Стр.68-88

  1. Р.П. Самусев «Атлас нормальной анатомии человека» стр.13-29

4. Воробьева «Анатомия и физиология» стр.71-87

С целью самоконтроля знаний по данной теме выполните следующие задания:

Решите предлагаемые тесты:

  1. Является ли кость органом

а) ДА б) НЕТ

2. Является ли эпифиз телом кости

а) ДА б) НЕТ

3. К какому виду соединений относятся суставы

а) Синартрозные б) Гемиартрозные

в) Диартрозные

4. Синхондроз осуществляется посредством:

а) Костной ткани б) Связок

в) Мышц г) Хрящевой ткани

5. Лордоз имеется в отделе позвоночного столба:

а) Грудном б) Шейном

в) Поясничном г) Крестцовом

6. К какому типу костей относится позвонок:

а) Трубчатые б) Плоские

в) Воздухоносные г) Смешанные

д) Губчатые

7. Укажите количество грудных позвонков:

а) 7 б) 12 в) 5 г) 3

8. К какому виду ребер относится 1-е ребро:

а) Ложное б) Свободное

в) Истинные г) Смешанное

9. Перечислите отделы грудины:

а) б) в)

10. В атланто-осевом суставе осуществляется:

а) Вращение б) Приведение

в) Отведение г) Сгибание

11. Для какого типа телосложения характерна цилиндрическая грудная клетка:

а) Астенического б) Нормостенического

в) Гиперстенического

12. Физиологический изгиб позвоночного столба кпереди называется:

а) Сколиоз б) Лордоз

в) Кифоз г) Синостоз

13. Крестцовые позвонки соединяются за счет:

а) Синдесмозов б) Синостозов

в) Синхондрозов г) Гемиартрозов

14. Укажите составные части позвонка:

а) Тело б) Задняя дуга

в) Остистый отросток г) Сосцевидный отросток

д) Суставные отростки

15. Укажите, какие позвонки в поперечных отростках имеют отверстия:

а) Шейные б) Грудные

в) Поясничные г) Крестцовые

д) Копчиковые

16. К длинным связкам позвоночного столба относятся:

а) Передняя продольная б) Межостистая

в) Надостистая г) Задняя продольная

д) Межпоперечная

17. Рост кости в толщину идет за счет:

а) Надкостница б) Компактного слоя

в) Губчатого слоя г) Метафиза

18. Укажите, какой из перечисленных позвонков называются выступающий :

а) 1-й шейный б) 2-й грудной

в) 7-й шейный г) 5-й поясничный

19. Укажите, какой позвонок не имеет тела:

а) 1-й шейный б) 2-й шейный

в) 5-й поясничный г) 12-й грудной

20. Укажите наиболее подвижные отделы позвоночного столба:

а) Шейный отдел б) Грудной отдел

в) Поясничный отдел г) Крестцовый отдел

д) Копчиковый отдел

Ответьте на вопросы словарного диктанта:

1. Латинское название грудной клетки.

2. Ребра, формирующие реберную дугу.

3. Количество поясничных позвонков.

4. Диски, соединяющие тела позвонков

5. Изгиб позвоночного столба в бок.

6. Форма грудной клетки гиперстеника.

7. Название 2-го швейного позвонка.

8. Непарные отростки позвонков.

9. Связки, соединяющие тела позвонков.

10. Сустав, формируемый атлантом и затылочной костью.

11. Латинское название грудины.

12. Тело трубчатой кости.

13. Связка, соединяющая остистые отростки.

14. Кроветворная функция грудины осуществляется за счет: ……

15. Сустав, осуществляющий вращательное движение головы.

16. Axis – это.

17. Позвонок, имеющий рога.

18. Отверстия, формируемые между позвонками.

19 . Изгиб позвоночного столба вперед.

20. Угол, формируемый реберными дугами и грудиной.

Практическое занятие № 3-2 Тема: «Скелет черепа»

Студент должен знать:

  • Отделы черепа: лицевой и мозговой, кости их образующие.
  • Особенности строения костей черепа.
  • Строение лобной, теменных, височных, затылочной, клиновидной и решетчатой костей.
  • Строение небной, носовых, нижнечелюстной, верхнечелюстных, подъязычной костей.
  • Соединения костей черепа – швы, их виды: плоские, зубчатые, чешуйчатые.
  • Расположение сагиттального, венечного, лямдавидного швов.
  • Височно-нижнечелюстной сустав- структура, движения в нем.
  • Череп в целом- свод, основание(внутреннее и наружное), черепные ямки, глазницы, полость носа и полость рта.
  • Возрастные особенности черепа.
  • Пазухи черепа, их значение.

