Лексико-грамматические разряды существительных 5 страница
4) сочетание порядкового числительного с существительным типа пятый дом, в отличие от сочетаний типа пять домов, не является единым членом предложения.
284. Спишите, заменяя цифры словами. Выпишите в 4 группы
простые (непроизводные), производные суффиксальные, сложные и
составные числительные. Распределите все числительные по разря
дам.
В 1851 —1852 годах братья Бутеноп установили на Спасской башне новые часы. Они занимают на башне три этажа (7-й, 8-й и 9-й). В действие они приводятся тремя гирями. Вес каждой из них от 10 до 14 пудов (160—224 килограмма). Точность хода достигается при помощи маятника весом 2 пуда (что равняется 32 килограммам). Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов и 1 колокола, отбивающего полный час. Вес четвертного колокола 20 пудов (более 300 килограммов). Вес часового колокола 135 пудов (2160 килограммов). Общий вес часов примерно 25 тонн. Циферблаты имеют диаметр 6,12 метра; высота цифр — 72 сантиметра, длина часовой стрелки — 2,97 метра, минутной — 3,28 метра (По А. Гончаровой, А. Хамцову).
285. Укажите грамматические признаки числительного один
(род, число, падеж, особенности склонения и синтаксического пове
дения). Со словами какой части речи сближается по своим свойствам
это числительное?
1. Семеро одного не ждут. 2. Семь бед — один ответ. 3. Одна
ласточка весны не делает. 3. Одной рукой и узла не завяжешь.
4. Двое1 одному — рать. 5. Два медведя в одной берлоге не жи
вут (Пословицы).
__________________________________________________ <#
СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
I. Многие числительные склоняются как прилагательные. Например, числительное один изменяется по падежам (а также родам и числам) с использованием окончаний смешанного склонения прилагательных. Порядковые числительные второй, пятый и т. п. изменяются по основному склонению прилагательных (при этом у составных порядковых числительных изменяется только последняя часть).
Д. п. дв-ум-ст-ам; В. п. дв-е-ст-и; Т. п. дв-умя-ст-ами; П. п. о дв-ух-ст-ах;
5) триста: Р. п. тр'-ёхгсот-\^\; Д. п. тр'-ём-ст-ам; В. п. тр'-и-ст-а; Т. п. тр'-емя-ст-ами; П. п. о тр'-ёх-ст-ах;
6) пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот: И. п. (В. п.) пят'-\Z\-com-\Z\; Р. п. пят'-и-сот-Ц; Д. п. пят'-и-ст-ам; Т. п. шшг'-ю-ст-алш; П. п. о пят'-и-ст-ах;
7) собирательные числительные полтора/полторы и полтораста склоняются так: И. п. (В. п.) пол-{^\-тор-а, пол-\^\-то-раст-а; Р. п., Д. п., Т. п. и П. п. пол-у-тор-а, пол-у-тораст-а.
286. Спишите, заменяя цифры словами. Определите падеж (а если они имеются, и другие категории) числительных. Как склоняется каждое числительное?
Из истории книг
В Петербурге в 1855 году была выпущена книга басен И. А. Крылова. Размер страниц — 20 на 22 мм. Книга содержит 25 басен, расположенных на 84 страницах. На каждой странице 21 строка текста, т. е. около 5000 печатных знаков.
В 1666 году курфюрсту Бранденбурга был подарен географический атлас высотой около 178 см, шириной немногим более 1000 см. Весом более 110 кг. Атлас состоит из 37 карт, каждая из которых отпечатана примерно с 20 гравированных досок.
Размер страницы «Драматических произведений» В. Шекспира, выпущенных в Лондоне3 в 1803 году, 76 на 86 см. Иллюстрации выполнены 33 наиболее выдающимися английскими художниками того времени. Подготовка издания длилась более 13 лет. На аукционе1 в 1963 году за нее было предложено более 42 266 фунтов стерлингов.
Одна из самых «толстых» книг — китайская3 энциклопе
дия «Ту-Шу-Цзи-Чен». Она состоит из 5165 томов. Издавалась
энциклопедия в течение 61 года: с 1662 по 1723 год.
___________________________________________________ <#>
Правописание числительных
1. В именах числительных ь пишется: 1) на конце слов от пяти до двадцати (восемь, пятнадцать) и в слове тридцать; 2) в середине числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот: пятьдесят, шестьсот.
