III. Выявление несостоятельности демонстрации. Этот способ опровержения состоит в том, что показываются ошибки в форме доказательства
Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.
I. Правила, относящиеся к тезису
1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным.
2. Тезис должен оставаться тождественным, т. е. одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения.
1. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса
- «Подмена тезиса», когда один тезис умышленно или неумышленно подменяют другим и этот новый тезис начинают доказывать или опровергать
- «Довод к человеку». Ошибка состоит в подмене доказательства самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис.
- «Переход в другой род, две разновидности этой ошибки: а) «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает»; б) «кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает».
II. Правила по отношению к аргументам
1. Аргументы, приводимые для доказательства тезиса, должны быть истинными.
2. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказательства тезиса.
3. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.
Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства
- Ложность оснований («Основное заблуждение»). В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные.
- «Предвосхищение оснований». Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его.
- «Порочный круг». Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом.
III. Правила к форме обоснования тезиса (демонстрации) и ошибки в форме доказательства.
- Мнимое следование. Если тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, называемая «не следует».
- От сказанного с условием к сказанному безусловно. Аргумент, истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях.
- Нарушение правил соответствующих силлогизмов.
III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
К практическому занятию № 2 ( Понятие)
1. Расположите понятия в таком порядке, чтобы объем последующего включался (или был равен) в объем предыдущего, т.е. в порядке уменьшения объемов:
а) человек, всегда ходящий без головного убора — человек, иногда ходящий без головного убора — человек, осенью ходящий без головного убора — человек, летом и осенью ходящий без головного убора — человек, ходящий летом или осенью без головного убора;
б) европейский город — город северного полушария — город на берегу Волги — город европейской части России — Самара;
в) общественный класс рабовладельческого общества — общественный класс антагонистического общества — господствующий класс в рабовладельческом обществе — класс рабовладельцев — господствующий класс Древнего Египта.
2. Проверьте правильность деления, в случае неправильности попробуйте произвести деление правильно:
а) воинское преступление: по отношению к начальнику, по отношению к имуществу, по отношению к оружию, уклонение от службы;
б) соучастник преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник;
в) имущество: приобретенное, полученное по наследству, переданное во временное пользование, подаренное, украденное;
3. Установите отношения между понятиями, изобразив их графически:
а) коллективное решение, неправильное решение, неизменное решение, принятое единогласно решение;
б) плодотворный урок, сорванный урок, урок истории, урок, на который никто не пришел;
в) Лондон, европейская столица, город северного полушария, город России;
г) ошибка, ошибочность, обнаруженная ошибка, исправленная ошибка;
д) Бермудский треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный треугольник, равнобедренный треугольник;
е) испуг, испуганный человек, пугливый человек, человек, чувствующий страх;
ж) родственник, родство, родственные отношения, супружеские отношения, муж;
з) человек, читающий в метро; человек, читающий во всех видах транспорта; человек, читающий газету; пассажир, читающий газету
и) разведчик, разведка, шпионаж, деятельность разведчика;
к) письмо, конверт, ненаписанное письмо, неотправленное письмо;
л) подросток, подростковая преступность, хулиган, малолетний преступник;
м) банда, главарь банды, бандит, преступная группа;
4). Определите, произведена ли операция деления объема понятия:
а) дом: одноэтажный, многоэтажный;
б) дом: фундамент, стены, крыша;
в) Россия: европейская часть России, азиатская часть России;
г) житель России: житель европейской части России, житель азиатской части России.
5) Нарушено ли в следующих делениях правило соразмерности?
а) группы людей: стихийно возникшие, организованные, устойчивые, организационно оформленные;
б) государства: демократические, монархические, диктаторские, фашистские;
в) рейсовые автобусы: ходящие по расписанию, ходящие регулярно, ходящие очень редко, ходящие нерегулярно;
г) университет: российский, зарубежный, американский.
6) Укажите делимые понятия и основания деления:
Уголовная ответственность, гражданская ответственность, административная ответственность, дисциплинарная ответственность.
7) Нарушено ли правило непрерывности (последовательности) в следующих делениях?
