Жанрово-композиционный аспект редактирования текстов СМИ.
Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается
оценкой его целостности, анализом отдельных частей, их последовательности и связей
между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский
анализ подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая
определяется тем, какой способ изложения избрал автор.
Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.
Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования,
выделяет три способа изложения и соответственно три вида текста: повествование,
описание и рассуждение. Цель повествования – передать движение событий во времени. Цель описания – создать картину действительности. Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определённых положений.
Сегодня мы рассматриваем способы изложения как функционально-смысловые
типы речи, воплощающиеся в структурные единицы текста, которые характеризуются
смысловой целостностью, структурной завершённостью, организацией по определённой
схеме, графической оформленностью.
Однако редакторы имеют дело с разветвлённой системой СМИ. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении. А имено:
· сообщение,структура которого обычно предопределена формулой: что? где? когда?Сообщение как композиционно-речевая форма констатирует факт или представляет
его как то, что должно обязательно свершиться. Задача отразить временные и
пространственные отношения, как в повествовании и описании, передать динамику смыслового развития, как в рассуждении, перед сообщением не стоит. Его логическая структураотражает лишь отношения общего и частного.
· информационное описание - в научной, справочной, учебной литературе выявляет признаки, присущие его объекту, как признаки родовые.
· умозаключение –выведение нового суждения из суждений известных, не осложнённое агитационными задачами. В чистом виде встречается крайне редко.
Научно-техническая революция обогатила речевой обиход словами, которые редактору надо уметь ввести в текст и оценить их целесообразность. В связи с этим возникла необходимость специально рассмотреть такие тексты, в которых раскрывается содержание понятий, даётся их определениеи объяснение (рассуждение -это процесс выведения нового знания. Этим обосновано требование логически строгой
последовательности суждений и точности логических связей между ними, которые имеют
подчинительный характер. Главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли).
Критерии оценки правильности речи в СМИ.
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского
литературного языка.
Если говорить о печатных СМИ, то оценка правильности заключается в том, чтобы помимо литературности текст в себя включал правильное и правдивое указание фактов, имён, дат и т.д.
Если говорить о радио и телевидении, то помимо перечисленных критериев для печатных СМИ, сюда можно отнести построение простых предложений, понятных малообразованному населению. Помимо этого нужно следить за тем, чтобы все ударения были расставлены верно и в речи не встречалось лишних смягчений гласных после согл. (Например, следует произносить «крем»,а не «крЭм») и т.д.Также не маловажно следовать правилам литературной разговорности языка, то есть избегать жаргонизмов, просторечий и т.д.
Композиция
Логика
Фактический материал
Стиль