Образ современного дракона.
В детской литературе ХХ в. появляются новые черты дракона – он часто предстает добрым, а порою даже глупым. Например, вежливый и дружелюбный Ленивый Дракон из одноименной книги Кеннета Грэма. Несмотря на то, что он наделён всеми основными чертами классического дракона: когтями, длинным хвостом и огнём, извергающимися из его пасти, он добродушен, любит рассказывать истории, сочинять стихи и вспоминать о «старых добрых временах, когда драконы водились, и вообще жизнь была лучше». Святой Георгий вступает с ним в шуточную битву, в которой никто не получает ран. Заканчивается история тем, что Георгий, Дракон и жители близ лежащего города собираются на праздничный ужин, на котором Дракон ведёт себя чрезвычайно учтиво и становится душой компании.
Таким же добрым предстает и Змей Горыныч. Он не борется с богатырем Добрыней, а помогает ему.
В мультфильме «Как приручить Дракона» по мотивам произведений британской детской писательницы Крессиды Коуэлл представлена трогательность отношений между героем Итеном и драконом Беззубиком. Их взаимопонимание и дружба помогли победить общего врага — огромного дракона.
| |||
|
Практическая работа.
Одной из задач моей работы было сравнить драконов западного и восточноевропейского происхождения. Они имеют схожие черты, но есть у них и различия. Для наиболее понятного сравнения мною была построена таблица, где указаны некоторые характеристики драконов востока и запада европейских стран.
Западноевропейские драконы | восточноевропейские (славянские) драконы | ||
Количество голов | |||
Точное число не указывается, но судя по книжным описаниям 1 голова. | В разных сказках количество голов змея различается: их бывает 3, 5, 6, 7, 9, 12. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. | ||
Наличие крыльев (способность к полёту) | |||
У некоторых присутствуют, у некоторых отсутствуют. Несмотря на наличие крыльев, многие Западные драконы не умеют летать, предпочитая передвигаться на лапах или вообще ползать как змеи. | В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. | ||
Извержение огня | |||
| Важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. | ||
Характер | |||
Западные драконы весьма свирепы, очень ревниво охраняют свою территорию от посторонних. Часто они совершают набеги на ближайшие города и деревни, поедая и унося с собой скот (коров, быков, лошадей), а также попавшихся на пути людей. | Славянские драконы представители злого начала в русских народных сказках и былинах. Чаще всего это озлобленные на весь мир драконы, которые убивали попадающихся им людей, иногда даже наведываясь в города, если в лесах пищи не оставалось. |
По данной таблице можно сделать вывод, что западноевропейские и восточноевропейские драконы, несмотря на то, что они схожи по некоторым признакам, имеют также и различия. Одним из главных различий я считаю то, что западноевропейские драконы обычно бывают сторожами несметных сокровищ, они чаще сидят в своих пещерах, охраняя свои богатства, лишь изредка нападают на города и села. Восточноевропейские драконы напротив не имеют никаких сокровищ и поэтому разоряют города и села и любят забирать людей в плен.
|
Заключение и выводы.
Работая над своей темой, изучила материалы детских энциклопедий, прочитала былины, сказки, посмотрела мультипликационные фильмы. Мною также было проведено сравнение драконов из разных групп и выявлены сходные и различные черты их внешнего вида, поведения и характера. На мой взгляд, образ драконов чрезмерно важен в сказках всех народов мира. В частности, в европейских сказках драконы являются символом вражеского зла. Обычно они очень свирепы, нападают на города и сёла, сжигая избы, уничтожая имущество и поедая людей.
Драконы – сказочные животные, в реальной жизни не существуют. В древних сказаниях дракон олицетворяет собой Абсолютное Зло. В современной же литературе дракон зачастую становится положительным героем, другом человека и даже домашним животным. В мифологии разных народов драконам приписывают разные, зачастую даже противоположные, свойства, привычки и качества. Поэтому его образ очень многообразен и богат.
Для меня эта тема была интересна. И я бы хотела ещё провести сравнение образов других героев детской литературы.
|
Список используемой литературы
1. Джуди Аллен. Фантастические существа: Энциклопедия -М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.
2. Добрыня Никитич. Былинный сказ.-М.: «Детская литература», 1997.
3. Кеннет Грэм. Дракон – Лежебока.
4. Мультфильмы по книгам Крессинды Коуэлл. Как приручить дракона.
5. Русские волшебные сказки-Л.: «Детская литература», 1984.-175с.
6. Чудо-Юдо. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2001.
7. Дж.Р.Толкиен «Хобит. Туда и обратно» - М «Мир» 2004.
8. Сборник сказок Афанасьева. М «ДетЛит» 1982
9. Интернет-ресурсы:
· «Википедия»;
· Форум «хеннет-аннун»;
· Форум «драконы»
· Форум «стихи, рассказы, сказки»
| |||
|