Основные этапы работы над сочинением

1. Учащиеся рассматривают картину В. П. Фельдмана «Родина».

2. Учитель проводит беседу по картине, предлагает для обдумывания вопросы и задания:

— Почему картина именно так называется, ведь есть близкие по значению слова отечество, отчизна, страна?

— Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?

— Почему остановился у берёзки, её обняв? Куда устремлён его взгляд?

— О чём говорит его одежда и поза?

— О чём боец думает, что чувствует?

— Обдумайте замысел, определите основную мысль сочинения.

— Предположите, кто рассказывает, как он после войны возвращался домой (дед, дядя, сосед, друг вашей семьи).

— Подготовьте рабочие материалы, которые помогут раскрыть замысел сочинения.

— Определите тип, стиль и жанр речи.

— Какие языковые средства в соответствии с темой, основной мыслью, стилем, типом и жанром речи могут быть уместны и целесообразно употреблены в начале, в основной и заключительной частях сочинения?

Рекомендации учителю: в упр. 160, 163, 230, 240 даны тексты, связанные с темой сочинения. Учащиеся могут использовать эти материалы в своих сочинениях.

Учитель предлагает учащимся вести повествование от первого лица, как будто родной дед (или дядя, сосед, друг семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой.

Возможное начало: Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может, — по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду… думаю: как там мой родимый край?

Возможное продолжение: Со мной рядом товарищи. У каждого на родине осталась семья, и они, как и я, хотят поскорее приехать домой. И все боятся того, что, возможно, не к кому возвращаться.

Тяжёлые годы войны пережили и выстояли наши люди. Но, ох горюшко, сколько и в землю народу полегло!..

Приехал я в родное село и решил дойти до дома через берёзовую рощу. С ней у меня связаны тёплые воспоминания: много раз до войны отдыхал там, в тени деревьев, наслаждаясь покоем и ласковым шелестом листвы. Но роща приобрела вид совсем другой: земля изрыта минами; берёзки, что переплетались друг с другом кончиками крон, стоят одинокие и жалостливые. Мне грустно было смотреть на них. Обняв деревце, я представлял, как со своим сыном посажу молодые саженцы и роща вновь возродится, разрастётся, радуя всех.

Мой сын, моя семья... Что с ними? Я стоял и смотрел на свой дом, боялся, что не узнаю сынишку... Когда я уходил на фронт, Ивану было десять. Жена присылала письма, в которых рассказывала о мальчике. «Сейчас, должно быть, он возмужал», — думал я.

Возможное окончание: Где-то там, за дворами, слышались детские голоса. Мне показалось, что я узнал голос своего сына. Я пошёл к ним навстречу, представляя, как хорошо будет всем вместе, что Ванятку ждёт прекрасная жизнь, которую мы отстояли в этой кровопролитной войне.

3. Девятиклассники рецензируют возможные продолжение и концовку, создают первый вариант своего сочинения, с которым знакомятся учитель и учащиеся. Замечания рецензентов помогают усовершенствовать текст.

Урок 38. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них (§ 28)

Цели урока: 1) уяснить, какие сложноподчинённые предложения называются многочленными; познакомить учащихся с видами подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными (соподчинение — однородное и неоднородное, последовательное), их комбинациями, правилами постановки/непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; 2) научить определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений такого типа, обосновывать условия постановки/непостановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

I. Анализ сочинений по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина»).

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

II. Повторение материала. Словарный диктант.

Салон, президиум, гуманизм, труженик, гостиница, прогресс, мозаика, оптимист, пессимист, репетиция, территория, идеалы, конференция, не предполагать, извивающийся, осведомиться.

Далее девятиклассники разбирают по составу слова предполагать, извивающийся, составляют четыре сложноподчинённых предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными, в составленных предложениях используют слова из словарного диктанта.

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся анализируют материал на с. 103, отвечают на вопросы:

— Сколько придаточных в каждом сложноподчинённом предложении?

— К чему присоединяются придаточные в первом сложном предложении? во втором?

— В чём различие в структуре этих сложноподчинённых предложений? Девятиклассники читают теоретический материал на с. 104—106, 108.

