Орфоэпия и понятие орфоэпической нормы 1 страница
Фонетика
Что изучает фонетика
Термином «фонетика» обозначается звуковой строй языка, т. е. система единиц звучащей речи (звуки, слоги, ударение, интонация и т. д.). Фонетикой называется и раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
Фонетическая система языка (или звуковой строй) — это не только звуки речи. Система звучащей речи представляет собой объединение целого ряда фонетических единиц.
Прежде всего, нужно различать сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Сегментными называются такие фонетические единицы, которые выделяются при членении (или, как еще говорят, при сегментации) звучащей речи. Так, в слове трава можно вычленить (или сегментировать) 5 звуков. Звуки — это самые меньшие сегментные фонетические единицы. Кроме звуков, к сегментным фонетическим единицам относятся: слоги, фонетические слова, речевые такты, фонетические фразы.
Суперсегментные (или просодические) фонетические единицы тесно связаны с сегментными, они устанавливаются как бы «над» сегментными единицами и являются средством их различения. Например, два фонетических слова — руки (И. п. мн. ч.) и руки (Р. п. ед. ч.) — различаются прежде всего местом ударения. Словесное ударение (выделение одного из слогов в слове) — это одна из важнейших суперсегментных фонетических единиц русского языка. К суперсегментным единицам фонетики относится также интонация, благодаря которой могут различаться, например, высказывания с одина-
ковым составом сегментных фонетических единиц (ср.: Он уже принес книгу. — Он уже принес книгу? — Он уже принес книгу!).
Правила фонетической транскрипции
Система письма неточно передает звучащую речь: один и тот же звук часто передается на письме разными буквами, а разные звуки могут обозначаться одной буквой. Так, в словах дуб и суп последний согласный звук одинаковый — [п], а пишутся разные буквы — б и п. В слове пир первый согласный звук — мягкий [п'], а пишется та же буква п, что и в слове пыл, в начале которого — твердый звук [п]. Чтобы более точно записывать звучащую речь, наука о языке выработала принципы так называемой фонетической транскрипции.
Фонетической транскрипциейназывается система записи звучащей речи — слов или целых фраз — с использованием букв и особых условных обозначений. Транскрипция была придумана задолго до изобретения граммофонной и магнитофонной записи, которая позволяет абсолютно точно фиксировать звучание; благодаря удобству и практической доступности транскрипция широко используется и в научном описании звучащей речи, и в практике преподавания русского языка.
Для школьного преподавания русской фонетики обычно пользуются несколько упрощенной фонетической транскрипцией, которая отражает только основные признаки звуков русской речи. При транскрибировании слов и целых выражений нужно соблюдать ряд правил.
1. Показателем фонетической транскрипции являются квадратные скобки [ ]. В такие скобки заключается транскрибируемый текст или отдельное слово, звук.
2. Каждому звуку языка в транскрипции соответствует только один транскрипционный знак — буква или специально введенное графическое обозначение звука либо фонетического признака звука.
3. При транскрибировании используются все буквы русского алфавита, кроме гласных букв е, ё, ю, я и согласных букв щ и и.
Буква й иногда используется в школьном преподавании фонетики для обозначения особого согласного звука «йот», кото-
рый слышится в таких словах, как я [йа], юг [йук], моя [майа], пою [пайу], поёт [пайот], мой [мой], лей [л'эй] и др. Однако чаще всего в транскрипции для обозначения разновидностей этого звука используется латинская буква j («йот»): [ja], [najy], а также специальные транскрипционные знаки [и] или [i], которыми обозначается ослабленный вариант звука «йот» — звук «[и] неслоговой», например в конце слов: [май], [аткрои].
Буквами ъ («ерь») и ъ («ер») в транскрипции обозначаются особые краткие (редуцированные) гласные звуки: [ь] — редуцированный гласный переднего образования, похожий на краткий зук [и], а [ъ] — редуцированный гласный непереднего образования, очень краткий звук, представляющий собой нечто среднее между звуками [а], [э] и [ы].
4. В транскрипции используются только строчные буквы (даже при записи произношения личных имен и первого слова фразы): [иван] Иван; [ja к-вам п'ишу] Я к вам пишу... (П.).
