ПОЗНАНИЕ – творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Целью познания является достижение истины.
Тема: Познание и его виды
Словарь темы:
Объект познания: _________________________________________________________
Знание– результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики. Знания определяются потребностями общества и возникает как итог осмысления человеком своего опыта.
Виды знаний
· по объекту познавательной деятельности различают области знаний о природе, обществе и человеке, т.е. естественнонаучное, социальное и гуманитарное знания.
· по функциям и соотнесенности с действительностью различают практическое и теоретическое знание. Практическое знание непосредственно связано с деятельностью человека в различных сферах, обслуживает ту деятельность. Теоретическое знание (философия, теоретические науки, идеология) ориентировано на выработку новых смыслов.
· по способам и источникам получения знаний различают обыденное знание (обыденное познание) и научное знание (научное познание).
Обыденное знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности.
Научное знание – знание о мире и человеке, полученные с помощью специальных средств и методов; отличающиеся системностью, обоснованностью, доказанностью (экспериментом, практикой, с помощью ранее обоснованных положений теории); выработанные усилиями специалистов (ученых).
Особенность социального познания ______________________________________________
__________
Этапы познания
· ощущение | · понятие |
· восприятие | · суждение |
· представление | · умозаключение |
Чувственное познание– одна из ступеней познавательной деятельности: она характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира на основе органов чувств и проявляется в трех формах – ощущениях, восприятии и представлении.
Ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и др.) представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно складывающийся в живом созерцании совокупности его сторон.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент
Рациональное познание– одна из ступеней познавательного процесса, обеспечивающая постижение сущности познаваемых предметов и явлений.
Рациональному познанию присущ понятийный, абстрактно-теоретический характер. Его концентрированным воплощением является мышление – активный процесс, предполагающий анализ исходных данных, их переструктурирование, синтезирование рядов информации, дополнения и т.п. для получения искомого результата. Мышление неразрывно связано с речью и языком – определенной знаковой системой (естественной и
искусственной).
Рациональное познание имеет три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов реальной действительности.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении.
Умозаключение – форма отображения в мышлении системы суждений, связанных между собой отношением логического следования.
Готовимся к ЕГЭ
1. Выберите верные суждения о познании мира и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рациональное познание отличается от чувственного познания абстрактно-теоретическим характером.
2) Этап чувственного познания иногда называют логическим мышлением.
3) Мера объективности познания находится в прямой зависимости уровня развития научных знаний.
4) В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно.
5) Представление как форма познания предполагает непосредственное воздействие предмета на органы чувств.
6) При сохранении в памяти целостного образа предмета его отдельные черты могут быть утрачены.
Ответ: ___________
2. Выберите верные суждения о познании мира и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
2) Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.
3) Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями.
4) Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.
5) Рациональное познание включает в себя использование понятий и теорий.
6) Отделить существенное от несущественного в изучаемом предмете человек может на уровне чувственного познания
Ответ: ___________
3. Выберите верные суждения о познании и самопознании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человек получает первичную информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.
2) Человек может познавать закономерности окружающего мира, выделяя существенное из данных, полученных эмпирическим путем.
3) Человек занимается самопознанием только в детском возрасте.
4) В раннем детстве складываются первые представления ребенка о себе самом.
5) Чувственное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений.
6) Человек может познавать закономерности окружающего мира, выделяя общее и существенное из данных, полученных эмпирическим путем
Ответ: ___________
4. Запишите слово, пропущенное в схеме
Ответ ________________________
5. Запишите слово, пропущенное в таблице.
УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Чувственное | Познание с помощью органов чувств |
Познание посредством мышления |
Ответ____________
6. Установите соответствие между характерными чертами и видами познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
A) выделение группы предметов на основе общих признаков | 1) чувственное познание |
Б) получение новых суждений на основе уже имеющихся | 2) рациональное познание |
В) отражение отдельных качеств предметов окружающего мира | |
Г) сохранение в памяти целостного образа предмета |
А | Б | В | Г |
7. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета
2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент
3) установление взаимосвязи различных понятий
4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков
5) получение новых суждений на основе уже имеющихся
6) сохранение в памяти целостного образа предмета
Ответ: _________________________
8. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания, запишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.
1) абстрактно-теоретический характер
2) определение пространственного расположения объекта
3) создание зрительного образа предмета
4) отражение общих существенных свойств предмета
5) отображение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент
6) объяснение существующих взаимосвязей
Ответ: ________________________________
9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Наблюдение – это целенаправленное систематическое ______(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые ______ (Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью _______(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется _______(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение.
Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.п. – в эмпирические _____(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную _____(Е) об объекте, необходимую для его
дальнейшего исследования».
Список терминов:
1) восприятие
2) знания
3) объекты
4) информация
5) познание
6) наблюдатель
7) средства
8) методы
9) истина
А | Б | В | Г | Д | Е |
10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ______(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней - ___ (Б) - характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и ____ (В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся _____
(Г). Другая ступень познавательного процесса - _______ (Д) - обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, (Е), умозаключения».
Список терминов:
1) образ
2) рациональное познание
3) эмоциональное
4) представление
5) познание
6) суждение
7) теоретическое
8) чувственное познание
9) смысл
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова
А | Б | В | Г | Д | Е |
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание.
Ответ ____________
12. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Религия | Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное |
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
Ответ ____________
13. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Научное | Основывается на теоретических положениях, экспериментально проверенных фактах |
Базируется на здравом смысле и бытовых представлениях |
Ответ ____________
14. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Житейское | Складывается стихийно, под влиянием повседневного опыта |
Причины явлений объясняются действиями сверхъестественных сил |
Ответ ____________
15. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) Умозаключение; 2) память; 3) представление; 4) восприятие; 5) понятие; 6) внимание.
Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
Ответ:___________
16. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, представляют формы освоения (познания) мира.
Искусство, наука, опыт, мораль, государство, религия.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ:___________________________
17. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) Умозаключение; 2) ощущение; 3) представление; 4) суждение; 5) планирование; 6) описание.
Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
Ответ:_____________
18. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) Поведение; 2) ощущение; 3) предложение; А) восприятие; 5) понятие; 6) суждение.
Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
Ответ:_________________
19. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
А) логическая обоснованность | 1) мифологическое |
Б) доказательность | 2) научное |
В) опора на верования | |
Г) проверяемость | |
Д) эмоциональная окрашенность |
А | Б | В | Г | Д |
20. Установите соответствие между видами познания и иллюстрирующими их примерами добытых истин: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
А) «растения на свету вырабатывают хлорофилл» | 1) обыденное познание |
Б) «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ» | 2) научное познание |
В) «перед дождем птицы летают низко» | |
Г) «сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду» | |
Д) «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины» | |
Е) «законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях» |
А | Б | В | Г | Д | Е |
21. Установите соответствие между видами знаний и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ЗНАНИЙ | ||
1) | «Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни» | А) | житейское знание |
2) | «Находки золотых фигурок, исполненных в характерном зверином стиле, свидетельствуют о пребывании протоиранских племен на Южном Урале и на юге Сибири» | Б) | научное знание |
3) | «С глубокой древности китайцы сохранили рассказы о том, что первые люди на земле были созданы богиней Нюйвой из речной глины» | В) | мифологическое знание |
4) | «Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин» | ||
5) | «В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях, твердом, жидком или газообразном» | ||
6) | «Находясь лесу, следует соблюдать определенные правила поведения, громко не кричать, иначе можно заблудиться, так как лесное эхо искажает звуки» |
Запишите получившуюся последовательность букв.
22. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Субъектом познания является как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(1) об окружающем мире и о себе. Результаты ________(2) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются ___________(3) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует __________(4), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями специалистов – ученых вырабатывается ____________(5), сущность которого состоит в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественно-научное, социальное и _________(6) знания».
Cписок терминов:
А) мышление
Б) истина
В) практическое
Г) гуманитарное
Д) научное знание
Е) познание
Ж) информация
З) обыденное (житейское) знание
И) потребности
23. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетание), которые необходимо вставить на место пропусков.
В процессе ___ (А) человек получает информацию об окружающем мире и о себе. Результаты изучения окружающего мира, полученные в ходе отражения, идеального воспроизводства ____(Б) реального мира, составляют знания. Они определяются ___(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует ____(Г), которое опирается на здравый смысл и опят повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями специалистов-ученых вырабатывается ___(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами в познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и ____(Е) знания».
Список терминов:
1) обыденное (житейское) знание
2) потребности
3) мышление
4) истина
5) прикладное
6) гуманитарное
7) научное знание
8) объективные факты
9) познавательная деятельность
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).
А | Б | В | Г | Д | Е |
24. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) познание мира 2) научное исследование 3) народная мудрость 4) теоретическое обобщение 5) художественный образ
Ответ: __________
Часть С