IV. Закрепление материала.

1. Из упр. 167 учащиеся выписывают сначала многочленные сложноподчинённые предложения с соподчинением, затем с последовательным подчинением, составляют схему каждого предложения.

2. В упр. 168 учащиеся находят сложное предложение, определяют его вид, устно объясняют постановку знаков препинания.

3. Самостоятельная работа (упр. 169).

4. Выборочный диктант.

На доску проецируется текст с пропущенными запятыми.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в её жизнь и воспел её то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина. Жизнь Пришвина — пример того как человек отрешился от всего наносного навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». Неизвестно что сделал бы в своей жизни Пришвин если бы он остался агрономом — это была его первая профессия.

Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным убеждаешься что он не успел рассказать нам и сотой доли того что превосходно видел и знал.

Для таких мастеров как Пришвин которые могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе мало одной жизни. Сколько же листьев упало унося с собой невысказанные мысли писателя!

(К. Г. Паустовский)

Задание: выпишите многочленные сложноподчинённые предложения, расставляя запятые, определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями, составьте схемы этих предложений.

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными предложениями.

а) Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, что сердце его давно искало.

б) Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,

Поведает заря, что минул день ненастья, —

Былинки не найдёшь и не найдёшь листа,

Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

в) Сердце его забилось, ноздри заходили, и он почувствовал во всём своём слабом теле возбуждающий холодок, что всегда бывало с ним в минуту опасности.

г) Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я...

Ответ: а, б, г.

2. Укажите сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением.

а) Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

б) Он пошёл в контору, чтобы предупредить, что на работу не выйдет.

в) Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

г) Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Ответ: в, г.

3. Укажите сложноподчинённые предложения с неоднородным соподчинением.

а) Погнал я машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

б) Когда она прошла мимо нас, от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка любимой женщины.

в) Когда Грушницкий открыл рот, чтобы отблагодарить её, она была уже далеко.

г) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.

Ответ: б, в.

V. Домашнее задание: учить теоретический материал в § 28, упр. 170, написать сочинение-миниатюру с грамматическим заданием: употребить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Темы: «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие».

Урок 39. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них (продолжение темы)

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, делая акцент на знаках препинания в них; учащиеся рецензируют монологическую роль отвечающего.

Второй ученик из упр. 170 выписывает второе предложение, расставляет знаки препинания, чертит схему этого предложения, указывает вид подчинительной связи придаточных.

Учащиеся читают сочинения-миниатюры «Что даёт мне чтение», «Моё любимое занятие», называют сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, определяют вид подчинительной связи между ними.

II. Повторение материала. На доску проецируется таблица.

Таблица 16

Орфограммы  
1. Проверяемые безударные гласные  
2. Непроверяемые безударные гласные  
3. Корни с чередованием гласных  
4. О — е после шипящих в корнях слов  

Учащиеся заполняют таблицу примерами, составляют шесть сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, употребляя в предложениях примеры слов из таблицы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 171 учащиеся составляют схемы сложноподчинённых предложений с однородным соподчинением придаточных.

2. В упр. 172 учащиеся находят предложения с несколькими придаточными, определяют их вид и вид подчинительной связи.

3. Схематический диктант (упр. 173).

Не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид подчинительной связи между придаточными предложениями.

4. Конструирование.

Девятиклассники составляют шесть сложноподчинённых предложений, в которых сочетались бы союзы что если, что когда, так что хотя, объясняют расстановку знаков препинания.

Рекомендации учителю: перед выполнением четвёртого задания необходимо напомнить учащимся, что когда союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. окажутся рядом, то запятая между ними ставится. Запятая не ставится, когда далее идёт вторая часть союза — то, так или тем. Учащиеся читают правила на с. 108.

5. Составление предложений по схемам.

Основные этапы работы над сочинением - student2.ru

Основные этапы работы над сочинением - student2.ru

Основные этапы работы над сочинением - student2.ru

Основные этапы работы над сочинением - student2.ru

6. Диктант «Проверяю себя».

Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж.

Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чём прелесть этого необыкновенного сооружения.

(Е. П. Осетров)

Грамматическое задание: определите вид подчинительной связи между придаточными предложениями. Составьте схемы этих предложений.