5. Специальными транскрипционными значками являются:
а)['] — знак словесного ударения, который ставится над ударным гласным звуком в слове: [гараш] гараж*;
б) ['] (апостроф) — показатель мягкости согласного звука:
[п'ат'] пять;
в) [;] — знак для обозначения долготы звука: [ан:у] Анну
(В. п.); [иш:'у] ищу; рэж:'у] езжу; другой способ обозначения
долготы звука — черта над соответствующей буквой [ану] Ан
ну;
г) [-] (дефис) — показатель слитности грамматических слов
в рамках одного фонетического слова: [у-вас] у вас; [читал-бы]
читал бы;
Д) [|] — показатель границы между синтагмами в рамках фразы (короткая пауза);
е) [111 — показатель границы между фразами (длительная пауза).
6. Фонетические слова отделяются в транскрипции пробе
лами, знаки препинания не ставятся, ср.: [што ja магу jnui'o
сказат'] Что я могу еще сказать? (П.).
* В более детальной транскрипции используется также знак побочного, более слабого ударения [*], которое часто падает на местоимения и служебные слова: [ja к-вам п'ишу]; [он сказал] и т. п.
1. Сравните текст стихотворения А. Блока и фонетическую транскрипцию этого текста. Какие расхождения между системой обычного письма и фонетической транскрипцией привлекли ваше внимание?
О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
[6 | ja хачу б'изумнъ жыт'Ц ф'с'6 суш'й"| ув'икав'эчит' || б'изл'йчнъи | въчилав'эчит' || н'избыфшыис'ъ въплат'йт' ||
пуз'-душыт жызн'и сон т'ижольг) | пуз'-зъдыхаоус' в-этъм с'н'э || быт'-можът | }унъшъ в'ис'ольг) | в-гр'идуш'им скажът аба-мн'э ||
прас'т'йм угр'умствъ | раз'в'и эть | сакрытьг) д'в'йгът'ил' jhbo || он в'эс' | д'ит'а дабра и-с'в'этъ | он в'эс' | свабоды тържыство ||]
^
Фонетические единицы
ЗВУК
Звук — это минимальная (т. е. наименьшая, далее неделимая) единица звучащей речи. Например, в слове рука можно выделить 4 звука: [р], [у], [к] и [а]. Звуки, в отличие от предло-
жений, слов и их значимых частей (корней, приставок, суффиксов и др.)» не имеют своего значения. Однако из звуков складываются значимые единицы (например, слова), и часто два разных слова различаются каким-то одним звуком; ср.: ст[6]л — ст[у]л, [ы]ама — [р]ама, [д]ом — [т]сш.
Звуки мы произносим и слышим. Поэтому звуки изучаются как с точки зрения говорящего, который произносит звуки, так и с точки зрения слушающего, который их воспринимает.
Для того чтобы произнести тот или иной звук, говорящий определенным образом использует органы речи. Органами речи являются легкие, бронхи, дыхательное горло, гортань с голосовыми связками, полость рта (включая нёбо, язык, зубы, губы) и полость носа. Работа органов речи, необходимая для произнесения того или иного звука, называется артикуляцией. Например, артикуляция звука [а] такова: голосовые связки напряжены и вибрируют, а воздушная струя свободно проходит через полость рта (рот широко раскрыт); артикуляция звука [у] иная: при работающих голосовых связках рот открыт минимально, а губы сведены «в трубочку» и вытянуты вперед.
Передача звуков речи происходит по законам акустики, подобно передаче всех других звуков (таких, как шум реки, шелест листьев, удар грома и т. п.), и воспринимаются звуки речи органами слуха. Акустические свойства звука — это воспринимаемые на слух его физические характе-
ристики, такие, как периодичность/непериодичность колебаний воздуха, амплитуда колебаний и т. п. Различия этих физических характеристик позволяют устанавливать у одних звуков тон, у других шум, у третьих и тон, и шум.
Тоном, или голосом, называется особая характеристика звуков речи — звучание, получаемое в результате периодических колебаний напряженных голосовых связок под воздействием струи воздуха. Шумом называется иная характеристика звуков речи — звучание, получающееся в результате непериодических колебаний воздуха при преодолении воздушной струей различных преград, образуемых речевыми органами в полости рта. Звуки речи представляют собой различные комбинации фонетических признаков тона и шума.
Различаются прежде всего гласные и согласные звуки. Гласные звуки состоят из тона (голоса), шум отсутствует. Таковы звуки [а] в слове сам, [о] в слове нос, [э] в слове цех, [и] в слове пир, [ы] в слове сын, [у] в слове дуб и т. п.
