Временный ориентировочный гигиенический норматив
Содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
А) ОБУВ+
Б) ПДК
В) ПДУ
Г) Порог вредного действия
Д) Порог специфического (избирательного) действия
Предельные концентрации, усредненные за 8-ми часовую рабочую смену.
А) ПДК
Б) Ксс+
В) ОБУВ
Г) ПДК
Д) ПДУ
Концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных) работе в пределах 8 часов и не более 40 часов в неделю в течение всего стажа не должны вызывать заболеваний.
А) ПДК+
Б) ПДУ
В) ОБУВ
Г) Порог вредного действия
Д) Порог специфического (избирательного) действия
Тема №3.
1. Тема:Анализ состояния здоровья и заболеваемости работающих с ядохимикатами.
2. Цель:Дать знание о пестицидах представляющих собой весьма опасные для здоровья работающих соединения в силу своей токсичности, высокой кумулятивности.
3. Задачи обучения:
а) Студент должен знать:
- о препаратах химического и биологического происхождения, широко
используемые в сельском хозяйстве;
- классификацию пестицидов;
- основу гигиенического нормирования вредных веществ, химических и
биологических факторов производственной среды;
- методику расчета и анализа показателей здоровья работающих;
- правила организации и проведения предварительных и периодических
медицинских осмотров.
б) Студент должен уметь:
-оценивать эффективность профилактических мероприятий по снижению влияния вредных и опасных факторов на здоровье работающих с ядохимикатами;
- осуществлять предупредительный и текущий санитарно-гигиенический надзор в области гигиены труда;
- организовать контроль за обеспечением мер индивидуальной защиты, проведение инструктажей и др.
4. Форма проведения:Работа в малых группах (дискуссия)
5. Задания по теме:
Задание №1.Иметь четкое представление о специфике действия ядохимикатов, обращать особое внимание на производительную деятельность рабочих и правильно оценивать опасность для здоровья тех или иных химикатов.
Задание №2.Знать токсические свойства пестицидов, минеральных удобрений, а также основные меры профилактики отравлений при работе с ними.
Задание №3.Обосновать и разработать систему оздоровительных мероприятий, внедрение которых на производстве будет способствовать сохранению здоровья работающих.
6. Раздаточный материал:информационный блок по теме.
1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Жакашов Н.Ж. Гигиена: Учебник для вузов.-Алматы: «Самара-Принт», 2009.- стр.585-586
2. Гигиена: Учебник / Под ред акад.РАМН Г.И.Румянцева.- М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001.- стр.549-553
3. Гигиена труда. Учебник / под.ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова – М.,
ГЭОТАР - Медиа, 2008г. – стр. 455-457
7. Литература:
Основная литература
На русском языке:
1. Гигиена труда. Учебник/ под.ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф.Кириллова – М.,
ГЭОТАР-Медиа, 2008г. – 592с.
2. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда (под ред. В.Ф.
Кириллова). – М., Медицина, 2008г.-416с.
3. Гигиена / Под ред. акад. РАМН Г. И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР-
МЕДИЦИНА, 2008г.- 608с.
4. Общая гигиена /Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - М.: ГЭОТАР-
МЕДИЦИНА, 2008г.- 606с.
5. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М.: Медицина, 1988г.- 576с.
6. Гигиена./Кенесариев У.И., Тогузбаева К.К. и др., Учебник Алматы.
2009г.- 668с.
7. Руководство по санитарной экспертизе в области гигиены труда. Под ред.
д.м.н., проф. Сраубаева Е.Н., Белоног А.А.- Караганда, 2008г.-562с.
Дополнительная:
1. Санитарные нормы и правила по гигиене труда промышленности. 3т.-
Омск. 1995г.- 1050с.
2. Медицина труда. Учебник /под ред. Измерова Н.Ф./2008.-520с.
3. Методика изучения производственного микроклимата м его влияния на
организм работающих. Под ред. к.м.н. Жакеновой С.Р. Учебно-
методическое пособие. 9965 – 406 – 50-2.- Караганда, 2005.-56с.
4. Галаева А.И. Производственные аэрозоли, их гигиеническая оценка и
нормирование. Методы исследования и профилактика пылевой
профпатологии. Учебное пособие.- Караганда, 2008.-80с.
5. Предупредительный и текущий санитарный надзор за вентиляцией. Под
ред. СраубаеваЕ.Н., Жакенова С.Р., Шинтаева Н.У.- Караганда, 2010.-
66с.
6. Гигиена труда в ведущих отраслях промышленности РК. Учебно-
методическое пособие. Тогузбаева К.К. – Алматы, 2010.-73с.
7. Гигиена труда при работе с видеотерминалами. Учебно- методическое
пособие. Тогузбаева К.К. – Алматы, 2010.- 68с.
8. Предупредительный санитарный надзор при новом строительстве и
реконструкции промышленных предприятий. Учебно- методическое
пособие. ТогузбаеваК.К. – Алматы, 2010.- 72с.
9. Предупредительный санитарный надзор. Учебно- методическое
пособие. ШайзадинаГ.Н. – Астана, 2010.- 50с.
На казахском языке:
Негізгі:
1.Еңбек гигиенасы бойынша тәжірибелік сабақтардың жетекші құралы.
Тоғызбаева К.К. - Алматы. 2010.-366 б.
Қосымша:
1. Жарылқасын Ж.Ж., Өндірістік токсикология негізі. Оқу- әдістемелік
құрал. - Қарағанды. ҚММА баспаханасы. – 2007.- 80 б.
2. Сраубаев Е.Н., Жакенова С.Р., Шынтаева Н.У., Жарылқасын Ж.Ж. Жалпы
және жеке еңбек гигиенасы бойынша есептер жинағы. Оқу әдістемелік
құрал.- Қарағанды. ҚММАбаспаханасы.-2007.-44 б.