IV. Домашнее задание:

а) выполнить упр. 174 (устно);

б) выписать из произведений художественной литературы восемь сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, определить вид придаточных и вид подчинительной связи.

Урок 40. Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним») (упр. 175) (Р)

Цели урока: 1) познакомить девятиклассников с особенностями сообщения как информативного жанра; 2) научить делать краткие сообщения о происхождении псевдонимов.

I. Подготовительная работа.

1. Следует предупредить учащихся о предстоящем уроке и предложить им найти сведения о псевдонимах писателей (актёров, политических деятелей и др.).

2. На уроке учитель знакомит учащихся с особенностями жанра сообщения:

а) терминологическая точность;

б) доказательность;

в) логичность и ясность;

г) популярность (простота) изложения.

Рекомендации учителю: следует напомнить девятиклассникам, что сообщение — это информативный жанр учебно-научного стиля.

3. На доску проецируется памятка «Как оценить сообщение».

1) Слушая сообщение, следите за тем, раскрыта ли тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, имеются или отсутствуют чёткие формулировки, есть ли убедительные примеры, их комментарии.

2) Во время сообщения ученика записывайте замечания.

4. Учащиеся знакомятся с историей происхождения слова псевдоним по этимологическому словарю.

Псевдоним. Заимств. в ХIХ в. из франц., где pseudonyme <греч. pseudonymos (pseudos — ложный и omona — имя).

(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.)

В словаре С. И. Ожегова девятиклассники узнают лексическое значение слова.

Псевдоним — вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты. Писать под псевдонимом.

Девятиклассники с указанным словом составляют словосочетания, предложения.

5. Ученики делают устные сообщения о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним»), класс рецензирует ответы товарищей по памятке.

Урок 41. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения (§ 29—30)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического разбора, пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения; 2) научить производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

I. Повторение материала.

На доску проецируется текст с пропущенными орфограммами и пунктограммами.

Луна нам теперь зн..кома (не)плохо появились новые карты и даже лу(н, нн)ый глобус все (не)ровности серебр..(н, нн)ого шара извес..ны (на)перечёт. Перестали быть без..мя(н, нн)ыми горы на (не, ни)видимой его стороне. Марс постепе(н, нн)о раскрывает нам свои загадки. Ведёт(?)ся разведка (В, в)енеры и других планет. Да и (С, с)олнце и звёзды постепен(н, нн)о утрач..вают загадочный ореол.

(Б. Р. Ляпунов)

Задания:

1. Озаглавьте текст, определите стиль текста.

2. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

3. Объясните графически выбор орфограмм, укажите суффиксы с н или нн.

4. Выпишите слова, в корнях которых написание согласных букв не совпадает с произношением.

II. Знакомство учащихся с планом синтаксического разбора сложноподчинённого предложения на с. 112—113.

Рекомендации учителю: следует напомнить учащимся, что если в сложноподчинённом предложении более двух придаточных предложений, то необходимо указать способ соединения главного и придаточного: последовательное или параллельное подчинение.

III. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 176 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения и делают их синтаксический разбор.

2. Самостоятельная работа по вариантам.

На доску проецируются тексты для вариантов I и II.

Вариант I

Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности.

(И. П. Павлов)

Вариант II

Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за свои выводы. Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки. И если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними.

(В. А. Обручев)

Задания для вариантов I и II

1. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, укажите вид сложноподчинённых предложений, языковые средства выражения смысловых отношений между главным и придаточным предложениями (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).

2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).

IV. Знакомство учащихся с планом пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения на с. 116—117.

V. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 179 учащиеся выписывают сложноподчинённые предложения, определяют, какие знаки выделения и разделения пропущены, делают пунктуационный разбор двух сложноподчинённых предложений письменно и двух — устно.

2. В упр. 182 производят письменно синтаксический и пунктуационный разбор выделенных предложений.

3. Диктант «Проверяю себя».

Был уже сентябрь. Приближались сумерки. Кто не видел киевской осени, тот никогда не поймёт нежной прелести этих часов.

Первая звезда зажигается в вышине. Осенние пышные сады молча ждут ночи, зная, что звёзды обязательно будут падать на землю и сады поймают эти звёзды, как в гамак, в гущу своей листвы и опустят на землю так осторожно, что никто в городе даже не проснётся и не узнает об этом.