Согласные звуки обязательно включают шум. Например, воздушная струя проходит сквозь узкую щель, создаваемую кончиком языка и основанием верхних зубов, и образуются «свистящие» звуки [с] и [с']; или же струя воздуха разрывает преграду, создаваемую губами, и в результате образуются «взрывные» звуки [п] и [п']. Перечисленные звуки образуются без участия тона (голоса). Но многие согласные звуки включают, помимо шума, и тон, т. е. для их образования необходима работа голосовых связок: [з], [з*], [б], [б'], [м], [н] и др. Согласных звуков значительно больше, чем гласных.
Есть среди согласных особая группа звуков, которые представляют собой как бы переходную ступень между согласными и гласными. У этих звуков ослабленный шум и интенсивный, почти как у гласных, тон (голос). Подобных согласных, называемых сонорными, в русском языке 9: [р], [р*], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'] и [j] («йот»). Остальные согласные принято называть шумными.
2. Транскрибируйте слова. Укажите гласные и согласные звуки (среди последних выделите сонорные).
Кот, сад, конь, брать, братик, круг, крыжовник, ямка, дающий, жить, циркуль, пришедшую.
______________________________________________ .^-^
слог
Звуки объединяются в слоги. Слогомназывается сегментная фонетическая единица, представляющая собой сочетание нескольких звуков, один из которых непременно гласный (причем в одном слоге может быть не более одного гласного звука). Так, в слове московский 3 слога: мо/ско/вский, в слове дом — один слог. Гласные звуки являются слогообразующими, каждый из них составляет центральный элемент («вершину») слога.
Слоги бывают открытыми и закрытыми, а также прикрытыми и неприкрытыми. Открытым называется слог, оканчивающийся гласным звуком (вершиной слога): го/ло/ва, ра/ма, ю/ла. Если в конце слога — согласный звук (или сочетание звуков), то слог является закрытым: сон, кар/кас, бол/тик, торт.
Прикрытый слог начинается с согласного звука, в том числе и звука «йот»: са/ды, мо/ю, я/рмар/ка. Если же слог начинается гласным звуком, то он называется н е п р и к р ы-т ы м: таков первый слог в словах о/сень, ар/ка.
Если при характеристике слога учитывать все рассмотренные признаки, то можно сказать, что в слове ар/ха/и/че/ский первый слог — неприкрытый закрытый, второй и четвертый — прикрытые открытые, третий — неприкрытый открытый, а пятый — прикрытый закрытый.
Чтобы безошибочно разделить слово на слоги, следует руководствоваться несколькими правилами.
1. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
2. Граница между слогами в середине слова проходит обычно после гласного звука: за/кон, та/бу/ре/тка.
3. Если между гласными звуками в слове располагается сочетание нескольких согласных, то все сочетание согласных, как правило, отходит к следующему слогу: ра/сти, ве/сна, во/лна.
Есть два исключения из последнего правила:
а) сонорный согласный звук «йот», находясь в середине
слова между гласным и согласным звуком, всегда отходит
к предыдущему слогу: май/ка, пой/те, тай/на, пой/мал,
сай/ра;
б) остальные 8 сонорных согласных звуков [р], [р'], [л], [л'],
[м], [м'], [н], [н'] ведут себя в этой позиции несколько иначе.
Если они находятся перед шумными согласными, то всегда отходят к предыдущему слогу, шумный же звук присоединяется к следующему слогу: мар/ка, галь/ка, рам/па, и/юнь/ский. Если сонорные звуки находятся перед каким-то другим сонорным, то все сочетание согласных по общему правилу отходит к последующему слогу: во/лна, ко/рма, Ма/рья.
4. На установлении границ между слогами может сказываться выделение в слове значимых частей слова, в результате чего появляются варианты слогоделения. Например, на стыке приставки и корня (если приставка оканчивается согласным звуком, а корень с него начинается) граница между слогами может проводиться как по фонетическим правилам слогоделения (ра/збить, по/дсказать), так и с учетом выделения приставки и корня (раз/бить, под/сказать).
3. Разбейте слова на слоги. В каких словах можно предложить ва
рианты слогоделения? Все слоги в выделенных словах охарактери
зуйте с точки зрения открытости/закрытости и прикрытости/непри-
крытости.
По рассказамматери я живо нарисовал себе картину того, что было в Батурине, когда мать с отцом так поспешно прискакали туда: майскийдень, уютныйдвор, окруженный старинными службами, старинный дом с деревянными колоннами на двух крыльцах,темно-синие и багряные верхние стекла в окнах зала... (И. Бунин).
4. Транскрибируйте слова.