2. Составные количественные и порядковые числительные пишутся раздельно: пятьсот сорок пять, пятьсот сорок пятый.
3. При склонении количественных числительных от двухсот до девятисот надо ставить в нужный падеж не только все слово, но и первую его часть, как если бы она была самостоятельным словом и писалась бы раздельно: с двумястами (ср.: с двумя), около трехсот (трех), о пятистах (о пяти), к девятистам (к девяти).
4. Сложные прилагательные, первой частью которых являются числительные, и сложные порядковые числительные, которые оканчиваются частями -сотый, -тысячный, -миллионный и т.д., пишутся слитно: девяностолетний, девяностотысячный.
287- Спишите, вставляя, где нужно, ь.
Восемьсот., шестьдесят., сем.., девятисот., восемьдесят.., пят..сот двадцат.., шестисот тридцат.. шест.., четыреста семьдесят., пять, девятисот пятнадцат.. .
288. Спишите, заменяя цифры словами и ставя их в нужную па
дежную форму.
К 232 прибавить 115; из 471 вычесть 342; около 680 километров; тираж в 5500 экземпляров; более 320 суток; по сравнению с 1980 годом; лайнер с 555 пассажирами; не менее 6400 человек; по 102 ступеням; в 119 милях от берега; 365 дней в году.
289. Спишите, раскрывая скобки.
(Двадцать)первый век; (восьлшсот)(лята(?есяти)летний
юбилей; (сто)тысячный посетитель; (четыреста)(девяно-
сто)седьмой километр; (двадцать)(пять)лет; (двухсот)(семи-
десяти)миллионный народ; (пятьсот)(яять)человек; (двумя-
стами)(двадцатью)пятъю страницами; (тысяча)(сто)пятьде-
сят саженцев; («яти^есяти)(пяти)летний мужчина.
__________________________________________________ <#
J I Морфологический разбор
числительного
При морфологическом разборе имен числительных следует выписать анализируемое числительное в словосочетании (в случае необходимости заменяя цифры на слова).
1. Установить начальную форму. Назвать часть речи.
2. Указать постоянные морфологические признаки: а) простым или производным (суффиксальным, сложным, составным) является числительное; б) определить грамматический класс (числительное количественное или порядковое; если количественное, то отметить, определенно-количественным, неопределенно-количественным, собирательным или дробным оно является); в) установить тип склонения.
3. Охарактеризовать переменные морфологические признаки.
4. Определить синтаксическую роль числительного в предложении.
1. Об р а з е ц:
Можно сказать решительно, что в это время, то есть до двенадцатичасов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством... (Г.).
До двенадцатичасов.
1. Начальная форма двенадцать. Это имя числительное.
2. Постоянные морфологические признаки: числительное производное, сложное, количественное (определенно-количественное), изменяется по образцу 3-го склонения существительных (как слова типа степь).
3.Переменные морфологические признаки: числительное согласуется в Р. п. с существительным часов, употребленным с предлогом до.
4. В предложении самостоятельным членом предложения не является (все количественно-именное сочетание до двенадцати часов является обстоятельством времени).
2. О б р а з е ц:
...В 4 часа дня пополудни по Вознесенской улице, по обыкновению, валила толпа народу... (Л.).
В четыре часа.
1. Начальная форма четыре. Это имя числительное.
2.Постоянные морфологические признаки: числительное простое, количественное (определенно-количественное), особого типа склонения.
3. Переменные морфологические признаки: числи
тельное употреблено в В. п. с предлогом в и образует недели
мое количественно-именное сочетание с существительным,
управляя формой Р. п. часа.
4. В предложении самостоятельным членом предложения не является, вместе с зависимым существительным играет роль обстоятельства времени.
3. О б р а з е ц:
Так говорила в июле 1805года известная Анна Павловна Шерер... (Л. Т.).
(Одна) тысяча восемьсот пятого года.
1. Начальная форма (одна) тысяча восемьсот пятый. Это имя числительное.
2. Постоянные морфологические признаки: числительное производное (составное), порядковое, склоняется по основному склонению прилагательных.
3.Переменные морфологические признаки: числительное согласуется в Р. п. ед. ч. м. р. с существительным года. 4. В предложении является согласованным определением.
290. Выполните полный морфологический разбор числительных.