а) документ: паспорт, удостоверение личности, аттестат зрелости, свидетельство о браке;
б) автозавод: автозавод, производящий грузовые автомобили; автозавод, производящий легковые автомобили; автогигант; автозавод, производящий грузовые и легковые автомобили;
8) Проверьте правильность деления, в случае неправильности попробуйте произвести деление правильно:
а) студент: способный, старательный, ленивый, неуспевающий;
б) воинское преступление: по отношению к начальнику, по отношению к имуществу, по отношению к оружию, уклонение от службы;
в) соучастник преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.
г) имущество: приобретенное, полученное по наследству, переданное во временное пользование, подаренное, украденное;
9) Установите вид и правильность следующих определений:
а) Дезертирство - неявка на военную службу с целью уклониться от нее.
б) Взятка - деньги или вещи, передаваемые должностному лицу как оплата его преступных действий;
в) Безапелляционное решение — решение, не подлежащее обжалованию в апелляционном порядке;
г) Беззаконие — положение, при котором общественная жизнь не обеспечивается законами.
К практическому занятию № 3 Простое (элементарное) суждение.
1.Выявите высказывания (укажите субъект и предикат) в следующих предложениях и определите, являются они высказываниями атрибутивными, релятивными или экзистенциальными:
а) "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора";
б) Иван Иванович и Иван Никифорович были добрыми соседями;
в) Некоторые природные явления еще не объяснены;
г) Бывают дети, которые учатся прилежно;
д) Все вечера он проводил дома.
2. Найдите предикаты в следующий предложениях и определите, являются представленные в них высказывания утвердительными или отрицательными:
а) Все мы получили не то, что хотели.
б) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
в) Некоторым современным британцам читать Шекспира нелегко.
г) В большинстве известных учебников не рассматривается этот вопрос.
д) Никто не может быть свободным от общества, в котором живет.
3. Определите вид атрибутивного(категорического высказывания, выраженного в следующих предложениях (найдите квантор, субъект и предикат):
а) Никакие экстренные меры здесь не помогут.
б) Кое-какие книги о путешествии Колумба были в школьной библиотеке.
в) Некоторые умеющие читать люди нигде не учились.
г) В каждой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко.
д) Многим студентам не приходится пересдавать экзамены.
е) Вокруг, некоторых коммерческих структур формируется криминогенная среда.
ж) Ни одно государство не обходится без армии.
4. Преобразуйте следующие категорические суждения с внешним отрицанием в суждения без внешнего отрицания:
а) Неверно, что ни в одной отрасли нет нерентабельных предприятий.
б) Не все дети нелюбознательны.
в) Неверно, что бывают правила без исключений.
г) Неверно, что ни одно пирожное не является бесплатным.
д) Не каждое государство обходится без армии.
е) Не существует солдата, который не мечтает стать генералом.
ж) Неверно, что ни один солдат не мечтает стать генералом.
з) Не всякому студенту приходится пересдавать экзамены.
5. Могут ли быть правы оба человека, один из которых высказывает первое утверждение (из следующих пар), а другой — второе?
а) Во всех книгах есть опечатки. — В некоторых книгах есть опечатки.
б) Неверно, что никакое умение не дается без труда. — Неверно, что всякое умение дается без труда.
в) Неверно, что некоторые книги бесполезны. — Неверно, что все книги бесполезны.
г) Нет трудностей, который нельзя преодолеть. — Не всякая трудность преодолима.
д) Не существует полной демократии. — Каждая демократия неполна.
6. Определите отношения между категорическими суждениями:
а) Не каждый человек грамотен. — Некоторые люди грамотны.
б) Всякое открытие ведет к новым проблемам. — Не всякое открытие ведет к новым проблемам.
в) Ни одно событие не имело таких последствий. — Не каждое событие имело такие последствия.
г) На всякого мудреца довольно простоты. — Не на всякого мудреца довольно простоты.
д) Не все то — золото, что блестит. — Некоторые блестящие предметы — золото.
е) Некоторые книги не кажутся безвредными. — Не все книги не кажутся безвредными.
ж) Неверно, что ни один учебник логики не читается легко. — Не все учебники логики читаются легко.
з) Ни в одном уголовном кодексе нет статьи о спекуляции. — Неверно, что ни в одном уголовном кодексе нет статьи о спекуляции.
и) Нет ничего тайного, что не стало бы явным. — Не существует такого тайного, которое стало бы явным.
к) Каждая война сопровождается жертвами и потерями. — Не бывает войн без жертв и потерь.
К практическому занятию № 4 . Формализация сложных суждений
1. Запишите логическую форму сложных высказываний и определите их вид (по главному знаку).