Мать, прискакали, туда, майский, день, уютный, двор, старинными, крыльцах.
_________________________________________________ J^
ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО. СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ
Фонетическим сдовомназывается отрезок звучащей речи, состоящий из одного или нескольких слогов и обладающий самостоятельным словесным ударением. Так, в предложении Любовью дорожить умейте (Щип.) 3 фонетических слова. Границы между фонетическими словами при записи звучащей речи отмечаются пробелами.
Фонетическое слово не всегда равняется слову в обычном понимании. Например, в предложении Я не знаю общества
менее снисходительного, как московское... (Герц.) 8 грамматических (и «лексических», отмечаемых всеми словарями русского языка) слов и только 6 фонетических слов (я; не-знаю; общества; менее; снисходительного; как-московское). Дело в том, что союзы, предлоги и частицы обычно не имеют собственного словесного ударения и фонетически примыкают к самостоятельным частям речи. Объединение двух или нескольких грамматических слов в одно фонетическое слово принято при фонетическом разборе показывать дефисом: и-возйлисъ, в-дбщую, тё-же, ходйл-бы, читают-ли, так-чтд-же и т. п.
Важнейшим признаком фонетического слова, следовательно, является словесное ударение. Словесное ударение(в дальнейшем просто ударение) — это суперсегментная фонетическая единица, проявляющаяся в выделении одного из слогов в слове с помощью большей силы (громкости), длительности и особой тщательности произношения всех звуков, входящих в ударный слог.
Русское ударение является разноместным (свободным) и подвижным.
Разноместность русского ударения выражается в том, что в разных словах ударение может падать на разные слоги от начала и от конца слова: на первый {озеро), второй (столовая), третий (разбираться), на последний слог (пороховой). Этим русский язык отличается от ряда языков, например французского (где ударение может падать только на последний слог) или польского (в котором ударение падает только на предпоследний слог в слове).
Подвижность русского ударения связана с тем, что в формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой: озеро — озёра, страна — страны.
5. Спишите текст, расставляя ударение и деля предложения на фонетические слова (объединяйте дефисом грамматические слова, не имеющие словесного ударения, со словами, имеющими ударение). Разделите все фонетические слова на слоги. Охарактеризуйте слоги в выделенных словах.
Меня встретила Зинаида Гиппиус возгласом: — Здравствуйте! Ну и выбрали день для приезда! И протянула свою надушенную ручку с подушек кушетки, где она безвыходно проводила дни свои. Мережковский, то по-
казывающийся меж собравшихся, то исчезающий в свой кабинет, не нарушал впечатления поэтической «атмосферы» (По А. Белому).
6. Транскрибируйте слова.
Встретила, день, ручку, кушетки, дни.
РЕЧЕВОЙ ТАКТ
Речевым тактом(или фонетической синтагмой) называется состоящий из одного или нескольких фонетических слов отрезок звучащей речи между двумя короткими паузами, обладающий тактовым ударением и собственными интонационными признаками (определенной интонационной конструкцией).
Речевой такт часто составляет особое предложение (а с фонетической точки зрения — фонетическую фразу): Померкла степь (П.); Отчего же ты вдруг побледнел весь? (Г.). Но чаще речевой такт является составной частью фонетической фразы. Например, предложение Как бы то ни было, | но светлое торжество победы нового над старым | да не омрачится никогда | жестким словом | или горьким чувством враждебности | против падших (Бел.) можно разбить на 6 речевых тактов (граница между тактами в фонетической записи текста помечается вертикальной чертой).
Тактовое ударение — это более интенсивное выделение в речевом такте одного из ударных слогов (и всего фонетического слова, в которое входит этот слог). При этом русское тактовое ударение, как и словесное, отличается признаками разноместности и подвижности. Нейтральным, наиболее привычным местом тактового ударения является последнее фонетическое слово речевого такта; ср.: Коля ушел в театр. Если тактовое ударение перемещается на первое слово в том же речевом такте (Коля ушел в театр), то все высказывание начинает передавать дополнительное значение противопоставления ('Именно Коля,а не кто-то другой ушел в театр'). Если же тактовое ударение переносится в рассматриваемом речевом такте на сказуемое (Коля ушел в театр), то высказывание выражает иные дополнительные значения ['Коля ушел, а не уехал в театр' или 'Коля ушел в театр, а вы думали, что он не ушел
(остался дома)']. Следовательно, тактовое ударение очень важно для выражения значения предложения.
