Требования к логике закона
Это система необходимых связей между составными частями НПА, характеризующих его как единое смысловое образование.
1. Первое и главное требование – его регулятивная направленность. Регулятивный характер НПА выражается в том, что его текст содержит нормативное предписание, совершение участниками правоотношений неких действий или бездействия в определенной ситуации.
2. Логическое единство. НПА должен быть единым механизмом, имеющим функциональную направленность на регулирование определенной группы общественных отношений. Определенность предмета регулирования – лучшая гарантия логического единства и внутренней системности НПА. НПА должен регулировать один вид общественных отношений. Либо структура НПА, когда он затрагивает близлежащие отношения, должна быть четко разграничена.
3. Логическая системность и смысловая завершенность. Каждый НПА должен представлять собой законченную систему определяющую поведение индивидов и их групп.
4. Логическая последовательность изложения Нормативно Правовых Предписаний (НПП). Логически правильно, в определенной последовательности изложенные связанные между собой по смыслу требования позволяют точно понять их. Статьи и пункты должны вытекать друг из друга и быть связанны с другими составными частями. Движение должно быть от общего к специальному, от простого к сложному, от важного к второстепенному. От общего правила к исключению;
Требования к стилю закона
Стиль закона – совокупность правил и принципов изложения текста закона, характерных черт формулирования словами его смысла.
Требования к стилю:
1. Директивность и официальность. Формулировки должны носить властно-обязывающий характер;
2. Логическая полнота и законченность текста. НПП должны быть по смыслу целостно выражены и не оставлять места для домысливания;
3. Точность и определенность юридической формы. Наибольшая конкретизация значения формулировок и выражений. Цель требования – обеспечить соответствие между идеей законодателя и нормативной формулировкой;
4. Экономичность, емкость, компактность законодательных формулировок. Громоздкость законодательных формулировок существенно затрудняет их восприятие;
5. Спокойствие и бесстрастность. Должны быть исключены образные средства языка, недопустимы торжественность, пафос, аллегория.
Приемы – отдельные действия, позволяющие что-либо выразить. Символические приемы формулирования юридических норм:
1. Формулы;
2. Таблицы;
3. Образцы документов;
4. Рисунки;
5. Звуки.
Использование этих приемов обосновано большей совершенностью и экономностью их формального закрепления. Символы целесообразно использовать там, где правовой объект не может быть выражен внешне иным путем.
Для символов характерны:
1. наглядность;
2. лаконичность.
Признаки символов:
· искусственный знак, представляющий собой отличительную примету художественный образ, видимое образование;
· это знак, который создается или санкционируется государством в особом процессуальном порядке;
· применяется в порядке, установленном законом;
· служит для выражения и закрепления социально-значимого юридического содержания.
Вывод: символический прием – созданный или санкционированный государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект законотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке.
По способу выражения символов можно выделить:
1. предметные (флаг, печать юридического лица);
2. символы действия (инаугурация, церемония поднятия флага);
3. изобразительные (товарный знак, герб);
4. звуковые (гимн);
5. световые (сигналы светофора).
Презумпция (с латинского) – предположение – вероятные, но не достоверные предположения.
В основе их лежит неполная индукция, т.е. индукция через простое перечисление. Суть ее состоит в том, что на основании обобщения большого количества случаев делается общий вывод, который является правильным в отношении всех обобщенных случаев. Но перечень предметов и явлений, на основании которых делается заключение не исчерпывающий.
Презумпция – предположение о наличии или отсутствии предметов, связей, явлений, основанное на связи между ними, подтвержденной жизненной практикой.
Презумпции делятся на:
1. принципы права;
2. приемы юридической техники.
К приемам юридической техники относится презумпция отцовства, презумпция равенства доли каждого супруга при разделе совместно нажитого имущества. Благодаря презумпциям упрощается процесс доказывания и распределения бремени доказывания.
Правовые фикции
Прием техники, когда несуществующее признается в качестве существующего, например, когда лицо извещенное судом по последнему месту жительству считается извещенным, хотя лицо не проживает по данному последнему месту жительства.
Аксиомы
Бесспорные утверждения. Деньги (в том числе безналичные) – есть вещь.
Юридические конструкции
Строятся при использовании метода моделирования. Представляют собой идеальную модель, отражающую сложное структурное строение, урегулированных правом общественных отношений, юридических фактов или их элементов. Юридическая конструкция создается в результате абстракции, когда исследователь отвлекается от многообразия видов и свойств общественных отношений, от многообразия их связей с другими социальными факторами. В конструкции находят отражение лишь те стороны, элементы и свойства общественных отношений, которые урегулированы или могут быть урегулированы нормами права.
Правовая категория
Это наиболее глубокие фундаментальные понятия, являющиеся пределом обобщения как в определенной области юридических знаний, так и в правоведении в целом. Выражая закономерности процессов правовой сферы общественной жизни, правовые категории в итоге фиксируют конкретные и объективные представления о таких процессах. (нормы права, правоотношения …)
Определение
Легальное определение обладает следующими признаками:
1. имеет особую структуру (определяемые, определяющие и предикативная связка – может выступать в виде слов «означает, значит»);
2. Взаимозаменяемость определяемого и определяющего в любом контексте НПА.;
3. Содержание образуют критерии отличия одного объекта от других;
4. Собственно юридические признаки определения:
a. Является государственно властным предписанием;
b. Обладает общеобязательностью при толковании и применении;
c. Действует только в системе с регулирующими и охранительными предписаниями, содержащими определяемый термин.
