240 | |
Физиологическая система дыхания | 240 - 247 | |
Морфологические особенности пищеварительной системы | 247 - 251 | |
Анатомо – топографическая характеристика желудка и тонкой кишки | 252 - 255 | |
Морфологическая характеристика толстой и прямой кишки | 255 - 259 | |
Анатомия, топография и функции пищеварительных желез | 259 - 263 | |
Этапы процесса пищеварения | 263 - 268 | |
Физиологические основы процесса пищеварения | 269 - 272 | |
Обмен веществ и энергии. Витамины | 274 - 276 | |
Обмен веществ и энергии – механизмы, этапы | 276 - 279 | |
Мочевая система | 279 - 282 | |
Система репродукции. Морфология мужской половой системы | 283 - 287 | |
Морфофункциональная характеристика женской половой системы | 287 - 291 | |
Физиологические аспекты процессов выделения и репродукции | 291 - 292 | |
Морфофункциональная характеристика органов иммуногенеза | 292 - 297 | |
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ Среза знаний по дисциплине «Анатомия и физиология человека». | 297 - 311 | |
ВОПРОСЫ к итоговой аттестации по дисциплине «Анатомия и физиология человека». | 311 - 317 |
Семинар №1
Тема: «Организм человека, как единое целое, его потребности,
связь с внешней средой»
Цель семинара:
1. Рассмотреть организм человека, как открытую, саморегулирующую систему, занимающую определенное место в природе, жизнедеятельность которой направлена на постоянное удовлетворение потребностей.
2. Изучить природу онтогенеза человека, особенности формирования и влияние на данные
процессы внешней среды.
3. Усвоить характеристику уровней организации человека и механизмы взаимосвязи их
между собой.
Вопросы семинара:
1. Организм человека - как основной объект изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека», его основные характеристики.
2. Человек и внешняя среда - сущность, законы и механизмы взаимодействия, значение:
потребности - определение, классификация, способы и механизмы удовлетворения.
3. Основы онтогенеза человека – характеристика периодов.
4.Уровни организации организма человека - характеристика, механизмы взаимозависимо-
сти и взаимосвязи.
Литература:
1. С. А. Георгиева «Физиология» М 1986г. стр. 4 - 26
2. Р. П. Самусев «Анатомия человека» М 1990г. стр. 57-65
3. Н. А. Фомин «Физиология человека» «Просвещение» 1992г. стр. 8 -17
4. Лекции: № 1
По первому вопросу необходимо знать:
- Определение организма человека и дисциплин их изучающих.
- Закономерности жизни, присущие человеку и их характеристика, значение.
- Основные морфологические характеристики организма человека, их определения.
- Функциональные характеристики человека, их определения.
- Особенности личностных характеристик организма человека.
- Роль морфологических, функциональных и личностных характеристик в познании
организма человека.
- Механизм взаимосвязи данных характеристик организма человека
Задание:
И. П. Павлов, давая характеристику организма человека, писал: «Человек - есть, конечно, система (грубее говоря - машина), единственная, но высочайшему саморегулированию, сама себе поддерживающая, направляющая и даже восстанавливающая...» На чем основывался И. П. Павлов, давая именно такую характеристику организму человека?
Какие характеристики дополнили бы Вы?
По 2-му вопросу необходимо знать:
- Что такое внешняя среда, факторы внешней среды, их виды.
- Принцип и сущность взаимодействия организма человека с внешней средой: рефлекс, рефлекторная дуга.
- Механизм взаимодействия организма человека с внешней средой.
- Результаты взаимодействия организма человека и внешней среды – удовлетворение пот-
ребностей.
Определение, классификация, способы, пути и механизмы удовлетворения потребностей.
Гомеостаз , константы гомеостаза: определение, характеристики, особенности и значе-
ние.
Прокомментируйте высказывание Ивана Михайловича Сеченова:«Организм человека без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен»
Задание: Объясните, как осуществляется механизм перехода клеточных потребностей в потребности всего организма человека ?
По 3-му вопросу знать:
- определение онтогенеза человека, его периоды.
- характеристику пренатального периода, его особенности.
- особенности эмбрионального периода, факторы влияющие на развитие эмбриона.
- особенности плодного периода.
Задание:
Объясните, почему, по Вашему мнению, в ранние сроки беременности особенно важно беременным предохраняться от инфекционных заболеваний, вести здоровый образ жизни, не принимать лекарственные вещества без назначения врача?
По 4-му вопросу изучить:
- Какие уровни организации живой материи существуют?
-Характеристику каждого уровня организации организма человека.
- Механизмы взаимосвязи уровней между собой.