а) Если человек читал книгу, то знает ее содержание или основную идею.
б) Неверно, что Иванов не учился ни в вузе, ни в техникуме.
в) Н. не будет получать стипендию, разве что сдаст экзамен до завтра.
г)Неверно, что хотя бы один из них двоих не имел эту информацию.
д) Я никогда не решился бы на это, не будь его рядом.
е) Пойдешь налево — коня потеряешь, а не пойдешь — сам погибнешь
ж) "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет".
з). "Попадется зверю в когти, меньше будет ей терпеть, легче будет умереть".
и) Только один из них троих знал об этом.
2. Преобразуйте следующие сложные высказывания внешним отрицанием в эквивалентные им высказывания без внешнего отрицания:
а) Неверно, что, если не знаешь ответ, то есть смысл задавать вопрос.
б) Неверно, что одна сторона стремилась к мирному решению конфликта, в то время как другая не стремилась.
в) Неверно, что волки не сыты или овны не целы.
г) Неверно, что только один из них двоих должен пойти на эту встречу.
д) Неверно, что они оба не должны пойти на эту встречу.
е) Неверно, что, если нападение было внезапным, то преступник физически не слаб.
ж) Неверно, что рост преступности является следствием отсутствия твердой власти.
з) Неверно, что программа кандидата выполнима и при этом он ее не выполнит.
3. Найдите среди следующих формул тождественно-истинные и тождественно-ложные и собственно выполнимые формулы:
а) (p Ù q) º (ù p Ú ù q);
б) (( p É q) Ù ( p É r)) É ((ù q Ú ù r ) É ù p);
в) ( p É q) Ú ( q É p);
г) (ù p É q) º (ù q É ( p Ù r ));
д) ((( pÉ q) É p) É p);
е) (( p Ù q) Ú ( p Ù r)) É ( p Ù (q Ú r))/
4. Ответьте на следующие вопросы задачи Кислера:
Браун, Джонс иСмит обвиняются в подделке сведений о подлежащих налоговому обложению доходах. Они дают под присягой такие показания:
Браун: Джонс - виновен, а Смит невиновен.
Джонс: Если-Браун виновен, то виновен и Смит.
Смит: Я невиновен, но хотя бы один из них двоих виновен.
а) Если показания всех обвиняемых верны, то кто виновен, а кто невиновен?
б) Если все трое невиновны, то кто совершил лжесвидетельство?
в) Если невиновный говорит правду, а виновный лжет, то кто виновен, а кто невиновен?
г) Если все трое виновны, то кто говорит правду, а кто лжет?
д) Может ли лгать Браун, если Джонс и Смит оба говорят правду?
е) Может ли Джонс лгать, если Браун и Смит говорят правду, и кто в этом случае виновен, а кто невиновен?
5. Определите, в каких отношениях находятся сложные суждения в следующих парах:
а) Студент не допускается к сдаче экзаменов, если он не сдал зачеты. — Если студент сдал зачеты, то он допускается к сдаче экзаменов..
б) Научная проблема либо решается, либо объявляется неразрешимой. — Неверно, что если научная проблема не решается, то она объявляется неразрешимой.
в) Повернувшись спиной к наиболее интригующим событиям человеческой истории, невозможно понять логику этой истории. — Неверно, что логику человеческой истории можно понять только при условии рассмотрения наиболее интригующих ее событий.
г) Свидетель не знает потерпевшего или не говорит правды. — Если свидетель говорит правду, то он не знает потерпевшего.
д) Неверно, что только один из этих двух экзаменов не был трудным. — Оба эти экзамена были трудными.
е) Никто не хотел умирать, не зная, за что умирает. — Либо человек знал, за что умирает, либо не хотел умирать.
6) Решите следующие задачи с помощью истинностных таблиц:
а) В ходе расследования одного уголовного преступления были установлены следующие факты:
1) Никто, кроме А, В и С в преступлении не замешан, и по крайней мере один из этой тройки виновен.
2) Если А виновен и В не виновен, то С виновен.
3) С никогда не действует в одиночку.
4) А никогда не ходит на дело вместе с С.
Чья невиновность, исходя из этих фактов, не вызывает сомнений?
б) Одного человека судили за участие в ограблении. Обвинитель и защитник в ходе судебного заседания заявили следующее:
Обвинитель: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник.
