Пример задачи с разбором по алгоритму.
Методические указания для студентов 3 курса
Специальности 060101 Лечебное дело
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
Тема:Общая нозология. Реактивность и резистентность организма, их значение в патологии.
Цель занятия: изучить основные вопросы, входящие в раздел «Общая нозология». Уметь определять основные категории и понятия общей нозологии; использовать эти категории и понятия при патофизиологическом анализе типовых патологических процессов и/или форм патологии.
Задачи:
1.рассмотреть основные вопросы общей нозологии;
2. обучить принципам составления схем патогенеза;
3. изучить влияние реактивности и резистентности на развитие патологических процессов.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: понятие реактивности и резистентности как биологического явления.
После изучения темы: основные категории и понятия нозологии, этиологии, патогенеза, понятия реактивности и резистентности.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Разбирать задачи по теме: «Общая нозология».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Тест-контроль по теме.
2. Беседа по теме занятия.
1). Общая нозология. Отличие нозологии от патологии. Определения болезни. Понятие о норме и патологии. Характеристика основных категорий патологии:
-повреждение, виды повреждения и принципы его классификации;
-реакции – защитно-приспособительные и патологические, понятие об адаптации и компенсации;
-патологический процесс;
-патологическое состояние.
2). Этиология. Понятия причинности и детерминизма в этиологии.
3). Этиологический фактор и условия, их роль в возникновении болезни.
4). Принципы классификации этиологических факторов. Понятие о факторах риска. Роль социальных факторов, «болезни цивилизации».
5). Основные научные направления общей этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм, теория факторов, теория социальной дезадаптации).
6). Общий патогенез: цепь патогенеза, характеристика элементов, входящих в цепь патогенеза на примере высотной болезни и других патологических процессов.
7). Понятие о нозологических формах, симптомах и синдромах. Стадии и исход болезни. Принципы профилактики и лечения болезней.
8). Реактивность и резистентность организма, их роль в патологии.
9) Роль наследственности в формировании реактивности и резистентности. Причины наследственных форм патологии. Патогенез наследственных форм патологии. Классификация наследственных форм патологии. Болезни с наследственной предрасположенностью.
Ситуационные задачи для разбора на занятии
Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса.
2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.
3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Пример задачи с разбором по алгоритму.
Задача №1 (с примером разбора). Музыкант (пианист) легко поранил палец руки, где возникли явления воспаления. Есть ли у него болезнь? Ответ обосновать.
Ответ: у музыканта сформировался локальный патологический процесс (воспаление), а не болезнь, т.к. отсутствуют характерные признаки болезни: нет нарушений гомеостаза, не нарушена жизнедеятельность всего организма, не нарушены взаимоотношения с окружающей средой.
Задача №2. Недостаток витамина "С" в пище следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать.
Ответ:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Дополнительная
1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
2. Патофизиология: учебник : в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Методические указания подготовлены:
ст. преподаватель Колодкина Е.В._____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.
Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин