Блок информации к занятию для самостоятельной работы

Приложение 1:

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 1. Схема дивергенции возбуждения в сети нейронов.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 2. Схема конвергенции возбуждений в сети нейронов.
Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 3. Схема мультипликации возбуждения в сети нейронов.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 4. Схема реверберации и пролонгирования возбуждения в сети нейронов.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 5. Схема рефлекторной дуги спинального моносинаптического (коленного) рефлекса. Стрелками на схеме показано направление распространения возбуждения от рецепторов – мышечных веретен (2) до эффектора (четырёхглавой мышцы).

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 6. Схема рефлекторной дуги спинального полисинаптического (защитного) рефлекса. Стрелками на схеме показано направление распространения возбуждения от рецепторов кожи (1) до эффектора (сгибателя конечности).

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 7. Схема торможения на мембране по типу гиперполяризации

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 8. Схема торможения на мембране по типу длительной деполяризации

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

А Б

Рис. 9. Схемы торможения в синапсах (А - постсинаптическое, Б - пресинаптическое).

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

А Б В

Рис. 10. Схемы торможения в локальных сетях нейронов: А – возвратное: 1- коллатераль возбуждающего нейрона к тормозной клетке, 2 – возбуждающая вставочная клетка; Б – латеральное; В - торможение торможения; Б, В - черным цветом обозначены тормозные клетки.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 11. Схема реципрокного торможения: 1 – афферентный путь от мышечных веретён (интрафузальных рецепторов) сгибателя; 2 – эфферентный путь от мотонейрона сгибателя; 3 - вставочная тормозная клетка в спинном мозге; 4 – эфферентный путь от мотонейрона разгибателя.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 12. Схема центрального (Сеченовского) торможения: 1 - линия разреза зрительных бугров промежуточного мозга, 2 – область ретикулярной формации ствола, 3 – вставочная тормозная клетка в спинном мозге; 4 – схема контактов клетки Реншоу с мотонейроном.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 13. Схема исследования парабиоза в опыте Н.Е. Введенского.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

А Б

Рис. 14. Схема парабиотического торможения: А - перевозбуждение нервной клетки; Б - парабиоз и его фазы: I – амплитуда раздражителей; II – Реакция икроножной мышцы нервно-мышечного препарата до развития в участке нерва торможения; III, IV, V – фазы парабиоза

Приложение 2: Методы исследования ЦНС и их краткая характеристика.

1. Экспериментальный метод разрушения, экстирпации различных отделов ЦНС или перерезки ствола мозга, проводящих путей. Выпадение определенной функции - доказательство функционального значения этих отделов спинного и головного мозга, характера их взаимодействия.

2. Метод электролитического разрушения позволяет изолировать функциональное влияние узко локализованных нервных центров. Известен целый ряд тяжелых хронических заболеваний ЦНС, лечение которых сочетается с локальным разрушением определенных подкорковых ядер.

3. Метод раздражения ( химического, механического, электрического и т.д.) позволяет наблюдать возникновение, особенности проявления и распространения основных нервных процессов организма. Например, электростимуляция с помощью «вживленных» электродов мотивационных центров вызывает определенное эмоционально окрашенное поведение.

4. Микроэлектродный метод регистрации импульсной активности отдельных нервных клеток. Метод позволяет изучить механизмы возбуждения и торможения нейронов, характер ответной реакции на качественно различные раздражители, принципы кодирования информации в ЦНС.

5. Метод микроионофореза - подведение к нейронам различных химических веществ через многоканальные микроэлектроды для анализа химической природы передачи возбуждения, закономерностей обработки информации различного биологического качества, механизмов включения нейронов в определенные функциональные системы приспособительных реакций.

6. Стереотаксический метод фиксации черепа в определенной системе координат позволяет определить локализацию исследуемых структур мозга. По расчетным координатам вводятся в подкорковые структуры стимулирующие, отводящие электроды и микропипетки. Коррекцию погружения электродов для исключения опасности их отклонения от расчетных координат проводят на основании электрофизиологического контроля функциональных особенностей тех или иных центров, расположенных в глубине мозга.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 15. Схема электрофизиологической установки для регистрации вызванных потенциалов. Голова животного зафиксирована в стереотаксисе.

7. Метод вызванных потенциалов - регистрация биоэлектрической активности определенных структур мозга при кратковременной стимуляции экстеро - или интерорецепторов. Этот метод применяется для изучения локализации сенсорных систем мозга, онто- и филогенеза отделов ЦНС, функционального электрофизиологического контроля в нейрохирургии.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 16. Схема электрофизиологической установки для регистрации вызванных потенциалов. Схема координат исследованных центров мозга (слева) и варианты вызванных потенциалов (справа). Красной точкой обозначен фокус максимальной активности, в которой зарегистрирован первичный ответ (10).

8. Метод регистрации суммарной биоэлектрической активности коры больших полушарий (ЭЭГ) и подкорковых структур (субкортикография) с помощью «вживленных» электродов. Характер спонтанной ЭЭГ определяется функциональным состоянием нервной ткани, уровнем протекающих в ней обменных процессов. Например, нарушение кровоснабжение, гипоксия или глубокий наркоз приводят к подавлению биоэлектрической активности коры больших полушарий.

Блок информации к занятию для самостоятельной работы - student2.ru

Рис. 17. Схема электрофизиологической установки для регистрации электроэнцефаллограммы (слева). Основные ритмы ЭЭГ (справа)

Таблица 1. Характеристика основных ритмов ЭЭГ

Название ритма ЭЭГ Частота Условия формирования
Бета ритм 14-30 гц В состоянии активного бодрствования; во время фазы быстрого (парадоксального) сна
Альфа ритм 8-13 гц У бодрствующего человека в полном покое при отсутствии зрительных и слуховых раздражителей; во время дремоты.
Тета ритм 4-7,5 гц Во время неглубокого медленного (ортодоксального) сна.
Дельта ритм 0,5-3,5 гц Во время глубокого медленного (ортодоксального) сна.

Наши рекомендации