1. В тысяча девятьсот1 первом году в Синегорске был от
крыт политехнический институт (Марк.). 2. ...Со мною еще
было около шести мундиров белья и два чубука... (Г.). 3. Две
первые комнаты были темны3, в третьей был огонь (П.).
4. Один с сошкой, семеро с ложкой (Поел.).
__________________________________________________ &
Местоимение
Особенности значения местоимений
Местоимениями называются слова, указывающие на предметы, их признаки и количество, но не называющие их: я, ты, кто, наш, чей, сколько. Благодаря местоимениям говорящий может отсылать слушающего к тем или иным элементам предшествующего текста (Приехал с юга Сидоров. Оночень загорел; Сегодня во МХАТе «Чайка». Мы смотрели эту пьесу много раз) или к участникам ситуации речи [Я знаю: город будет (М.)].
По значению выделяются 8 разрядов местоимений: 1) личные местоимения, указывающие на участников речи: я, мы (1-е лицо выражает указание на говорящего); ты,
вы (2-е лицо — указание на слушающего); он, она, оно, они (3-е лицо — указание на «предмет речи», т. е. на живое существо или предмет, о котором идет речь);
2) возвратное местоимение себя (выражает обращенность действия на деятеля, независимо от лица: Я пишу себе заметки на память; Расскажи о себе; Она видит себяв зеркале; это местоимение не имеет формы именительного паде-
3) притяжательные местоимения, указывающие на принадлежность предмета тому или иному лицу либо предмету: мой, наш; твой, ваш; свой; его, её, их (последние три местоимения не склоняются);
4) указательные местоимения, используемые для выделения предмета, признака или количества: этот, тот, такой, таков, таковой, столько; этакий, экий (разг.). сей, оный (устар.);
5) вопросительно-относительные местоимения кто, что, какой, каков, каковой (устар.), чей, который, сколько, выражающие вопрос или употребляющиеся в функции союзных слов в сложном предложении: Кто пришел?; Стало ясно, ктопришел;
6) определительные местоимения, которые служат для общей характеристики предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяческий (разг.), всяк (уст.);
7) отрицательные местоимения, указывающие на отрицание наличия лица, предмета или признака: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько; некого, нечего (последние два не имеют формы именительного падежа);
8) неопределенные местоимения, указывающие на неопределенные предметы или признаки: некто (употребляется только в именительном падеже), нечто (только в именительном и винительном падежах), некоторый, неки" (книжн.), несколько, а также образованные от вопросительно относительных местоимений при помощи приставки кое-постфиксов -то, -либо, -нибудь: кое-кто, какой-либо и др.
291.Укажите местоимения. Определите их разряд по значению.
1. Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда вы молоды3, любезный читатель (Д.). 2. Никто меж полей не услышит глухое скаканье, никто не
окликнет мелькнувшую легкую тень (Н. Р.). 3. Любой из нас, на свой срок становясь участником2 жизни, проходит в ней неповторимый путь, приобретает сугубо индивидуальный опыт, представляющий, однако, интерес и для других... (Чив.). 4. Зима, что делать нам в деревне! (П.). 5. Какую-то особенную ветхость3 заметил он на всех деревенских строениях... (Г.). 6. Годы молодые с забубённой славой, отравил я сам вас горькою отравой (Ее). 7. ...В пустом ауле все молчит (Л.). 8. Я отыщу секрет и ларчик вам открою, в механике я что-нибудь да стою (Кр.). 9. В одной невероятной скачке вы прожили свой краткий век... (Цв.).
292.Определите, к разряду личных или притяжательных отно
сятся выделенные местоимения.
1. Как только он вышел, она достала телеграмму и прочитала ее (Ч.). 2. Он словно сторожил ее молитву, и в егоглазах светилось страстное, тоскующее желание1 (Ч.). 3. И она устремила на него глаза, полные страха и ожидания, и вся душа ееобратилась в красноречивый умоляющий взор (А. К. Т.). 4. Княгиня держала платок у глаз, и лицо еебыло в слезах (Л. Т.). 5. Урбенин слушал его,как серьезные люди слушают болтовню детей... (Ч.). 6. Егобледное лицо улыбалось, он угловато сгибался и кланялся на все стороны (Д.). 7. Они глядят на красный затылок и оттопыренные уши отца, и лица их изображают вопросительные2 знаки (Ч.).