Важнейшим признаком речевого такта является также интонация. Интонацией называется мелодическое (тональное) и ритмическое оформление речевых тактов и целых фраз, служащее для передачи значений. Например, высказывание Петя ушел, произнесенное с понижением тона, служит для выражения сообщения о событии, при повышении же тона оно используется как вопрос: Петя ушел?
ИНТОНАЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Интонационная конструкция,или ИК [и-ка], — это суперсегментная ритмико-мелодическая фонетическая единица, характеризующая речевой такт. ИК обычно состоит из трех частей.
1. Предцёнтровая часть ИК — это та часть речевого такта, которая предшествует центру ИК и произносится в нейтральной тональности. У каждого говорящего отмечается свой нейтральный (не высокий и не низкий) уровень тона, по отношению к которому и происходит повышение или понижение тона, характерное для данного типа ИК.
2. Центр ИК — это слог, на котором происходит изменение (повышение или понижение) тона. На центр ИК всегда падает тактовое ударение, т. е. центр ИК произносится более громко и отчетливо, нежели все другие слоги в данном такте.
3. Постцёнтровая часть ИК — это все слоги, находящиеся за центром ИК вплоть до конца речевого такта.
Обязательный элемент ИК — ее центр. Что касается пред-центровой и постцентровой части, то они довольно часто бывают не представленными в конкретных речевых тактах, если центр ИК приходится на первый или последний слог такта. Ср.: Кто пришел? (центр ИК — слово кто, постцентровая часть — пришел, а предцёнтровая часть отсутствует); Кто пришел? (центр — слог -шел, постцентровая часть отсутствует, зато есть предцёнтровая часть).
В русском языке выделяется 6 основных типов ИК. Из них чаще всего встречаются 4 типа: ИК-1, ИК-2, ИК-3 и ИК-4 (еще 2 типа ИК отмечаются только в эмоциональной речи).
ИК-1отмечается в конце повествовательных фраз, для нее характерно понижение тона в центральной части ИК и со-
хранение этого тона (или даже еще большее его понижение)
в постцентровой части: """V,___ . Ср.: Начались каникулы;
Ваня приехал в Москву; Осень наступила.
ИК-2имеет следующий мелодический контур:-------- —■ — .
Центр ИК-2 произносится в той же тональности, что и предцёнтровая часть, но резко выделяется на фоне всего речевого такта с помощью так называемого логического ударения (помечено значком"); для постцентровой части характерно понижение тона. ИК-2 используется при выражении приказа (Сходите туда!), обращения (Иван Петрович!), а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом (Куда мы идем?; Где же автобус? и т. п.).
ИК-3характеризуется резким повышением тона в центре
и понижением его в постцентровой части: —------------ Эта ИК
используется в вопросах без вопросительных слов (Валя пришла уже?), а также во многих речевых тактах, которые находятся не в конце фразы (это так называемая интонация незавершенности: Когда мы приехали || то погода была прекрасная).
ИК-4отмечается в неполных вопросительных предложениях, нередко с оттенком требования (А ваш билет? — обращение контролера к пассажиру в автобусе; Фамилия? — обращение экзаменатора к незнакомому студенту). Мелодический рисунок ИК-4 отличается понижением тона в центре и повышением тона в постцентровой части: —^
7. Прочитайте с нужной интонацией (центр ИК выделен).
1. ИК-1:Это стол. Это Степан.Он читает газету. Он читаетгазету. Газета интересная.
2. ИК-2: Чтоэто такое? Ктоэто? Чтоон делает? Какаяу него газета?
3. ИК-3: Это стол? Это Степан? Это он читает газету? Он читаетгазету? Он читает газету? Газета интересная?
4. ИК-4: Ну и чтоже? Вашидокументы! А вашеимя? А ваше имя?А вы как считаете?
8. Прочитайте предложения с нужной интонацией (тип ИК ука
зан в скобках после слова, являющегося центром ИК, границы между
фонетическими фразами помечены двумя вертикальными чертами,
если же фраза состоит из нескольких речевых тактов, то граница
• 22
между ними помечена одной вертикальной чертой). Транскрибируйте первую фразу диалога.