Лиза проводила меня до дому, сунула мне на прощанье розовую липкую конфету и быстро сбежала по лестнице. А я долго не решался позвонить, боясь, что мне попадёт за позднее возвращение.

(К. Г. Паустовский)

Грамматическое задание: произведите письменно синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).

VI. Домашнее задание: § 29, 30, составить восемь сложноподчинённых предложений на тему «Толковый словарь — картина мира», сделать письменно синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Урок 42. Изложение подробное (о деятельности С. И. Ожегова и его Толковом словаре) (упр. 177) (Р)

I. Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Разделите текст на части и озаглавьте их.

3. Прочитайте памятку на с. 187 «Как совершенствовать написанное».

Рекомендации учителю: напишите на доске фамилии учёных (Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов, Виктор Владимирович Виноградов и др.), объясните происхождение фамилии Ожегов (о́жег — деревянная печная кочерга).

4. Напишите подробно, что вы узнали о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова.

II. Письменное изложение.

Урок 43. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения»

Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме, выявить пробелы в знаниях учащихся, подготовить их к контрольному диктанту.

I. Анализ изложений, работа над допущенными ошибками.

II. Фронтальный опрос по контрольным вопросам и заданиям на с. 118:

— Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?

— Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

— Какова роль указательных слов в сложноподчинён ном предложении?

— Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчинённом предложении могут занимать придаточные?

— Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчинённых предложениях в зависимости от их строения?

— Расскажите о видах сложноподчинённых предложений, приведите примеры.

III. Работа с текстом.

Проецируется и выразительно читается текст Н. В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся объясняют выбор синтаксических конструкций, которые помогают автору реализовать свою мысль.

— Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, проанализируйте знаки препинания при придаточных предложениях, укажите средства связи в сложноподчинённых предложениях, определите вид сложноподчинённых предложений, составьте их схемы.

Едва только взойдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где жадность, и корысть, и надобность выражаются на идущих и летящих в каретах и на дрожках. Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга. Здесь житель Петербургской или Выборгской части, несколько лет не бывавший у своего приятеля на Песках или у Московской заставы, может быть уверен, что встретится с ним непременно. Никакой адрес-календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект. Всемогущий Невский проспект!

IV. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 180 учащиеся выполняют по вариантам.

Вариант I. Они выписывают из первого отрывка рассказа М. А. Булгакова «Похождения Чичикова» два сложноподчинённых предложения и производят их синтаксический разбор письменно и устно.

Вариант II. Девятиклассники выписывают из второго отрывка рассказа М. А. Булгакова «Похождения Чичикова» два сложноподчинённых предложения и производят их синтаксический разбор письменно и устно.

Рекомендации учителю: необходимо провести словарную работу со словами, данными в зелёной рамке на с. 119.

Учащиеся записывают в словарь кооператив, электрификация, учитель знакомит учащихся с происхождением этих слов.

1. Кооператив. Заимств. в конце ХIХ в. из нем., где kooperative < франц. cooperatif, восходящего к лат. cooperari — работать сообща, сотрудничать, преф. производного от operari — работать, трудиться.

2. Электрификация. Заимств. в ХХ в. из франц., где electrification — суф. производное от electrique — электрический (суф. ification < i первой основы, глагольного корня, fic, ср. лат. fiacare — делать и суф. -ation < лат. — atio).

(Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.)

Девятиклассники составляют словосочетания и предложения со словами кооператив, электрификация. Учитель обращает внимание учащихся на постановку ударения в глаголах продал, продала, отнять, отнял, отнял, отняла, отняли, отняли, которые представлены на с. 119 в зелёной рамке.

2. Упр. 181. Нужно записать сложноподчинённые предложения, употребляя на месте пропусков соответствующие средства связи: что, который, поскольку, потому что, так как.

3. Выборочный диктант.

На доску проецируется текст К. Г. Паустовского с пропущенными запятыми. Учащиеся выписывают из текста сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, составляют схемы этих предложений, определяют вид придаточных и вид подчинительной связи, расставляют необходимые знаки препинания.

