Требования к логике закона

Это система необходимых связей между составными частями НПА, характеризующих его как единое смысловое образование.

1. Первое и главное требование – его регулятивная направленность. Регулятивный характер НПА выражается в том, что его текст содержит нормативное предписание, совершение участниками правоотношений неких действий или бездействия в определенной ситуации.

2. Логическое единство. НПА должен быть единым механизмом, имеющим функциональную направленность на регулирование определенной группы общественных отношений. Определенность предмета регулирования – лучшая гарантия логического единства и внутренней системности НПА. НПА должен регулировать один вид общественных отношений. Либо структура НПА, когда он затрагивает близлежащие отношения, должна быть четко разграничена.

3. Логическая системность и смысловая завершенность. Каждый НПА должен представлять собой законченную систему определяющую поведение индивидов и их групп.

4. Логическая последовательность изложения Нормативно Правовых Предписаний (НПП). Логически правильно, в определенной последовательности изложенные связанные между собой по смыслу требования позволяют точно понять их. Статьи и пункты должны вытекать друг из друга и быть связанны с другими составными частями. Движение должно быть от общего к специальному, от простого к сложному, от важного к второстепенному. От общего правила к исключению;

Требования к стилю закона

Стиль закона – совокупность правил и принципов изложения текста закона, характерных черт формулирования словами его смысла.

Требования к стилю:

1. Директивность и официальность. Формулировки должны носить властно-обязывающий характер;

2. Логическая полнота и законченность текста. НПП должны быть по смыслу целостно выражены и не оставлять места для домысливания;

3. Точность и определенность юридической формы. Наибольшая конкретизация значения формулировок и выражений. Цель требования – обеспечить соответствие между идеей законодателя и нормативной формулировкой;

4. Экономичность, емкость, компактность законодательных формулировок. Громоздкость законодательных формулировок существенно затрудняет их восприятие;

5. Спокойствие и бесстрастность. Должны быть исключены образные средства языка, недопустимы торжественность, пафос, аллегория.

Приемы – отдельные действия, позволяющие что-либо выразить. Символические приемы формулирования юридических норм:

1. Формулы;

2. Таблицы;

3. Образцы документов;

4. Рисунки;

5. Звуки.

Использование этих приемов обосновано большей совершенностью и экономностью их формального закрепления. Символы целесообразно использовать там, где правовой объект не может быть выражен внешне иным путем.

Для символов характерны:

1. наглядность;

2. лаконичность.

Признаки символов:

· искусственный знак, представляющий собой отличительную примету художественный образ, видимое образование;

· это знак, который создается или санкционируется государством в особом процессуальном порядке;

· применяется в порядке, установленном законом;

· служит для выражения и закрепления социально-значимого юридического содержания.

Вывод: символический прием – созданный или санкционированный государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое или слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект законотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке.

По способу выражения символов можно выделить:

1. предметные (флаг, печать юридического лица);

2. символы действия (инаугурация, церемония поднятия флага);

3. изобразительные (товарный знак, герб);

4. звуковые (гимн);

5. световые (сигналы светофора).

Презумпция (с латинского) – предположение – вероятные, но не достоверные предположения.

В основе их лежит неполная индукция, т.е. индукция через простое перечисление. Суть ее состоит в том, что на основании обобщения большого количества случаев делается общий вывод, который является правильным в отношении всех обобщенных случаев. Но перечень предметов и явлений, на основании которых делается заключение не исчерпывающий.

Презумпция – предположение о наличии или отсутствии предметов, связей, явлений, основанное на связи между ними, подтвержденной жизненной практикой.

Презумпции делятся на:

1. принципы права;

2. приемы юридической техники.

К приемам юридической техники относится презумпция отцовства, презумпция равенства доли каждого супруга при разделе совместно нажитого имущества. Благодаря презумпциям упрощается процесс доказывания и распределения бремени доказывания.

Правовые фикции

Прием техники, когда несуществующее признается в качестве существующего, например, когда лицо извещенное судом по последнему месту жительству считается извещенным, хотя лицо не проживает по данному последнему месту жительства.

Аксиомы

Бесспорные утверждения. Деньги (в том числе безналичные) – есть вещь.

Юридические конструкции

Строятся при использовании метода моделирования. Представляют собой идеальную модель, отражающую сложное структурное строение, урегулированных правом общественных отношений, юридических фактов или их элементов. Юридическая конструкция создается в результате абстракции, когда исследователь отвлекается от многообразия видов и свойств общественных отношений, от многообразия их связей с другими социальными факторами. В конструкции находят отражение лишь те стороны, элементы и свойства общественных отношений, которые урегулированы или могут быть урегулированы нормами права.

Правовая категория

Это наиболее глубокие фундаментальные понятия, являющиеся пределом обобщения как в определенной области юридических знаний, так и в правоведении в целом. Выражая закономерности процессов правовой сферы общественной жизни, правовые категории в итоге фиксируют конкретные и объективные представления о таких процессах. (нормы права, правоотношения …)

Определение

Легальное определение обладает следующими признаками:

1. имеет особую структуру (определяемые, определяющие и предикативная связка – может выступать в виде слов «означает, значит»);

2. Взаимозаменяемость определяемого и определяющего в любом контексте НПА.;

3. Содержание образуют критерии отличия одного объекта от других;

4. Собственно юридические признаки определения:

a. Является государственно властным предписанием;

b. Обладает общеобязательностью при толковании и применении;

c. Действует только в системе с регулирующими и охранительными предписаниями, содержащими определяемый термин.