Защитник: Неверно!
Ничего хуже защитник сказать не мог. Почему?
в) По обвинению в ограблении перед судом предстали А, В и С. Они заявили следующее:
А: Если я или В виновны, то С виновен.
В: Я не виновен, но А или С виновны.
С: Ни один из нас не виновен.
При этом стало известно, что А и В сказали правду, а С со лгал. В свете этого факта чья виновность и чья невиновность не вызывают сомнений и чья виновность остается под вопросом?
г) На острове рыцарей (которые говорят только правду) и лжецов (которые только лгут) два аборигена А и В высказали следующие утверждения:
А: Мы оба лжецы.
В: Ровно один из нас лжец.
Можно ли определить, кто такой А? Можно ли определить, кто такой В? С?
д) На острове рыцарей и лжецов — три островитянина А, В и С, каждый из которых — рыцарь либо лжец. А и В утверждают:
А: В — лжец.
В: А и С однотипны (оба рыцари или оба лжецы).
Кто такой С: рыцарь или лжец?
е) Я люблю по крайней мере одну из трех девушек Марину, Ирину или Анну. Если я люблю Ирину, а не Анну, то я также люблю Марину. Я или люблю Анну и Марину или не люблю их обеих. Если я люблю Анну, то я люблю и Ирину. Кого из девушек я люблю?
ж). Три бизнесмена А, В, и С имели обыкновение завтракать друг с другом каждый рабочий день. При этом:
1). Если А заказывал мартини, то и В заказывал мартини.
2). Либо В, либо С заказывали мартини, но никогда не делали этого в один и тот же день.
3). Либо А, либо С всегда заказывают мартини, причем иногда делали это вместе
4). Если С заказывал мартини, то А также заказывал мартини.
Что можно сказать о каждом из бизнесменов?
К практическому занятию № 5. Проблема разрешимости в логике высказываний.
1) Привести следующие формулы к нормальной форме:
а) p É ( q É ( p Ù q));
б) p Ù ( ù p Ú q);
в) (p Ù q) º ù (p É ù q);
г) ù ( p É ( p Ú q));
д) ( p º q) É ((q º r) É (p º r));
е) ù (( p É ( q Ú q)) É (p É r)).
ж) ù ( p Ú q)
2). Путем приведения к КНФ установите, являются ли следующие формулы тождественно-истинными:
а) (p É q) É (( p É r) É ( p É ( q Ù r)));
б) ( pÉ r) É ((q É r) É (( pÚ q) É r));
в) ((pÙ q) É r) º ((p Ù ù r ) É ù q);
г) ù(( p É q) Ù (p º r)) É (q Ù ù r).
3). Приведите к СКНФ следующие формулы:
а) ((pÉ q ) º (ù q É ù p)) É (p Ú q);
б) ((p Ú q) É r) É ((p Ú r) Éù q);
4). Выведите логические следствия из приведенных ниже посылок:
а) p É q, ù pÉ r, ù p Ù(q É r).
б) pÉ q, ù (ù qÚ r).
5). Приведите формулы к сокращенной КНФ:
а) (((ù p Ú q) Éù q) Ú p) Ù ù q.
б) ((pÉ q) Ù r) Ú (ù p Ù q)
6). Найдите простые следствия из следующих посылок :
а) ù pÉ r, ù r É q, ù(ù p Éù r);
б) ù p Éù q, ù( r Ú s), p º (s Ù r).
7). Путем приведения к ДНФ установите, являются ли следующие формулы тождественно-ложными:
а) ù ((p É q) É ((q É r) É (p É r))).
б) ( ù q Éù r) º ù (r É q).
8). С помощью приведения к СДНФ произведите обзор всех гипотез следующих формул:
а) ( p É (q Ù r)) Ú (ù p Ù q).
б) ((p É q) Ù (r É s) Ù (p Ú ù r)) É (q Ú s).
9). Найдите все простые гипотезы следующих формул:
а) ù (ù ( q É p) Ù (ù q Ú r)).
б) (pÚ q Ú r) Ù (ù p Ú q Ú ù r).
10. Путем приведения к сокращенной конъюнктивной нормальной форме определите:
1) Кто из друзей (Иван, Петр, Алексей, Николай или Борис) коллекционирует марки, если известно, что:
а) если Борис коллекционирует марки, то их коллекционируют и Иван и Николай;
б) если их коллекционирует Иван, то Петр тоже коллекционирует марки;
в) что касается Петра и Алексея, то из них - коллекционирует марки кто-то один;
г) Алексей лишь в том случае коллекционирует марки, если их коллекционирует Николай;
д) по крайней мере Николай или Борис коллекционирует марки?