Можно ещё много написать о Мещерском крае. Можно написать что край этот очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то что она богата что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния?

Я люблю Мещерский край за то что он прекрасен хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. На первый взгляд — это тихая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её тем всё больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

4. Конструирование.

Учащиеся составляют сложноподчинённые предложения разных типов из двух простых предложений.

Наступили каникулы. Я с друзьями поехал отдыхать на Чёрное море.

5. Редактирование.

Нужно записать предложения в исправленном виде, объяснить характер ошибок.

1) На выставке, которая недавно открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.

2) Это произошло в горах, когда они манили туристов своей красотой и величием.

3) Проводник говорил, что давайте возвратимся назад.

4) Ежели в четырёхугольнике диагонали, пересекаясь, делятся пополам, это четырёхугольник — параллелограмм.

Тестовые задания

1. Укажите сложноподчинённые предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Мы бросим жребий кому первому стрелять.

б) Антон ударил по лошадям и они выехали со двора.

в) Вижу что комната мало освещена.

г) Лампада тусклая не гасла не догорала до конца.

Ответ: а, в.

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Его койка стояла третьей от окна, и, хотя он заранее выдвинул её к центру палаты, ему предстояло преодолеть огромное пространство.

б) На задаваемые вопросы он объяснил, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, надо ждать затяжного дождя.

в) Я зачитался до того, что, когда услышал звон колокольчика, не сразу понял, кто звонит и зачем.

г) Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление не отменят.

Ответ: б.

3. Укажите правильно построенное предложение.

а) Проехав по дороге, с обеих сторон которой слышалась французская речь, Петя и Долохов направились к костру.

б) Вожатый дал девочке трудное задание, которой он очень доверял.

в) Река Днепр, на котором стоит Киев, широкая и полноводная.

г) Безалаберность — наш злейший враг, которую необходимо ликвидировать.

Ответ: а.

V. Итог урока. Учитель оценивает степень усвоения изученного материала в целом, делает замечания тем, кто ещё недостаточно понял тему, даёт рекомендации или предоставляет это сделать наиболее сильному ученику класса.

VI. Домашнее задание: повторить материал § 18—30, упр. 183.

Урок 44. Контрольный диктант с грамматическим заданием

Вариант I

СКРИПУЧИЕ ПОЛОВИЦЫ

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах сладко пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты.

То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке. (171 слово)

(По К. Г. Паустовскому)

Грамматические задания:

1. Подчеркните придаточные предложения в сложноподчинённых предложениях в первых трёх абзацах (вариант I), в последних двух абзацах (вариант II), охарактеризуйте их.

2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).

Вариант II

В ГОСТЯХ У ЛЕТЧИКА

Садились последние машины. Вот прилетел самолёт командира третьей эскадрильи. Кто-то сказал мне, что это лучший лётчик полка. Чтобы не терять попусту время, я решил сейчас же поговорить с ним. Уж очень мне понравился этот открытый, весёлый человек.

Мы двинулись по тропке, протоптанной лётчиками напрямик, через лес. Новый знакомый шёл быстро, порой нагибался, чтобы сорвать на ходу черничину или поймать в горсть гроздь бело-розовых ягод брусники, которую он тут же бросал в рот. Должно быть, он очень устал сегодня, так как ступал тяжело.

Мы пришли в овраг, по обоим скатам которого в пахнущих прелым листом и грибной сыростью дебрях малинника, медуницы, иван-чая были нарыты землянки.

Когда полоска копотного пламени разогрелась в самодельной лампе и осветила землянку, помещение оказалось довольно просторным, уютно-обжитым. Молодые берёзки с не завядшей ещё листвой стояли по углам. От них, от еловых веток, которыми был выстлан пол, шёл густой запах. На столе стоял солдатский котелок, полный лесной малины. В землянке царила влажная прохлада, так убаюкивающе звенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всём теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры и малину, за которую было принялись. (174 слова)

(По Б. Полевому)

Грамматические задания:

1. Найдите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными: во втором абзаце (вариант I), в последнем абзаце (вариант II) определите вид придаточных и вид подчинительной связи.

2. Сделайте синтаксический разбор сложноподчинённого предложения (по выбору учащихся).

Наши рекомендации