Требования к определениям:

Филологические. Определение формулируется в официально-деловом стиле, лексика должна исключать редко употребляемые слова, различные архаизмы, просторечия, жаргонные слова.

Фактические правила - направлены на обеспечение отражения определяющим того смысла, который вкладывал законодатель в определяемое понятие.

Требования:

1)определяющая часть должна содержать только все и в то же время и все существенные признаки определяемого.

2)определение должно осуществляться через термины, значение которых уже известны. Более ясны и понятны чем значения определяемого.

3)логические:

- Первое правило взаимозаменимости, т.е. в любом контексте н.п.а. определяемое и определяющее могут заменить друг друга без нагрузки.

- Правило полноты, т.е. определение является полным, если о любом произвольно взятом предмете можно сказать подпадает оно под определяемое понятие или нет.

- Правило запрета порочного круга – если взамен некоторого сложного описания вводится новый термин, то каждый термин, входящий в состав сложного описания не может быть введён ранее или разъяснятся позднее посредством вводимого термина (частный случай – запрет на тавтологию, пропорочный круг).

- Правило не противоречия – не должно быть противоречивым каждые отдельные определения рассматриваемое изолированно от того контекста, в котором оно встречается. Также не должно возникать противоречие между ним и содержанием текста нормативного правового акта.

Правотворчество.

Правотворчество – это процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Правотворчество состоит:

1)из познания и изучения явлений и процессов, требующих правовой регламентации.

2)определение органа или субъекта управомоченого принять тот или иной правой акт.

3)выбор формы правового акта.

4)подготовка, принятие, изменение в рамках соответствующих процедур.

Факторы правотворчества:

1)факторы, определяющие предмет правового регулирования.

2)факторы, выражающие позиции участников правотворческой деятельности.

3)факторы юридического характера.

Стадии правотворчества:

1)изучение, анализ общественных явлений и процессов. Выявление потребности правовой регламентации.

2)определение вида органа и субъектов правомочных принять правовое решение и определение вида правового акта.

3)принятие решения о подготовке правового акта.

4)разработка концепции, идеи, анализа будущего акта.

5)подготовка проекта правового акта разработчика.

6)предварительное рассмотрение проекта.

7)общественное обсуждение проекта.

8)официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением процедур.

9)принятие оформления подписанием и опубликованием.

Принципы правотворчества:

1)научности – разработка науки связанная с анализом при написании текста.

2)принцип законности – иерархия правовых актов.

3)демократизма – учёт социальных интересов и потребностей.

3)системности – определение правового акта в системе законодательства.

Ошибки в правотворчестве:

1)познавательные – порождённые неверной оценкой предмета будущего правового регулирования.

2)содержательные – выражающиеся в недостатке средств и методов правового воздействия.

3)формационные – связанные с неверным выбором формы акта.

4)процедурные – связанные с нарушением процедур подготовки и принятия актов.

5)социальные – связанные с игнорированием общественного мнения.

Виды и формы правотворчества.

Формы правотворчества определяются источниками или формами права.

Критерии выделения видов: субъекты правотворчества, процедура, вид нормативного правого акта, может быть тема и т.д.

Законодательная инициатива – к оформлению законодательной инициативы предъявляются требования, которые выражаются в перечне документов, который обязан представить инициатор:

1)текст законопроектов.

2)пояснительную записку, которая должна содержать информацию о предмете регулирования планируемого закона, изложение его концепции с обязательным обоснованием его необходимости для совершенствования системы законодательства.

3)перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию не действительными, изменению, дополнению, а также перечень документов, которые необходимо принять.

4)финансово – экономическое обоснование и специальное заключение правительства при рассмотрении законопроектов о введении или отмене налогов, выпуске государственных займов об изменении финансовых обязательств государства и других расходов бюджета.

Пояснительная записка.

Концепция законопроекта.

Постановление правительства РФ от 2.08.01 №576 проект технического задания на разработку законопроекта.

С концепции начинается непосредственная работа над созданием конкретного проекта нормативного – правового акта, не требуется составление концепции только для проекта закона о ратификации или денонсации международного договора, а также для создания бюджетных законов.

Концепция - это выражение сути, содержащихся в законе предписаний. Она служит для определения целей создания нормативного правового акта. В ней излагаются принципы, на которых он основан, ожидаемый эффект, социальная и экономическая целесообразность принятия и исполнимость. Разработка концепции осуществляется органами государственной власти самостоятельно или с привлечением научно – исследовательских организаций.

В концепции должна быть: основная идея планируемого акта, его цели, принципы, предмет правового регулирования, круг лиц, подпадающих под действие планируемого акта, последствия предполагаемого правового регулирования для их интересов, место будущего нормативного правового акта в системе действующего законодательства с указанием отрасли, к которой он относится, общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере системы нормативных актов с указанием пробелов, коллизий между предписаниями, определением объёма потерявших силу положений, анализ отечественной истории правового регулирования соответствующих общественных отношений и иностранной законодательной практики в этой области, анализ социально – экономических, политических и иных последствий реализации будущего нормативного – правового акта, обоснование его финансово – экономической исполнимости и целесообразности, примерное содержание будущего законодательного акта, его структура, основные логические смысловые элементы.

Наши рекомендации