2). Семья, состоящая из отца, матери, сына, а также старшей и младшей дочери, купила телевизор. Условились, что в первый вечер будут смотреть передачи в таком порядке: 1) когда отец смотрит передачу, мать тоже смотрит передачу; 2) дочери, обе или одна из них, смотрят передачу; 3) из двух членов семьи— мать и сын—смотрит передачу один и только один; 4) сын смотрит передачу тогда и только тогда, когда ее смотрит старшая дочь, 5) если младшая дочь смотрит передачу, то отец и старшая дочь делают то же. Кто из членов семьи смотрел в этот вечер передачу?
3). Кто из четырех мальчиков (Ваня, Петя, Саша, Юра) отличник, если известно, что: если Ваня отличник, то Петя тоже отличник; неверно, что если Юра отличник, то и Саша отличник; неверно, что Петя отличник, а Саша нет?
4) На вопрос, кто из А., Б. и В. заслуживает доверия, каждый из них высказался о двух других следующим образом. А.: если Б. заслуживает доверия, то его заслуживает и В. Б.: А -не заслуживает доверия, В.— заслуживает. В.: А. заслуживает доверия. Б,— нет. Кто заслуживает доверия, если каждое из данных высказываний истинно при условии, что исходит от заслуживающего доверия, и ложно в противном случае?
5) Следователь допрашивал трех свидетелей: Клода, Жака и Дика. Их показания противоречили друг другу, и каждый из них обвинял кого-нибудь во лжи. Клод утверждал, что Жак лжет, Жак обвинял во лжи Дика, а Дик говорил, что нельзя верить ни Клоду, ни Жаку. Но следователь установил истину, не задавая вопросов. Кто из свидетелей говорил правду?
6) Журналист прибыл в аэропорт, чтобы побеседовать с Федоровым, Григорьевым и Даниловым — летчиком, бортинженером, штурманом. Пока он разыскивал экипаж, расспрашивая встречавшихся людей, ему сообщили следующие факты: Данилов — не летчик, Федоров — не бортинженер, Данилов — бортинженер, Федоров — не летчик. Когда же журналист стал беседовать с экипажем, выяснилось, что из этих четырех высказываний соответствует действительности только одно.
Какая специальность у каждого члена экипажа?
7) Пытаясь вспомнить победителей прошлогоднего турнира, пять бывших зрителей турнира заявили:
1. Антон был вторым, а Борис - пятым.
2. Виктор был вторым, а Денис - третьим.
3. Григорий был первым, а Борис - третьим.
4. Антон был третьим, а Евгений - шестым.
5. Виктор был третьим, а Евгений - четвертым. Впоследствии выяснилось, что каждый зритель ошибся в одном из двух своих высказываний. Каково было истинное распределение мест в турнире?
8). В школе, перешедшей на самообслуживание, четырем старшеклассникам: Андрееву, Костину, Савельеву и Давыдову поручили убрать 7-ой, 8-ой, 9-ый и 10-ый классы. При проверке оказалось, что 10-ый класс убран плохо. Не ушедшие домой ученики сообщили о следующем:
1. Андреев: «Я убирал 9-ый класс, а Савельев - 7-ой».
2. Костин: «Я убирал 9-ый класс, а Андреев - 8-ой».
3. Савельев: «Я убирал 8-ой класс, а Костин - 10-ый».
Давыдов уже ушел домой. В дальнейшем выяснилось, что каждый ученик в одном из двух высказываний говорил правду, а во втором ложь. Какой класс убирал каждый ученик?
9) Пять школьников из пяти различных городов Красноярского края прибыли для участия в краевой олимпиаде по математике. На вопрос: «Откуда Вы?» каждый дал ответ:
Иванов: «Я приехал из Ачинска, а Дмитриев - из Дивногорска».
Сидоров: «Я приехал из Ачинска, а Петров - из Сосновоборска».
Петров: «Я приехал из Ачинска, а Дмитриев - из Канска».
Дмитриев: «Я приехал из Дивногорска, а Ефимов - из Боготола».
Ефимов: «Я приехал из Боготола, а Иванов живет в Канске».