Цель практического занятия:

1. Изучить структуру скелета головы.

2. Усвоить строение отдельных костей черепа, виды их соединения.

3. Предоставлять основные топографические и антропометрические точки черепа.

  1. Изучить топографические образования черепа.
  2. Отработать навыки оценки рентгеновских снимков черепа.
  3. Определить зоны наиболее подверженные травматизму (переломы, вывихи).

Задание для самоподготовки к практическому занятию:

I.При изучении структуры и строения черепа найдите ответы на предлагаемые вопросы в данной последовательности.

Для этого использовать атлас анатомии человека, череп, учебник “Анатомия человека”.

1. Дайте определение черепу.

2. Назовите отделы черепа: мозговой и лицевой, покажите их место положение и границу.

3. Покажите положение в черепе затылочной, теменных, височных, лобной, решетчатой, клиновидной костей.

4. Покажите положение в черепе верхней челюсти, назовите ее части и анатомические образования.

5. Покажите положение в черепе скуловой кости, ее отростки.

Определите местоположение скуловой дуги, чем она образована?

6. Назовите и покажите нижнюю челюсть, ее части, анатомические образования.

7. Покажите височно-нижнечелюстной сустав, охарактеризуйте его.

8. Покажите положение в черепе носовой, слезной, нёбной костей, сошника и нижней носовой раковины.

9. Покажите подъязычную кость, назовите ее анатомические и топографические особенности.

10. Перечислите воздухоносные кости черепа, расскажите об их функциональных и структурных особенностях.

11. Покажите глазницы: назовите и покажите кости, образующие их стенки, анатомические образования, щели и каналы, их значение.

12. Покажите полость носа, ее передние и задние отверстия, чем они отграничены.

13. Покажите верхний, средний и нижний носовые ходы, чем они образованы, их сообщение с воздухоносными пазухами костей черепа.

14. Покажите твердое небо, назовите кости его образующие, их соединение, резцовый канал.

15. Покажите свод черепа, назовите кости его формирующие, их соединения: швы, их название и местоположение.

16. Покажите височную и подвисочную ямки, границу между ними, сообщения.

17. Покажите крыло-нёбную ямку, покажите и назовите кости ее образующие.

18. Назовите и покажите сообщения крыло-нёбной ямки с соседними полостями.

19. Покажите условную границу между сводом и основанием черепа.

20. На внутренней (мозговой) поверхности основания черепа покажите:

· переднюю черепную ямку, кости ее образующие, отверстия, анатомические образования.

· Среднюю черепную ямку, кости ее образующие, отверстия, анатомические образования (“турецкое седло”, пирамида височной кости).

· Заднюю черепную ямку, кости ее образующие, отверстия, анатомические образования (скат).

21. Покажите на наружной поверхности основания черепа: большое затылочное, яремное, наружное сонное, рваное, овальное, остистое, шило-соcцевидное отверстия: шиловидный, сосцевидный и крыловидный отростки.

22. Покажите на черепе лобные бугры, теменные бугры, затылочный бугор надпереносье, подбородочный выступ, назовите их антропометрическое значение.

23. Покажите клыковую ямку и подглазничное отверстие, ее значение.

24. Перечислите и покажите признаки, отличающие череп новорожденного от черепа взрослого. Назовите сроки окостенения родничков.

II. В дневнике для практических работ выписать и выучить латинские названия костей черепа и основных анатомических образований черепа.

Литература

1. Материалы лекции № 3.1

2. Р.П. Самусев “Атлас нормальной анатомии человека” стр.67-91

3. Р.П. Самусев “Анатомия человека” стр.88-108

4. Воробьева “”Анатомия и физиология человека” стр.99-104

С целью самоконтроля знаний выполните следующие задания:

I. Выполните тест- контроль:

  1. Является ли череп вместилищем для головного мозга?

А) Да Б) Нет

2. Имеет ли череп лицевой и мозговой отделы?

А) Да Б) Нет

3. Является ли верхняя челюсть подвижной костью?