Требования к определениям:
Филологические. Определение формулируется в официально-деловом стиле, лексика должна исключать редко употребляемые слова, различные архаизмы, просторечия, жаргонные слова.
Фактические правила - направлены на обеспечение отражения определяющим того смысла, который вкладывал законодатель в определяемое понятие.
Требования:
1)определяющая часть должна содержать только все и в то же время и все существенные признаки определяемого.
2)определение должно осуществляться через термины, значение которых уже известны. Более ясны и понятны чем значения определяемого.
3)логические:
- Первое правило взаимозаменимости, т.е. в любом контексте н.п.а. определяемое и определяющее могут заменить друг друга без нагрузки.
- Правило полноты, т.е. определение является полным, если о любом произвольно взятом предмете можно сказать подпадает оно под определяемое понятие или нет.
- Правило запрета порочного круга – если взамен некоторого сложного описания вводится новый термин, то каждый термин, входящий в состав сложного описания не может быть введён ранее или разъяснятся позднее посредством вводимого термина (частный случай – запрет на тавтологию, пропорочный круг).
- Правило не противоречия – не должно быть противоречивым каждые отдельные определения рассматриваемое изолированно от того контекста, в котором оно встречается. Также не должно возникать противоречие между ним и содержанием текста нормативного правового акта.
Правотворчество.
Правотворчество – это процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Правотворчество состоит:
1)из познания и изучения явлений и процессов, требующих правовой регламентации.
2)определение органа или субъекта управомоченого принять тот или иной правой акт.
3)выбор формы правового акта.
4)подготовка, принятие, изменение в рамках соответствующих процедур.
Факторы правотворчества:
1)факторы, определяющие предмет правового регулирования.
2)факторы, выражающие позиции участников правотворческой деятельности.
3)факторы юридического характера.
Стадии правотворчества:
1)изучение, анализ общественных явлений и процессов. Выявление потребности правовой регламентации.
2)определение вида органа и субъектов правомочных принять правовое решение и определение вида правового акта.
3)принятие решения о подготовке правового акта.
4)разработка концепции, идеи, анализа будущего акта.
5)подготовка проекта правового акта разработчика.
6)предварительное рассмотрение проекта.
7)общественное обсуждение проекта.
8)официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением процедур.
9)принятие оформления подписанием и опубликованием.
Принципы правотворчества:
1)научности – разработка науки связанная с анализом при написании текста.
2)принцип законности – иерархия правовых актов.
3)демократизма – учёт социальных интересов и потребностей.
3)системности – определение правового акта в системе законодательства.
Ошибки в правотворчестве:
1)познавательные – порождённые неверной оценкой предмета будущего правового регулирования.
2)содержательные – выражающиеся в недостатке средств и методов правового воздействия.
3)формационные – связанные с неверным выбором формы акта.
4)процедурные – связанные с нарушением процедур подготовки и принятия актов.
5)социальные – связанные с игнорированием общественного мнения.
Виды и формы правотворчества.
Формы правотворчества определяются источниками или формами права.
Критерии выделения видов: субъекты правотворчества, процедура, вид нормативного правого акта, может быть тема и т.д.
Законодательная инициатива – к оформлению законодательной инициативы предъявляются требования, которые выражаются в перечне документов, который обязан представить инициатор:
1)текст законопроектов.
2)пояснительную записку, которая должна содержать информацию о предмете регулирования планируемого закона, изложение его концепции с обязательным обоснованием его необходимости для совершенствования системы законодательства.
3)перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию не действительными, изменению, дополнению, а также перечень документов, которые необходимо принять.
4)финансово – экономическое обоснование и специальное заключение правительства при рассмотрении законопроектов о введении или отмене налогов, выпуске государственных займов об изменении финансовых обязательств государства и других расходов бюджета.
Пояснительная записка.
Концепция законопроекта.
Постановление правительства РФ от 2.08.01 №576 проект технического задания на разработку законопроекта.
С концепции начинается непосредственная работа над созданием конкретного проекта нормативного – правового акта, не требуется составление концепции только для проекта закона о ратификации или денонсации международного договора, а также для создания бюджетных законов.
Концепция - это выражение сути, содержащихся в законе предписаний. Она служит для определения целей создания нормативного правового акта. В ней излагаются принципы, на которых он основан, ожидаемый эффект, социальная и экономическая целесообразность принятия и исполнимость. Разработка концепции осуществляется органами государственной власти самостоятельно или с привлечением научно – исследовательских организаций.
В концепции должна быть: основная идея планируемого акта, его цели, принципы, предмет правового регулирования, круг лиц, подпадающих под действие планируемого акта, последствия предполагаемого правового регулирования для их интересов, место будущего нормативного правового акта в системе действующего законодательства с указанием отрасли, к которой он относится, общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере системы нормативных актов с указанием пробелов, коллизий между предписаниями, определением объёма потерявших силу положений, анализ отечественной истории правового регулирования соответствующих общественных отношений и иностранной законодательной практики в этой области, анализ социально – экономических, политических и иных последствий реализации будущего нормативного – правового акта, обоснование его финансово – экономической исполнимости и целесообразности, примерное содержание будущего законодательного акта, его структура, основные логические смысловые элементы.