- Уровни регуляции процессов в организме.
- Сущность круговой рефлекторной регуляции.
Задание:
Объясните, как реализуются философская категория - от простого к сложному, от низшего к высшему в структурно - функциональной организации организма человека.
- Основные признаки функциональной системы, ее звенья.
- Механизм функционирования функциональных систем.
- Основные принципы функционирования организма человека.
Задание:
I. Начертите схему функциональной системы, разберите механизм функционирования.
II. Ответьте на вопросы словарного диктанта:
1.Совокупность реакций, происходящих в различных структурных элементах человека.
2.Специфическая деятельность клеток тканей и органов.
3. Чувствительное звено рефлекторной дуги.
4. Совокупность изменений, возникающих в организме человека под воздействием разд-
ражителей.
5. Постоянство внутренней среды человека.
6. Генетически обусловленные способности структур человека.
7. Эффектор - это
8. Способность организма определенным образом отвечать на раздражитель:
9. Период внутриутробного развития плода,
10.Способность организма человека самопроизвольно сохранять гомеостаз.
11.Последовательность реакций, происходящих в организме человека.
12.Вставочное звено рефлекторной дуги.
13.Преобразователь энергии раздражителя в электрический импульс.
14.Механизм регуляции физиологических процессов в организме человека.
15.Объединение органов по происхождению, строению или выполняемой функции
16.Ответная реакция организма на раздражитель.
17.«Homo sapiens» -это
18.Приспосабливаемость человека к меняющим условиям существования.
19 Способность человека к самообновлению и самовоспроизводству.
20. Период первых восьми недель беременности.
МИКРОЛЕКЦИЯ.
Тема: «Общебиологические особенности организма человека. Анатомо-физиологиче-ские аспекты потребностей человека. Морфо-функциональная характеристика человека. Основы эмбриогенеза».
Содержание:
1.1. Введение: организм человека - основной объект изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».
1.2. Закономерности жизни, присущие человеку и способы их реализации.
1.3. Потребности человека, способы их удовлетворения; структуры их удовлетворяю-
щие.
1.4. Основные характеристики организма человека.
1.5. Организм человека и внешняя среда: сущность, принципы, результаты, проявле-
ние взаимодействия; методы их обнаружения.
2. 1. Уровни организации живой материи, характеристика, механизм, взаимосвязи, и взаимозависимости.
2. 2. Основы онтогенеза человека.
1. 1. «Введение»: Организм человека - основной объект изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека»
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» собирательная, объединяющая в себе тесно связанные друг с другом дисциплины - анатомию и физиологию. Связывающим звеном этих дисциплин является основной объект познания - организм человека, изучением которого и занимается данная дисциплина. Это хорошо видно из определений данных дисциплин:
Анатомия человека (от латинского Anatemno - рассекаю) - биологическая наука, изу-
чающая форму, строение, местоположение человека и его органов, систем.
Физиология человека - биологическая наука о функциях и механизмах жизнедеятель-
ности целостного организма, его систем и органов, их регуляции и взаимодействии с окр-
ужающей средой. Что мы понимаем под понятием «организм человека»?
Организм человека - это живая открытая, саморегулируемая биологическая система, находящаяся в тесной взаимосвязи с внешней средой, способная к репродукции и наделённая разумом.
Положения определения организма человека дают всесторонние основные характер-
истики человека : морфологические, функциональные и личностные. Изучение организма
человека основывается на системном подходе.
Функциональные характеристики организма человека представлены положениями:
а) живая система - это система в которой проходят основные жизненные процессы: саморегуляция, самообновление, самовоспроизведение.
б) открытая система — в основе её существования лежат ответные реакции на внешние paздpaжитeли т. е. рефлексы.
в) саморегулируемая система - система,способная самостоятельно, независимо от внешних факторов ,сохранять и поддерживать постоянство внутренней среды, т. е. гомеостаз.
г) система, наделённая разумом - это положение характеризует организм человека, как ос-
обое биологическое существо, наделённое в отличии от высших животных, второй сигна-
льной системой - речью, которая позволила сформировать особым формам мышления, об-
щения и возникновения сознания. Всё это привело к возникновению человека разумного - "Homo sapiens".
Основным условием для формирования, развития и существования организма человека,
как существа разумного, является постоянная взаимосвязь с внешней средой, или средой
обитания. Важнейшим условием выживания человека во внешней среде является уровень его репродуктивных способностей, т. е. самообновления и самовоспроизведения себе подобных.
Таким образом:Определение организма человека даёт основные морфологические, функциональные и личностные характеристики человека и определяет основные условия
его существования.