А) Да Б) Нет

4. Сосцевидный отросток расположен

А) на височной кости Б) на затылочной кости

В) на клиновидной кости Г) на локтевой кости

5. Основание черепа образовано:

А) клиновидной костью Б) височной костью

В) лобной костью Г) решетчатой костью

Д) затылочной костью

6. Укажите, какие из перечисленных костей черепа участвуют в формировании глазницы:

А) скуловая кость Б) лобная кость

В) теменная Г) клиновидная кость

7. Укажите, образованием какой кости является “турецкое седло”

А) височной Б) верхнечелюстной

В) теменной Г) клиновидной

Д) решетчатой

8. Укажите, к какому возрасту у ребенка закрывается передний (большой) родничок

А) на 2-3 месяце Б) к 2-м годам

В) к полутора годам Г) к 1 году

9. Какие из перечисленных костей черепа относятся к воздухоносным

А) верхнечелюстная Б) клиновидная

В) нижнечелюстная Г) лобная

Д) решетчатая

10. Укажите, какие кости формируют скат

А) лобная Б) клиновидная

В) затылочная Г) височная

11. Укажите, в каких мозговых ямках черепа располагаются данные отверстия

I. Передняя мозговая ямка А) большое затылочное отверстие

Б) круглое отверстие

II. Задняя мозговая ямка В) яремное отверстие

Г) овальное отверстие

III. Средняя мозговая ямка Д) рваное отверстие

Е) слепое отверстие

12. Укажите, к какому отделу черепа относятся данные кости

I. Лицевой отдел А) лобная кость

Б) нижнечелюстная кость

II. Мозговой отдел В) затылочная кость

Г) скуловая кость

Д) клиновидная кость

Е) небная кость

Ж) решетчатая кость

З) слезная кость

13. Перечислите щели и каналы глазницы

А) Б) В) Г)

14. Перечислите кости, образующие твердое небо

А) Б)

15. Какие из перечисленных костей формируют свод черепа?

А) затылочная Б) решетчатая

В) теменные Г) лобные

Д) височные

16. Какие из перечисленных швов относятся к зубчатым швам

А) сагиттальный Б) теменно-височный

В) лямдавидный Г) венечный

Д) нёбный

17. Какой родничок зарастает последний

А) сосцевидный родничок

Б) передний (большой) родничок

В) задний (малый) родничок

Г) клиновидный родничок

18. В средний носовой ход открываются пазухи:

А) лобной кости Б) клиновидной кости

В) верхнечелюстной кости В) решетчатой кости

19. Укажите, какие кости формируют перегородку полости носа:

А) решетчатая кость Б) клиновидная кость

В) верхнечелюстная кость В) сошник

20. Пирамида височной кости в своей структуре имеет:

А) барабанную полость Б) лабиринтную полость

В) внутренний слуховой проход Г) наружный слуховой проход

II. Ответьте на вопросы словарного диктанта:

  1. Единственная подвижная кость черепа
  2. Латинское название черепа
  3. Дуга, отделяющая височную и подвисочную ямки
  4. Отверстия, соединяющие полость носа и носоглотку
  5. Зубчатый шов, соединяющий две теменные кости
  6. Отверстие клыковой ямки
  7. Образование, соединяющее глазницу и крыло - нёбную ямку
  8. Образование, формирующееся в месте соединения “турецкого седла” с пирамидой височной части
  9. Количество мозговых ямок на основании черепа
  10. Кость лицевого черепа, располагающая на передней поверхности шеи
  11. Канал, соединяющий глазницу и полость носа
  12. Processus mostoideus – это…..
  13. Костное образование, формирующее верхнюю стену полости рта
  14. Канал, соединяющий глазницу со средней мозговой ямкой.
  15. Отверстие, которым заканчивается канал лицевого нерва височной кости.
  16. Отростки затылочной кости, соединяющие череп с атлантом.
  17. Шов, формирующийся в месте соединения лобной и теменных костей.
  18. Анатомические образования нижней челюсти, указывающие на наличие речи у человека (2-й сигнальной системы)
  19. Латинское название лобной кости.
  20. Кость черепа, носящее название образования полости носа.

Практическое занятие № 3-3

Тема: “Скелет конечностей - структура топография, виды соединений, особенности.”