Откуда приехал каждый из школьников, если одно его утверждение верно, а другое ложно?
10) Определите, кто из четырех студентов сдал экзамен, если известно:
1. Если первый сдал, то и второй сдал.
2. Если второй сдал, то третий сдал или первый не сдал.
3. Если четвертый не сдал, то первый сдал, а третий не сдал.
4. Если четвертый сдал, то и первый сдал.
11) В совершении некоторого поступка подозревают только одного из четырех лиц A, B, C, D. A утверждает, что поступок совершил B. B — что поступок совершил D. C — что он этого поступка не совершал. D тоже говорит, что он этого поступка не совершал. Кто же совершил поступок, если известно, что только одно из этих утверждений истинно?
12) Кто из студентов — Д., Б., В. и Г.— играет, а кто не играет в шахматы, если известно следующее: а) если А. или Б. играет, то В. не играет; б) если Б. не играет, то играют В. и Г.; в) В. играет?
11. Как, приведя к сокращенной дизъюнктивной нормальной форме формулу, выражающую показания свидетелей, следователь упростил полученную информацию?
В деле о хищении имеются следующие свидетельские показания. Первый свидетель сказал: «Хищение было совершено в пятницу; похитители использовали грузовую машину; похитителям содействовал кто-то из охраны». Второй свидетель показал: «Хищение не могло совершиться в пятницу; похитители не использовали грузовую автомашину, а соучастие кого-либо из охранников — вымысел». Третий свидетель заявил: «Конечно же, преступление совершилось в пятницу, и без грузовой машины преступникам было не обойтись; но думаю, что среди охранников нет соучастников преступления». Четвертый свидетель сказал: «Было бы неверно полагать, что или преступление совершено в пятницу, или преступники использовали грузовую машину, а похитителям не содействовал никто из охраны». Пятый свидетель заявил: «Лично я ничего не знаю, но уверен, что показания хотя бы одного из моих предшественников истинны». Он оказался прав.
12. Алхимик, посаженный в тюрьму за ересь, последовательно получил шесть секретных сообщений, которые были закодированы с помощью овощей, вложенных в суп; они касались его намерения превратить свинец в золото.
Первое сообщение. Ваше намерение превратить свинец в золото будет осуществлено; королева утвердит вашего зятя настоятелем к 1 апреля 1457 т.;
ваше обвинительное заключение будет передано настоятелю к этому времени.
Второе сообщение. Ваше намерение превратить свинец в золото не будет осуществлено; королева не утвердит вашего зятя настоятелем к 1 апреля 1457 г.; Обвинительное заключение не будет передано настоятелю.
Третье сообщение. Ваше намерение превратить свинец в золото будет осуществлено; королева утвердит вашего зятя настоятелем к 1 апреля 1457 г.;
обвинительное заключение не будет передано настоятелю.
Четвертое сообщение. То что следует далее, неверно. Или ваше намерение превратить свинец в золото будет осуществлено, или королева утвердит вашего зятя настоятелем к 1 апреля 1457 т.; обвинительное заключение не будет передано.
Пятое сообщение. По крайней мере одно из предыдущих сообщений истинно.
Шестое сообщение. Полученная вами информация абсолютно надежна.
Как мог бы алхимик методом приведения к сокращенной ДНФ наилучшим образом упростить всю полученную им информацию? Выразить ответ формулой, содержащей знак эквивалентности.
К практическому занятию № 6. Формализация рассуждений и их анализ.
1. Проверьте корректность следующих рассуждений:
1).Для того, чтобы стать космонавтом, необходимо пройти предполетную подготовку. Человек сможет пройти такую подготовку, если обладает хорошим здоровьем. Но Петров не обладает хорошим здоровьем. Следовательно, Петров не сможет стать космонавтом.
2).Если игроки «Динамо» выиграют предстоящий матч, а команда . «Спартак» потерпит поражение, то команда «Торпедо» займет призовое место. Но команда «Торпедо» не заняла призового места. Значит, или игроки «Динамо» проиграли тот матч, или команда «Спартак» не потерпела поражения.
3). Ты не можешь решить эту задачу, если ты не знаешь законов ньютоновской механики. Но ты знаешь эти законы. Следовательно, ты сможешь решить эту задачу.
