И аллофоническое варьирование
ФОНОТАКТИКА И СЛОГ
(тема 31 по темплану)
Список терминов для повторения
аллофон, закрытый слог, неприкрытый слог, открытый слог, прикрытый слог, проклиза, смычный звук, фрикативный звук, фонема, фонологическое слово, энклиза.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Укажите позиции немецких гласных и согласных фонем в слоге.
2. Укажите основные комбинации согласных в начале и конце немецких слогов.
3. Назовите основные законы немецкого слогоделения.
4. Как проявляется взаимодействие между слоговой структурой и строением слова в немецком языке?
5. В чем состоят трудности обучения русскоязычных учащихся немецким слоговым структурам?
6. Определите слоговую структуру слов в следующем фрагменте (Glocke):
Damals verbreitete sic him Lande eine Nachricht von einem großen Krieg. Die Schildbürger hatten eine besondere Angst um die schöne Glocke auf dem Rathaus. Sie hielten Rat und nach langen Reden beschlossen sie, die Glocke bis zu Ende des Krieges im See zu verstecken.
Sie bestiegen ein Schiff und fuhren mit der Glocke auf den See. Sie wollten schon die Glocke hinwerfen, da fiel einem Schildbürger ein:“Wie werden wir denn den Ort wieder finden?“ Alle begannen, verschiedene Vorschläge zu machen.
„Ruhe!“ sagte der Bürgermeister, nahm das Messer und machte damit eine Kerbe in das Schiff. „Hier, bei dieser Kerbe“, sprach er, „wollen wir die Glocke wieder finden.“
Die Schildbürger waren zufrieden und so wurde die Glocke im See versteckt.
Als der Krieg vorüber war, fuhren die Schildbürger auf den See, um ihre Glocke zu holen. Die Kerbe am Schiff fanden sie wieder, aber den Ort, wo die Glocke lag, zeigte sie ihnen nicht. Die Schildbürger waren traurig. Von dieser Zeit an fehlte auf dem Rathaus die Glocke.
CЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ
(тема № 32 по темплану)
Список терминов для повторения
аллофон, непредельные фонологические единицы, проклиза, синтагматика, слово, слог, супрасегментные фонемы, тембр, тон, фиксированное ударение, фонема, фраза, энклиза.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под внутренними и внешними особенностями ударения?
2. Назовите внутренние признаки ударения в немецком и русском языках.
3. Объясните, как словесное ударение взаимодействует с аллофонами в немецком и русском языках.
4. Охарактеризуйте немецкий и русский языки в отношении внешних признаков словесного ударения.
5. Разъясните, как разноместность и подвижность словесного ударения обеспечивает различение слов и словоформ. Приведите по 3-4 примера из немецкого и русского языков.
6. Укажите особенности явлений проклизы и энклизы в немецком и русском языках.
7. Что понимается под ритмизующей функцией словесного ударения?
8. Охарактеризуйте немецкий и русский языки в отношении так называемого второстепенного ударения.
9. Назовите основные правила немецкого ударения в словах разной структуры:
а) в простых корневых словах,
б) в производных словах с немецкими суффиксами,
в) в производных словах с префиксами и наречными элементами,
г) в композитах с определительной связью,
д) в сложных словах-сдвигах,
е) в сложных прилагательных с усилительным значением,
ж) в сложносокращенных словах,
з) в иноязычных словах.
10. В чем состят трудностиовладения немецким словесным ударением для русскоязычных учащихся?
12. Определите степени ударения в следующих словах:
Sieben; wunderbar; Wacholder; Hindernis; Schwerin; empfinden; ungenau; unmenschlich; missachten; Missverständnis; umschreiben; Wiederholung; aufsagen; Aufstand; Morgendämmerung; Jahrhundert; Altweibersommer; Zehnklassenschule; willkommen; unterwegs; damit; Travemünde; Humboldt-Universität; schneeweiß; steinreich; Kilo; Kripo; UNO; BRD; S-Bahn; Stadium; Organ; Hotel; Tunnel; Phonetik; Präteritum; Tragödie; Straßenbahnfahrkarte.
ФОНЕМНАЯ СИСТЕМА
И АЛЛОФОНИЧЕСКОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ
(тема 29-30 по темплану)