Студент должен знать:

  1. Отделы скелета верхних конечностей
  2. Кости, образующие верхние кости
  3. Особенности строения костей верхних конечностей
  4. Соединения костей верхних конечностей, их виды, особенности
  5. Отделы скелета нижних конечностей
  6. Кости нижних конечностей
  7. Особенности строения костей нижних конечностей
  8. Соединения костей нижних конечностей: виды, особенности
  9. Таз в целом; возрастные и половые особенности. Размеры таза.
  10. Особенности скелета стопы.
  11. Наиболее часто встречающие зоны локализации переломов

Цель занятия:

1. Изучить строение скелета верхних и нижних конечностей, способы соединения костей.

2. Научиться дифференцировать мужской и женский таз.

3. Формировать навыки работы с рентгеновскими снимками конечностей.

Задания для самоподготовки к занятию:

I. При изучении скелета конечностей, найдите ответы на предлагаемые вопросы в данной последовательности:

1. Назовите и покажите отделы верхней конечности, поверхности каждого отдела.

2. Пропальпируйте на живом человеке ключицу, назовите и покажите на препарате ее тело, концы, поверхности.

3. Как отличить правую ключицу от левой?

4. Назовите и покажите лопатку, ее края, поверхности, углы, гребень, ямки, отростки.

5. Как отличить правую лопатку от левой?

6. Пропальпируйте на живом человеке гребень лопатки, ее акромиальный отросток, нижний угол.

7. Назовите и покажите плечевую кость и ее части.

8. Назовите и покажите анатомические образования: верхний и нижний эпифизы плечевой кости.

9. Как отличить правую плечевую кость от левой?

10. Пропальпируйте на живом человеке надмыщелки плечевой кости

11. Назовите кости предплечья, их положение на конечности

12. Назовите и покажите анатомические образования тел и эпифизов локтевой и лучевой костей.

13. Как отличить правую локтевую и лучевую кости от левых?

14. Пропальпируйте на живом человеке головку лучевой кости, локтевой, отросток локтевой кости, шиловидные отростки костей предплечья.

15. Назовите и покажите кисть и ее отделы.

16. Назовите и покажите пястные кости и фаланги пальцев, укажите их количество.

17. Соберите из отдельных костей, правильно сопоставив их, скелет плечевого пояса и свободных верхних конечностей.

18. Назовите и покажите:

· Отделы нижней конечности, поверхности каждого отдела;

· Тазовую кость и ее части. Расскажите о возрастных особенностях тазовой кости, отличиях мужского и женского таза;

· Анатомические образования подвздошной, лонной, седалищной костей.

19. Пропальпируйте на живом человеке гребень, переднее-верхнюю ость и лонный бугорок тазовой кости.

20. Назовите и покажите бедренную кости и ее части.

21. Как отличить правую бедренную кость от левой?

22. Назовите и покажите анатомические образования тела и эпифизов бедренной кости.

23. Назовите кости голени, покажите их положение на конечности.

24. Назовите и покажите анатомические образования тел и эпифизов большеберцовой и малоберцовой костей.

25. Как отличить правые большеберцовую и малоберцовую кости от левых?

26. Пропальпируйте на живом человеке головку малоберцовой кости, передний гребень и бугристость большеберцовой, медиальную и латеральную лодыжки.

27. Назовите и покажите стопу и ее отделы.

28. Назовите и покажите на скелете стопы кости предплюсны и их расположение.

29. Назовите и покажите на скелете плюсневые кости фланги пальцев стопы, укажите их количество.

30. Пропальпируйте на живом человеке бугор пяточной кости, головку I-ой плюсневой кости.

31. Собери из отдельных костей, правильно сопоставив их, скелет тазового пояса и свободных нижних конечностей.

32. Расскажите анатомию соединений тазового пояса и свободной нижней конечности.

33. Дайте характеристику таза в целом, расскажите о соединениях таза. Проведите границу между большим и малым тазом.

34. Назовите и покажите костные точки, между которыми измеряются размеры таза. Укажите, как измеряются межостное, межгребневое, межвертельное расстояние, наружный прямой размер таза, диагональный и истинный прямой размеры таза (диагональная и истинная коньюгаты).

35. Расскажите о роли функциональной нагрузки в формировании соединений костей и в частности: позвоночного ствола, грудной клетки, таза стопы, кисти в целом.