4). Если ты не упрям, то ты в состоянии изменить, свое мнение, а если ты в состоянии изменить свое мнение, то ты можешь признать данное суждение ложным; Следовательно, если ты не упрям, то ты можешь признать данное суждение ложным.
5). Ребенок болен или переутомился. Он болен тогда и только тогда, когда у него повышенная температура. Однако температура у него не повышенная. Следовательно, ребенок переутомился.
6). Предположим, что вы следователь. Вам известно, что в одном английском городе было совершено ограбление банка. В ходе расследования было установлено следующее. Преступник (или преступники) вывез награбленное на автомашине. В преступлении не мог быть замешан никто, кроме известных рецидивистов Смита, Джонса и Брауна. Смит никогда не ходит на дело без Джонса, а Браун не умеет водить машину. Достаточно ли этих данных для вывода о виновности Джонса?
7). Перед последним туром футбольного чемпионата сложилась турнирная ситуация, позволяющая утверждать следующее. Если "Динамо" проиграет свой последний матч, то в случае выигрыша "Спартака" он станет чемпионом. Если же "Спартак" выиграет матч и станет чемпионом, то "Торпедо" займет второе место. В последнем туре первыми стали известны результаты встреч с участием "Динамо" и "Спартака". "Динамо" проиграло, а "Спартак" выиграл., "Можно ли в этом случае, не дожидаясь результатов других встреч, утверждать, что “Спартак" стал чемпионом, а "Торпедо" заняло второе место?
8). Обоснуйте рассуждение: "Если президент рассчитывает на поддержку профсоюзов, то он подпишет данный закон. Если президент рассчитывает на поддержку бизнесменов, то он наложит на данный закон вето. Президент не подпишет этот закон или не наложит на него вето. Следовательно, он не может рассчитывать на поддержку профсоюзов или не сможет рассчитывать на поддержку бизнесменов".
9). Проверьте правильность рассуждения средствами логики высказываний: "Если человек осужден судом, то он лишается избирательных прав. Если человек признан невменяемым, то он также лишается избирательных прав. Следовательно, если человек обладает избирательным правом, то он здоров и не был осужден судом".
10). Если кража совершена "по наводке", то у преступника был сообщник, а если был сообщник, то налицо преступная группа. Если же преступление совершено группой, то это — преступление с отягчающими обстоятельствами. Значит, если кража совершена "по наводке", то она — с отягчающими обстоятельствами.
11). Если N хороший адвокат, то он выиграет это дело. N выиграл это дело. Значит, он хороший адвокат.
12). Лекция по логике может быть содержательной или занимательной. Если лекция содержательна — ее конспектируют, но не слушают, а если занимательна — ее слушают, но не конспектируют. Значит, лекции по логике конспектируют, но не слушают или слушают, но не конспектируют.
13). Человек или трус, или он протестует против незаконного обращения. Если человек не трус, то он отстаивает свои убеждения. Если человек не протестует против незаконного обращения, то он заслуживает такого обращения. Значит, или человек не отстаивает свои убеждения, или он не заслуживает незаконного обращения.
14). Если бы он ей не сказал, она ни за что бы не узнала. А не спроси она его, он бы и не сказал. Но она узнала. Значит, она его спросила.
15). На встрече присутствовали выпускники прошлых лет, преподаватели факультета, студенты. N — выпускник 1980 года. Значит, он не преподаватель факультета и не студент.
16). Если Д. убийца, то ему известно место и время убийства. И то, и другое ему известно. Значит, Д. убийца.
17). Если завтра будет холодно, я надену теплое пальто, если рукав будет починен. Завтра будет холодно, а рукав не будет починен. Следовательно, я не надену теплое пальто.
18). Или этот предмет не сложен, или экзаменатор снисходителен. Если этот предмет интересен, то он сложен. Экзаменатор не снисходителен. Значит, этот предмет неинтересен.
19). Если исход скачек будет предрешен сговором, или в игорных домах будут орудовать шулеры, то доходы от туризма упадут и город пострадает. Если доходы от туризма упадут, полиция будет довольна. Полиция никогда не бывает довольна. Следовательно, исход скачек не будет предрешен сговором.
20). Если цены возрастут, то политическая ситуация обострится, а если не возрастут, увеличится дефицит. Мы не допустим обострения политической ситуации. Значит, увеличится дефицит.
21). Если аргументы некоторого рассуждения истинны, а его тезис не является таковым, то рассуждение не является правильным. Данное рассуждение правильно и его аргументы истинны. Следовательно, его тезис является истинным.