— Ваш муж художник (3)?||
— Нет (1), — выдавил муж.Ц
— Нет? (4) — удостоверился инспектор у жены.Ц
— Нет (2), — подтвердила жена.Ц
— Любопытно (1), — задумался он, — || я был уверен (3), | что он художник (1).|| Я (3), вообще, | буду говорить с вами (2), || потому что ваш супруг (3) | имеет вид не понимающего (2) по-французски. || (По М. Цветаевой.) &
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ФРАЗА
Самая крупная сегментная фонетическая единица — фонетическая фраза.Она определяется как состоящий из одного или нескольких речевых тактов отрезок звучащей речи между двумя достаточно длительными паузами, обладающий смысловой и интонационной завершенностью. Фонетической фразе обычно соответствует предложение или законченная по смыслу часть предложения. Если фраза состоит из нескольких речевых тактов, то общий интонационный рисунок фразы складывается из ИК каждого такта. В конце фразы, служащей для передачи определенного сообщения, обычно наблюдается общее понижение тона (ИК-1).
Границы между фразами принято обозначать двумя вертикальными чертами. Так, в приводимом ниже отрывке из критической статьи В. Г. Белинского можно выделить три фразы, причем границы между фонетическими фразами не всегда совпадают с выделением в тексте законченных в плане грамматиком предложений:
«Все это так, взгляд, рассуждения; || теперь скажем слова два о некоторых фактах, подавших нам повод к этим рассуждениям и имеющих близкое отношение к автору книги, заглавие которой выставлено в начале этой статьи. || Не углубляясь далеко в прошедшее нашей литературы, не упоминая о многих предсказаниях "прямой критики", сделанных давно и теперь сбывшихся, скажем просто, что из ныне существующих журналов только на долю "Отечественных записок" выпала роль "прямой" критики». ||
9. Спишите текст. Прочитайте его и разбейте на фразы и на речевые такты. Выделите центры ИК и проставьте в скобках рядом со словом, на который приходится центр ИК, цифры, указывающие тип ИК.
— Позвольте мне сегодня пойти в гости, — сказала однажды Настя, одевая барышню.
— Изволь; а куда?
— В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница и вчера приходила звать нас отобедать.
— Вот! — сказала Лиза, — господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.
— А нам какое дело до господ! — возразила Настя... (А. Пушкин).
Классификация звуков русской речи
СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В одних позициях (которые называются сильными позициями) согласные звуки произносятся отчетливо и противопоставлены всем другим согласным звукам, в других позициях (называемых слабыми) согласные приспосабливаются к окружению, могут терять свои характерные признаки. Сильной позицией для согласных звуков является позиция перед любым гласным звуком. В этой позиции различается 37 согласных звуков.
Согласные звуки классифицируются по нескольким признакам: 1) интенсивность шума; 2) наличие/отсутствие тона, или голоса (глухость/звонкость); 3) твердость/мягкость; 4) место образования; 5) способ образования; 6) долгота/краткость.
Интенсивность шума.По этому признаку противопоставлены звуки шумные и сонорные. Шумные звуки ([п], [с'], [з], [т], [к'] и др.', их большинство) характеризуются интенсивным, очень звучным шумом. У сонорных звуков шум слабый, зато тон почти такой же звучный, как у гласных. Сонорных звуков 9: [м], [м'], [н], [и'], [л], [л'], [р],[р'] и [j] («йот»).
Глухость/звонкость.Все согласные делятся на две группы — глухие и звонкие согласные. Глухие согласные
[п]> [с], [ш], [к] и др. образуются без участия тона, только при помощи шума; звонкие согласные состоят не только из шума, но и тона: [б], [з], [ж], [г] и т. п.
Большинство согласных объединяются в пары по глухости/звонкости. Таких пар 12:
[п] - [б] [с] - [з] [ш] — [ж]
[п'] - [б'] [с'] - [з'] [ш'] - [ж']
[Ф] - [в] [т] - [д] [к] - [г]
№'] - [в'] [т'] - [д'] [к'] - [г']
Кроме перечисленных парных, имеются и непарные по глухости/звонкости согласные. Непарными глухими являются звуки [х], [ч] и [ц], а непарными звонкими — все 9 сонорных звуков.
Твердость/мягкость. Русские согласные могут быть твердыми или мягкими, ср.: [нос] нос и [н'ос] нёс, [сат] сад и [с'ат'] сядь. Мягкие согласные отличаются от твердых дополнительной артикуляцией: при произнесении мягких согласных спинка языка продвигается в полости рта к нёбу вперед и вверх, а при произнесении твердых язык продвигается назад и вверх.
Согласные могут объединяться в пары по твердости/мягкости, в каждой из этих пар звуки близки по артикуляции и различаются только по признаку твердости/мягкости. Подобных пар 15: