Практическое занятие № 6

1.Тема: Семиотика поражений и методы исследования органов дыхания у детей разного возраста

2.Цель:

Студент должен знать:

· возрастные АФО органов дыхания у детей и их клиническое значение

· частоту дыхания у детей разного возраста

· методику исследования органов дыхания у детей разного возраста

· основные симптомы и синдромы поражения органов дыхания у детей старшего и раннего возраста

· виды одышки

· методы исследования органов дыхания

Студент должен уметь:

· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями

  • целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии дыхательной системы;

· провести клиническое обследование органов дыхания у детей раннего и старшего возраста, описать результаты исследования в рабочих тетрадях и сделать по ним заключение;

· выявлять синдромы поражения органов дыхания

· оценить клинический анализ крови

· оценить результаты лабораторного исследования мокроты (клинического и бактериологического)

· оценить анализ плевральной жидкости

· провести и оценить пробы Штанге, Генча

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Признаки пораженияорганов дыхания, выявляемые при осмотре: семиотика кашля, осиплость голоса, афония, аденоидный тип лица, изменение формы грудной клетки, экскурсия ее половин, клинические признаки одышки, виды одышки.

2. Признаки поражения органов дыхания у детей первого года жизни, выявляемые при осмотре: пенка на губах, раздувание крыльев носа, цианоз носогубного треугольника, апноэ, участие вспомогательных мышц в акте дыхания, типы одышки (экспираторная, инспираторная, смешанная), особенности кашля.

3. Признаки поражения органов дыхания, выявляемые при пальпации: локальная болезненность грудной клетки, изменение голосового дрожания (усиление, ослабление).

4. Семиотика изменений перкуторного звука (тупость, укорочение, тимпанит, коробочный оттенок).

5 Изменение границ легких, экскурсии легких.

6. Симптомы увеличения внутригрудных лимфатических узлов: симптом Филатова, симптом «чаши Философова», симптом Кораньи, симптом Аркавина.

7. Семиотика изменений дыхательных шумов у детей (ослабленное дыхание, усиленное, жесткое, бронхиальное дыхание, хрипы и их виды, механизм образования, крепитанция, шум трения плевры).

8. Основные синдромы поражения органов дыхания: респираторный, бронхолегочный, обструктивный, инфильтрации легочной ткани, скопления жидкости и воздуха в плевральной полости, интоксикации, дыхательной недостаточности (ДН). Степени тяжести ДН.

9. Синдромы поражения разных уровней дыхательной системы (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, бронхиолит, пневмония, плеврит).

10. Синдром крупа у детей раннего возраста.

11. Лабораторные методы исследования органов дыхания: клинический анализ крови, анализ мокроты (микроскопия, посев на флору), кал на трипсин, хлориды пота (для исключения муковисцидоза), посев из носа и зева на флору.

12. Рентгенологические методы исследования органов дыхания: R -графия, скопия, флюорография грудной клетки, бронхография, рентгенография придаточных пазух носа, томография, компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография.

13. Инструментальные методы исследования органов дыхания: ларингоскопия, бронхоскопия, УЗИ.

14. Функциональные методы исследования дыхательной системы: спирометрия, спирография, пневмотахометрия, пикфлоуметрия, пробы Штанге, Генча.

15. Особенности показателей внешнего дыхания у детей ( ЖЕЛ, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха, минутный объем дыхания (МОД), максимальная вентиляция легких (МВЛ, коэффициент использования кислорода (КИО).

16. Плевральная пункция с последующим анализом плевральной жидкости.

17.Аллергологические пробы.

4. Основные понятия темы: дети, органы дыхания, методика исследования, симптомы и синдромы поражения, методы исследования органов дыхания (лабораторные, инструментальные, функциональные, рентгенологические).

5. Рекомендуемая литература

Основная:

1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.

3. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и семиотика поражения дыхательной системы у детей и подростков. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2007 . - 56 с.

Дополнительная:

1.Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.

2.Пропедевтика детских болезней: Практикум. Под ред. В.В.Юрьева. – СПб.: Питер, 2003.- 352 с.

3.Таточенко В.К. Болезни органов дыхания у детей: практическое руководства / В.К. Таточенко. – новое изд., доп. – М.: «ПедиатрЪ», 2012 . – 480 с.

6. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию

Наши рекомендации