II. В альбоме для практических работ изобразить схематично и указать основные размеры таза женщины:

  • Большого таза
  • Малого таза

III. В дневнике для практических работ выписать терминологию, используемую в данной теме.

IV. Повторить плоскости, оси тела человека, виды движения по осям.

Литература: 1. Материалы лекций № 3.1 и 3.2 2. Р.П. Самусев “Анатомия человека” стр. 51-55; 108-132 3. Воробьева “Анатомия, физиология человека” стр.87-94 4. Р.П. Самусев “Атлас нормальной анатомии” стр.30-67

V. С целью самоконтроля знаний решите предлагаемые тесты:

  1. Является ли коленный сустав прерывным соединением?

А) Да Б) Нет

  1. Конец трубчатых костей называют

А) Апофиз Б) Метафиз

В) Диафиз Г) Эпифиз

  1. Укажите, каким по форме является плечевой сустав:

А) мыщелковый Б) седловидный

В) эллипсовидный Г) шаровидный

Д) блоковидный

  1. Укажите, какие кости конечности имеют шиловидный отросток:

А) локтевая кость Б) бедренная кость

В) лучевая кость Г) большеберцовая

Д) малоберцовая

  1. Укажите число костей запястья

А) 8 Б) 6 В) 7 Г) 4 Д) 5

  1. Укажите, какие кости образуют вертлужную впадину:

А) подвздошная кость Б) бедренная кость

В) седалищная кость Г) крестец

Д) лобковая кость

  1. Укажите места расположения костей конечностей в скелете человека
  1. лопатка * а) плечевой пояс
  2. лучевая кость * б) предплечье
  3. трапециевидная кость * в) кисть
  4. седалищная кость * г) таз
  5. большеберцовая кость * д) бедро
  6. пяточная кость * е) голень
  7. локтевая кость * ё) стопа
  8. таранная кость

8. Укажите, к какому виду костей относятся кости конечностей:

1. лопатка * а) трубчатая

2. бедренная кость * б) губчатая

3. повздошная кость * в) воздухоносная

4. пяточная кость * г) плоская

5. плечевая кость * д) смешанная

6. локтевая кость *

7. гороховидная кость *

9. Укажите, какой сустав нижних конечностей имеет мениски:

а) бедренный б) коленный

в) голеностопный г) кресцово-подвздошный

д) таранно-пяточный

10. Укажите, какие суставы участвуют в образовании локтевого сустава:

а) б) в)

11.Укажите, какие отличительные признаки характеризуют мужской и женский тазы;

1. мужской таз * а) короче и шире

2. женский таз * б) уже и длиннее

* в) крылья повздошные разведены

* г) крылья сведены к центру

* д) лобковый угол 70-75 градусов

* е) лобковый угол >90 градусов

* ж) крестец шире и короче

* з) мыс крестца выступает больше

12. Укажите, какие из предложенных костей имеют лодыжки

а) малоберцовая б) бедренная

в) большеберцовая г) плечевая

13. Тазобедренный сустав относится:

а) к сложным б) к простым

в) к комплексным г) к комбинированным

14. В запястно- пястном суставе 1-го пальца кисти возможны:

а) разгибание б) вращение

в) противопоставление г) сгибание

15. Наиболее частная зона перелома трубчатых костей:

а) метафиз б) эпифиз

в) диафиз г) апофиз

16. Укажите количество костей пястья:

а) б) в) г)

17. Укажите количество осей тазобедренного сустава

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

18. Укажите, какая из предложенных костей имеет локтевую ямку

а) локтевая кость б) лучевая кость

в) плечевая кость г) лопатка

19. Какая из нижеуказанных костей не участвует в образовании голено-стопного сустава

а) пяточная б) большеберцовая

в) таранная г) малоберцовая

20. Какой из предложенных суставов называют ”сустав Лисфранка”

а) голено-стопный б) предплюсне-плюсневый

в) плюсне- фаланговый г) пяточно-кубовидные

VI. Словарный диктант

Ответьте письменно на данные вопросы:

  1. Сустав, в структуру которого входят мениски.
  2. Латинское название таза.
  3. Кость, имеющая две шейки.
  4. Тело бедренной кости.
  5. Кость, имеющая медиальную лодыжку.
  6. Os humerus – это
  7. Отросток лопатки, участвующий в образовании сустава.
  8. Количество костей флангов пальцев.
  9. Кость таза, имеющая блоковидную вырезку.
  10. Кость таза, имеющая крыло.
  11. Самая большая сесамовидная кость.
  12. Вид соединения костей тазовой кости.
  13. Сустав, укрепленный повздошно-бедренной связкой.
  14. Количество костей запястья.
  15. Гемиартроз – это……
  16. Кость предплюсны, участвующая в образовании голено-стопного сустава.
  17. Количество суставов, формирующих локтевой сустав.
  18. Форма плечевого сустава.
  19. Зона роста трубчатых костей в длину.
  20. Кость, имеющая латеральный шиловидный отросток.

Микролекция: «Мышечная система-морфология».

Мышечная система – это активная часть системы движения, представляющая собой совокупность мышц, располагающихся по ходу скелета человека и осуществляющая его движение.

Структура мышцы: 1) брюшко – обязательная специальная часть мышцы, состоящая из скелетных симпластов, осуществляющих процесс сокращения мышц.

2) сухожилия – плотноволокнистый фиксирующий аппарат. Выделяют не менее двух сухожилий: а) начало, б) прикрепления

3) вспомогательный аппарат – фасций – плотноволокнистая оболочка, покрывающая мы-шцы и группы мышц, образующая каналы и межфасциальные пространства.

4) влагалища – фиброзные оболочки в виде муфт, окружающие сухожилия в месте прилегания их к подвижным отделам скелета, заполненные синовиальной жидкостью.

Классификация мышц головы.

           
  стр.68-88 - student2.ru
 
    стр.68-88 - student2.ru
 
    стр.68-88 - student2.ru
 
    стр.68-88 - student2.ru

         
  стр.68-88 - student2.ru
 
    стр.68-88 - student2.ru
 
    стр.68-88 - student2.ru

     
  стр.68-88 - student2.ru
 
    стр.68-88 - student2.ru

Практическая работа № 3-4.

Тема: «Морфо - функциональная и топографическая характеристика мышц туловища».

Студент должен знать:

-Классификацию мышц туловища. Мышцы спины: поверхностные и глубокие, принципы начала и прикрепления, выполняемая функция. Диафрагма – её особенности, функции, отверстия. Мышцы живота – классификация, расположение, особенности строения, начал и прикрепления. Выполняемые функции. Влагалище прямой мышцы живота - чем образовано, значение. Брюшной пресс – его структуру и значение. Белую линию живота – чем образовано, значение. Пупочное кольцо. Паховой канал, структуры его формирующие, значение, паховую связку и чем она образована.

Цель практического занятия:

- Усвоить классификацию мышц туловища.

- Изучить поверхностные и глубокие мышцы спины, принципы начала и прикрепления,

топографические особенности.

- Усвоить структурно-топографические и функциональные особенности мышц живота.

- Изучить мышцы груди, их функции, топографические особенности.

Задание для самостоятельной подготовки к практическому занятию.

I. С целью качественной подготовки к занятию повторите тему «Скелет туловища. Способы соединения костей туловища».

II. При изучении мышц туловища найдите ответы на предлагаемые вопросы в указанной последовательности.

1). Дайте классификацию мышц туловища.

2). Назовите и покажите границу области спины.

3). Назовите и покажите на препарате, в атласе поверхностные мышцы спины, принципы их начала и прикрепления, объясните их функции.

4). Расскажите о глубоких мышцах спины, укажите на таблицах их местоположение.

5). Покажите латеральный и медиальный тракты. Расскажите о мышцах их формирующих.

6). Расскажите о фасциях спины, покажите их особенности.

7). Назовите и покажите границу области груди.

8). Назовите и покажите мышцы груди, участвующие в движении верхних конечностей. Объясните их функцию.

9). Назовите и покажите межреберные мышцы, их функции.

10). Назовите и покажите части диафрагмы, сухожильный центр, отверстия. Расскажите об особенностях местоположения диафрагмы и выполняемых ею функций.

11). Назовите и покажите границы области живота.

12). Назовите и покажите мышцы передней брюшной стенки, объясните их функции.

13). Назовите и покажите мышцы боковой стенки живота.

14). Покажите белую линию живота, пупочное кольцо. Расскажите, как образуется белая линия живота.

15). Расскажите о паховом канале его местоположении, чем сформирован. Что содержит паховый канал у мужчин и женщин?

16). Назовите и покажите мышцы задней брюшной стенки, расскажите об их функции.

17). Расскажите о функциях мышц живота. Дайте понятие о брюшном прессе.

18). Назовите и покажите слабые места стенок брюшной полости.

III. С целью систематизаций знаний о мышцах туловища, составьте таблицу по предлагаемой схеме:

Наши рекомендации