Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС. 1. Расставьте ударения в словах
ВАРИАНТ № 48
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Донельзя, втридорога, асимметрия, наотмашь, феномен.
2. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.
Никч…мный, ж…лоб, ж…ноненавистник, иноплем…нный, побас…нка.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Адекватный, гипертрофированный, лояльный, позитивный, спонтанный.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 3. Автобиография жизни.
3. Составьте словосочетания.
Масленичный – масличный, обидный – обидчивый, пастырский – пасторской.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Эти вопросы имеют большую роль в развитии науки. 2. Пора тебе взяться за свой ум. 3. Ну хоть разбейся головой об стенку!
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Лебединая песня. 2. На седьмом небе. 3. Пиррова победа.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания.
Капри, толь, Дели, шимпанзе, кафе.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Бананы, грузины, килограммы, простыни, сапоги.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
119, 96, 735, 1454.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Потребность (деятельность), верить (правота), интересоваться (искусство), вопреки (угроза), полон (бодрость).
2. Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1. У нас невольно возникают воспоминания о нашем медовом месяце, глядя на молодоженов. 2. Часть книг раскуплены сразу после издания. 3. Наконец пришло письмо, сообщавшее о приезде давнего друга и которого я так ждала.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
С…реневый штиль окружал судно и зап…лнял к…юту. Из(за) вершин гор пр…чудл…вый с…луэт которых мог бы прийти в голову только в…ликому а…стракц…онисту подн…малось со…нце. Оно раск…лило до алого цвета тр…угольник неба вернее туч… между двумя вершинами. А остальное небо было в л…ловой тума(н, нн)ой мгле. Вода возле ж…лтого песка ни…кого берега была бледной едва голубой.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 49
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Истекший, небо, компас, мизерный, феномен.
2. Как произносится (твердо или мягко) согласный звук перед буквой Е?
Сессия, стена, фанера, шинель, экстерн.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Декада, протекция, стагнация, эксперт, интервал.
2. Устраните речевую недостаточность.
1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 3. За ошибки и недостатки председатель артели заслуживает взыскания.
3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.
Бережный – бережливый, тяготится – тяготеет, обидный – обидчивый, хозяйский – хозяйственный, соседский – соседний.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Театр в Калуге Павел организовал на более широкую ногу. 3. Все понимали, что эти слова и слезы – фиговое прикрытие авантюристки.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Пиррова победа. 2. Перейти Рубикон. 3. Танталовы муки.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Растворимый) кофе, (прозрачный) вуаль, (компетентный) жюри, (огромный) мозоль, (молодой) кенгуру.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Грабли, стерлядь, турок, кочерга, мандарин.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
1) с 300, 2) о 415, 3) от 742, 4) к 867.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Приплыть (берег), восхищение (подвиг), страдать (разлука), коснуться (вопрос), препятствовать (движение).
2. Замените определительные предложения причастными оборотами.
1. Известный путешественник, который прославился своими открытиями, прочитал курс лекций. 2. События, которые были описаны в этом рассказе, произошли в действительности. 3. Я читаю книгу, которую взял у товарища.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Певцы были готовы. Они еще (не)много помолчали настра…вая дыхание еще т…сней спл…тились пл…чами и тут стало совсем тихо зал точно опустел до того всем было интересно что же смогут эти десятеро… И вот по ки…ку стоящего справ(а, о) третьим от края вид…мо в…дущего в гру(п, пп)е они запели. И голоса взл…тели…
Над ш…рокой водной р…вниной встают и торжестве…о с…яют высокие горы. Пор…внявшись с низ….нькой дверью ост…новился в раздумь… . П…карня пом…щалась в подвале ее три окна были ниже ур…вня земли. (Не)береч… пор…сли – (не)видать и дерева.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»