293.Найдите относительные местоимения. Определите их роль
в предложении. Укажите, чем они отличаются от соответствующих
- вопросительных местоимений.
1. Мать отвечала с досадой3, которую не могла сдержать
(М. Г.). 2. У меня такая специальность, каких нет у других
женщин1, очень, очень интересная специальность (Коч.). 3. На
столе стояла пепельница в виде мужицкого лаптя, что свиде
тельствовало о его любви к народу (Т.). 4. Он узнал и место, где
потоп играл, где волнь1 хищные толпились, бунтуя злобно
вкруг него, и львов, и площадь, и того, кто неподвижно2 воз
вышался во мраке медною главой, того, чьей волей роковой
под морем город основался (П.). 5. Насколько пьянеющий Ур
бенин считал себя счастливым1, настолько несчастно было ее
хорошенькое личико (Ч.).
_________________________________________________ J&
Лексико-грамматические разряды местоимений
У разных местоимений обнаруживаются различные морфологические признаки. Так, местоимение я изменяется по падежам и имеет свойства единственного числа (что проявляется, например, в сочетании с глагольными формами: Я сказал; ср.: Мы сказали — множественное число), в предложении является подлежащим или дополнением; местоимение мой изменяется не только по падежам, но также по родам и числам {мой, моя, моё, мои, моих, моими и т. д.), в предложении обычно является определением; местоимение сколько изменяется лишь по падежам, не имеет числа и рода. Поэтому четко противопоставлены 3 лексико-грамматических разряда — предметно-личных, признаковых и количественных местоимений.
Предметно-личные местоимения (местоимения-существительные) обладают многими грамматическими признаками существительного: они хотя и не называют конкретных предметов, тем не менее указывают именно на предметы (что доказывается постановкой вопросов с предметным значением: к т о?, ч т о?), в предложении обычно являются подлежащим или дополнением: Я не унижусь пред тобою... (Л.).
К числу предметно-личных местоимений относятся: личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; возвратное местоимение себя; вопросительно-относительные местоимения кто, что; отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего; неопределенные местоимения некто, нечто, кое-кто, что-то, кто-либо, кто-нибудь и т.п.; указательные местоимения то, это в предметном значении: Это случилось вчера; Смело верь тому, что вечно (Л.); определительные местоимения: всё в предметном значении и все в личном значении: Устало всё кругом... (А. Ф.); Все ушли в библиотеку.
Однако нужно принимать во внимание целый ряд существенных грамматических отличий местоимений-существительных от обычных существительных.
1. Значение грамматического рода у местоимений-существительных выражено не окончаниями самого слова, а только в предложении, т. е., как правило, окончаниями глагольных форм, грамматически зависимых от данного местоимения: я решил — мужской род, я решила — женский род.
2. При склонении местоимений-существительных очень часто отмечаются изменения основы и самого корня: я (я-Ц) — меня (мен'-а), он (oh-\Z\) — его (j-его) и т. п., а также особые окончания, не используемые при склонении существительных: н-ас, в-ас.
3. Беспредложные формы косвенных падежей 3-го лица у местоимений он, она, оно, они отличаются от соответствующих предложных форм; ср.: его — у него; им — с ним; их — от них (основы соответственно /- и «'-).
4. Местоимения-существительные различаются по морфологическому признаку лица; противопоставлены местоимения 1-го лица (я, мы), 2-го лица (ты, вы), 3-го лица (все остальные местоимения-существительные: он, она, оно, они, кто, что и т. д.). Обычные же существительные всегда имеют грамматические признаки 3-го лица, что выражается в согласуемых глагольных формах: Целый день спят ночные цветы, но лишь солнце за рощу зайдет, раскрываются тихо листы... (А. Ф.).
5. Местоимения-существительные сочетаются с прилагательными не так, как обычные существительные: можно сказать умный школьник, веселая старушка, но нельзя *умный он, *веселая она (допустимы, как правило, только сочетания с обособленными прилагательными, стоящими после местоимения: О н, умный и начитанный, был подготовлен для поступления в университет).
При склонении местоимения-существительные изменяются по падежам и относятся к особым типам склонения.
И. | я (я-П) | м-ы | он (он-\ I) | кто | |
р. | меня | н-ас | его (j-его) | у н-его (н'-его) | кого |
д. | мне | нам | ему (j-ему) | к нему (н'-ему) | кому |
в. | меня | н-ас | его (j-его) | в него (н'-его) | кого |
т. | мной | н-ами | им | с ним (н'-им) | кем |
п. | (обо) мне | (о) нас | (о) нём (н'-ом) | (о) ком |
Личные местоимения я, ты, а также возвратное местоимение себя, не имеющее формы именительного падежа, образуют формы косвенных падежей с изменением основ, падежные окончания заимствованы у различных склонений существительного: И. п. я-П, ты-П (ср.: конь, степь); Р. п. мен'-а,
теб'-а, себ'-а (ср.: коня); Д. п. мн'-е, теб'-е, себ'-е (ср.: стране); Т. п. мн-ой/мн-ою, тоб-ой, соб-ой (ср.: страной, страною); П. п. обо мн'-е, о теб'-е, себ'-е (ср.: о коне, стране).
Местоимения мы, вы используют как стандартные окончания существительных множественного числа (м-ы, в-ы; н-ам, вам; н-ами, в-ами), так и уникальное окончание -ас в родительном, винительном и предложном падежах (н-ас, в-ас).
Местоимения он, она, оно, они изменяются по образцу притяжательных прилагательных. При этом меняется основа — как при образовании форм косвенных падежей: он — его (т. е. j-его), она — ее, они — их, так и при образовании предложно-падежных конструкций: его (j-его) — у него (н'-его), ей — к ней, ими — с ними.
Вопросительно-относительные местоименные существительные кто, что и их производные — отрицательные и неопределенные местоимения: никто, кто-нибудь, кое-что и др. — склоняются с использованием в именительном (а для слова что — также в винительном) и творительном падежах окончаний 2-го склонения существительных: И. п. кт-о, чт-о; В. п. чт-о (ср.: окн-о); Т. п. к-ем, ч-ем (ср.: пол-ем), а в остальных формах — с использованием окончаний прилагательных: Р. п. к-ого, ч-его (ср.: нов-ого, син-его); В. п. к-ого; Д. п. к-ому, ч-ему; П. п. о к-ом, ч-ём. При этом местоимение некто имеет только форму именительного падежа, местоимение нечто — только формы именительного и винительного падежей, а местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.
Признаковые местоимения (местоимения-прилагательные) обладают грамматическими свойствами прилагательного. Это местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, этот, тот, такой, таков, экий, этакий, сей, оный, какой, чей, который, каков, каковой, сам, самый, весь, всякий, иной, другой, некоторый, некий, какой-либо, какой-нибудь и др., которые выражают общее грамматическое значение признака предмета, отвечают на вопрос какой?, согласуются с существительными в роде, числе и падеже, в предложении являются определением или именной частью составного сказуемого.
Признаковые местоимения изменяются по родам, числам и падежам и используют те же образцы склонения, что и прилагательные: местоимения какой, который склоняются как большой, новый; мой, наш, чей, этот, сам и подобные — как лисий; так же, кроме формы творительного падежа единствен-
ного числа мужского и среднего родов, склоняются и местоимения весь и тот (ср.: моим, но тем, всем).
Признаковые местоимения таков, каков, всяк, выступающие всегда в краткой форме, по падежам не изменяются.
К числу признаковых местоимений относятся и неизменяемые притяжательные местоимения его, ее, их, которые указывают на признак предмета и отвечают на вопрос чей?, но не согласуются с существительными в роде, числе и падеже, ср.: его книга — его журнал — его чтение; ее карандаш — ее карандаши; их тетради — их тетрадей — об их тетрадях.
Количественные местоимения (местоимения-числительные) — это местоимения, указывающие на количество: сколько, столько, несколько, сколько-нибудь и др. Они сочетаются с существительными (На занятие кружка пришло несколько человек), причем такие количественно-именные сочетания являются целостным членом предложения. Местоимения-числительные изменяются по падежам, при этом в косвенных падежах используют окончания, характерные для склонения прилагательных во множественном числе (скольких, сколькими и т. п.; ср.: синих, синими); эти местоимения не имеют морфологических признаков числа и рода.
294. Распределите местоимения по лексико-грамматическим разрядам. Определите их синтаксическую функцию, отметьте особенности склонения.
1. Если каждый человек3 на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша! (М. Г.).
2. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо (Л. Т.).
3. Несколько десятков голосов кричали разом, так что трудно
было что-нибудь разобрать (М.-С). 4. Мечутся передо мной ка
кие-то люди, говорят какие-то слова, и я сама что-то думаю,
что-то говорю, но ни люди, ни слова не затрагивают моей души
(Купр.). 5. Слышно: наверху хрустит лед и снег под чьей-то но
гой (Пришв.). 6. Мне представлялось, что он строит нечто ве
личественное2 и прекрасное... (Наг.). 7. Да, вот именно такое
сегодня утро, как будто каждое существо на Земле нашло свое
место, и никто никому не мешает (Пришв.). 8. Всякое дело
надо любить, чтобы1 хорошо его делать (М. Г.).
----------------------------------------------------------- &
Правописание местоимений
1. Приставки не- и ни- пишутся слитно: никому, некого. Исключение составляют те слова, в которых между приставкой и корнем употреблен предлог: ни к кому, ни перед чем, не о чем. Такие местоимения пишутся в три слова.
2. В неопределенных местоимениях приставка кое- и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, что-то, какой-либо, чей-нибудь. Если за приставкой кое- следует предлог, приставку нужно писать раздельно: кое для кого, кое о чем.
3. Приставка ни- употребляется только в отрицательных местоимениях, причем ни- пишется в том случае, если на нее не падает ударение: никого (нет), ни о чём (не беспокоиться). Под ударением нужно писать приставку не-: некого (спросить), не о чем (беспокоиться).
4. Запомните написание сочетаний не кто иной, как (а) и не что иное, как (а). Условием их раздельного написания и употребления частицы не является наличие слов как или а: Не что иное, как поваленное дерево лежало перед нами; Не кто иной, а Петров опоздал на урок. Если как или а в предложении нет, а отрицание выражено с помощью частицы не, нужно писать никто иной и ничто иное (по общему правилу): Ничто иное не помешало бы нам пройти; Никто иной не опоздал бы на урок. Вместо слова иной в данных сочетаниях может быть употреблено слово другой: не кто другой, как (а), не что другое, как (а) — никто другой не, ничто другое не.
295. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Несколько не удивился, несколько удивленный, н.. с чем не спутаешь, н..кому рассказать, н.. о чем поговорить, н.. от кого не зависеть, н.. на что не жаловаться, н..кто не отдыхал, н..которые особенности, н..чего опасаться, н.. за что извиняться.
296. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая
скобки.
(Я..)чему не рад, (н..)(о) чем не спрашивать, (к..)(с)чем сравнить, (н..)что удивительное, (н..)(перед)чем не останавливаться, нет (н..)каких перемен, (н..)чего не бояться, (н..)(о)чем спорить, (кое)что разузнать, (кое)(в) чем сомневаться, (кое)
(перед)кеы. в долгу, в каком(то) году, чья(то) тетрадь, какой (либо) случай, с кем(нибудь) поговорить.
297- Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
1. (Я..)кто иной, а Петя нашел самый большой гриб.
2. (Н..) кто другой, кроме Миши, не смог решить задачу.
3. (Я..)что иное, как упорство3 помогло моему товарищу стать чемпионом. 4. Большего числа партий, чем гроссмейстер, не выиграл (н..)кто другой. 5. Вдали бл.хтит на солнце (к..)что иное, как металлическая крыша одного из домов. 6. (Я..)чем иным, как паводком объясняется появление нового болота. 7. (Н..)что иное, кроме постоянной отработки ошибок1, не поможет повысить грамотность. 8. (Я..)кто другой не дал бы мне лучшего3 совета. 9. (Я..)что иное, а простуда стала причиной высокой температуры. 10. (Я..)что другое, а гроза помешала ребятам отправиться в поход. -------------------------- <#
—J Морфологический разбор
местоимения
При морфологическом разборе местоимений необходимо выписать словосочетание, включающее данное местоимение.
1. Указать начальную форму местоимения. Назвать часть речи.
2. Определить постоянные морфологические признаки: а) группу по характеру выражаемого значения; б) лексико-грамматический разряд; в) охарактеризовать особенности склонения.
3. Описать переменные морфологические признаки местоимения.
4. Установить его синтаксическую роль в предложении.
Образец:
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны... (Л. Т.).