8. Контроль - вопросы :
1. Пестициды, классификация пестицидов.
2. Работа СЭС в области применения химических средств защиты растений.
3. Методы и способы применения пестицидов.
4. Токсические свойства ядохимикатов, минеральных удобрений.
5. Пути поступления ядохимикатов в организм работающих, политропность воздействия.
6. Меры безопасности при работе с пестицидами.
7. Симптомы при острых отравлениях ядохимикатами.
8. Симптомы при хронических отравлениях ядохимикатами.
9. Предупредительный санитарный надзор на стадиях внедрения новых пестицидов, технологии, аппаратуры и т.д.
10. Текущий санитарный надзор за обьектами сельскохозяйственного производства.
11. Организация мед. осмотров работающих с ядохимикатами.
Тестовые вопросы по теме:
ВАРИАНТ
1. Для борьбы с насекомыми применяют … .
А) инсектициды+
Б) гербициды
В) фунгициды
Г) акарициды
Д) лимациды
2. Для борьбы с сорными растениями применяют … .
А) инсектициды
Б) гербициды+
В) фунгициды
Г) акарициды
Д) лимациды
3. Для борьбы с грибами применяют … .
А) инсектициды
Б) гербициды
В) фунгициды+
Г) акарициды
Д) лимациды
4. Для борьбы с клещами применяют … .
А) инсектициды
Б) гербициды
В) фунгициды
Г) акарициды+
Д) лимациды
5. Для борьбы с моллюсками применяют … .
А) инсектициды
Б) гербициды
В) фунгициды
Г) акарициды
Д) лимациды+
6. Для борьбы с бактериями и бактериальными болезнями растений применяют … .
А) бактерициды+
Б) зооциды
В) овициды
Г) арбороциды
Д) репелленты
7. Для борьбы с грызунами применяют … .
А) бактерициды
Б) зооциды+
В) овициды
Г) арбороциды
Д) репелленты
8. Для уничтожения яиц насекомых применяют … .
А) бактерициды
Б) зооциды
В) овициды+
Г) арбороциды
Д) репелленты
9. Для уничтожения нежелательной древесной и кустарниковой растительности применяют … .
А) бактерициды
Б) зооциды
В) овициды
Г) арбороциды+
Д) репелленты
10. Для отпугивания насекомых применяют … .
А) бактерициды
Б) зооциды
В) овициды
Г) арбороциды
Д) репелленты+
ВАРИАНТ
1. По химическому составу пестицидов выделяются … .
А) неорганические соединения, органические вещества+
Б) простые и сложные вещества
В) одновалентные и двухвалентные вещества
Г) растворимые и нерастворимые вещества
Д) токсичные и малотоксичные вещества
2. Согласно гигиенической классификации пестицидов, величины средних смертельных доз составляют 1-й класс … .
А) до 50 мг/кг+
Б) 50-100 мг/кг
В) 100-1000 мг/кг
Г) более 1000 мг/кг
Д) менее 1000 мг/кг
3. Согласно гигиенической классификации пестицидов, величины средних смертельных доз составляют 2-й класс … .
А) до 50 мг/кг
Б) 50-100 мг/кг+
В) 100-1000 мг/кг
Г) более 1000 мг/кг
Д) менее 1000 мг/кг
4. Согласно гигиенической классификации пестицидов, величины средних смертельных доз составляют 3-й класс … .
А) до 50 мг/кг
Б) 50-100 мг/кг
В) 100-1000 мг/кг+
Г) более 1000 мг/кг
Д) менее 1000 мг/кг
5. Согласно гигиенической классификации пестицидов, величины средних смертельных доз составляют 4-й класс … .
А) до 50 мг/кг
Б) 50-100 мг/кг
В) 100-1000 мг/кг
Г) более 1000 мг/кг+
Д) менее 1000 мг/кг
6. Размеры СЗЗ складов ядохимикатов устанавливаются в пределах … в зависимости от количества хранимых пестицидов.
А) от 200 до 1000м+
Б) от 100 до 500м
В) от 100 до 1500м
Г) от 50 до 500м
Д) от 50 до 1000м
7. Уборка на складах химических средств защиты производится … .
А) не реже 1раза в 2 недели+
Б) не реже 1 раза в месяц
В) не реже 1 раза в 3 месяца
Г) не реже 1 раза в 6 месяцев
Д) не реже 1 раза в год
8. В помещениях для расфасовки и перезатаривания пестицидов температура должна быть … .
А) 16-230 С+
Б) 10-160 С
В) 20-300 С
Г) 30-400 С
д) 10-150 С
9. В помещениях для расфасовки и перезатаривания пестицидов относительная влажность должна быть … .
А) 75%+
Б) 80%
В) 85%
Г) 90%
д) 95%
10. В помещениях для расфасовки и перезатаривания пестицидов скорость движения воздуха должна быть … .
А) 0,3м/с+
Б) 0,5м/с
В) 1,5м/с
Г) 2,0м/с
Д) 1.5м/с
ВАРИАНТ
1. Продолжительность рабочего времени при сухом протравливании зерна составляет … .
А) 4 часа+
Б) 5 часов
В) 6 часов
Г) 7 часов
Д) 8 часов
2. На складах ядохимикатов можно работать не более … .
А) 2 часов в сутки
Б) 3 часов в сутки
В) 6 часов в сутки+
Г) 8 часов в сутки
Д) 24 часов
3. Отравления пестицидами могут быть … .
А) острыми и хроническими+
Б) легкими, тяжелыми
В) яркими, скрытыми
Г) простыми, сложными
Д) смертельными, легкими