К практическому занятию № 7. Аристотелевская силлогистика. (Силлогизмы, с учетом субъектно-предикатной структуры высказываний).
1. Произведите обращение, превращение, противопоставление предикату и субъекту высказываний, представленных в следующих предложениях:
а) Некоторые юристы — адвокаты.
б) Ни одно простое решения не являются подготовленным.
в) Всякое преступление аморально.
г) Ничто разумное не ставит меня в тупик
д) Неверно, что всякий может обмануть всякого.
е) Не существует мужчин, не являющиеся чьими-либо сыновьями.
ж) Неверно, что существуют студенты, знающие больше экзаменатора.
2. Определите, какая операция преобразования структуры посылки (превращение, обращение, противопоставление субъекту или предикату) произведена и правильно ли:
а) Из того, что все французы говорят по-французски, следует, что некоторые не-французы по-французски не говорят.
б) Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаруживает, является грамотным.
в) Любая столица является административным центром государства, поэтому любой административный центр государства не является не столицей.
г) Большинство неумных людей не считает себя таковыми. Значит, некоторые люди, считающие себя неумными, и на самом деле неумны.
д) Решение некоторых научных проблем не делает переворота в науке. Значит, совершение переворота в науке иногда не является решением научных проблем.
е) Каждый альпийский фазан красив, поэтому все некрасивые птицы не являются альпийскими фазанами.
ж) Многие американские фильмы сентиментальны, значит, многие сентиментальные фильмы являются американскими.
з) Некоторые люди мыслят логично, поэтому некоторые мыслящие логично являются людьми.
и) Кое-что неполезное интересно, поэтому кое-что интересное не является полезным.
к) Большинству мошенников удается избежать наказания. Значит, некоторые избежавшие наказания являются мошенниками.
л) Некоторым мошенникам удается избежать наказания. Значит, некоторые из тех, кому не удалось избежать наказания, не являются мошенниками.
м) Ни одно преступление не должно быть безнаказанным. Значит, всякое наказуемое деяние — преступление.
н) Некоторые убийства остаются нераскрытыми. Значит, некоторые остающиеся нераскрытыми преступления не являются убийствами.
о) Некоторые убийства совершены по неосторожности. Значит, некоторые преступления по неосторожности суть убийства.
п) Многие государственные служащие не берут взяток. Значит, некоторые взяточники не являются государственными служащими.
р) Всякий преступник заслуживает наказания. Значит, никто из незаслуживающих наказания не является преступником.
с) Всякий преступник заслуживает наказания. Значит, всякий заслуживающий наказания не является не преступником.
т) Каждый человек, добившийся общественно значимых успехов, достоин уважения. Значит, некоторые недостойные уважения люди не добились общественно значимых успехов.
3. Найдите заключение и посылки в следующих силлогизмах, проверьте их правильность по общим правилам ПКС:
а) С. — умный человек, потому что он не сделал этого, как и любой умный человек.
б) Все талантливые люди имею странности. N не талантлив, так как никаких странностей у него нет.
в) Если он не хотел похитить эту вещь, то зачем же он ее спрятал, как делает любой похититель?
г) Ни один скупой человек не счастлив, ибо он не доволен, тогда как всякий счастливый человек доволен.
д) Всякий считающий меня человеком прав, а всякий, считающий меня преступником, считает меня человеком, поэтому всякий, считающий меня преступником, прав.
е) "Bird" переводится на русский язык как "птица", а "birth" не "bird", поэтому "birth" не переводится как "птица".
ж) Присяжные вынесли вердикт "не виновен", N был на том процессе присяжным, значит его мнение было "не виновен".
з) Все учащиеся, пропускающие занятия, испытывают трудности при сдаче экзаменов. Но поскольку некоторые студенты не являются такими учащимися, они не испытывают трудностей при сдаче экзаменов.
и) Вся имеющаяся в этой библиотеке литература является научной. А поскольку некоторая литература по истории не является научной, ее нет в этой библиотеке.
к) Ни одно доброе дело не остается безнаказанным, а некоторые преступления остаются безнаказанными, стало быть ни одно преступление не является добрым делом.
4. Проверьте следующие силлогизмы на круговых схемах:
а) Некоторые студенты работают, и многие студенты хорошо учатся. Значит, некоторые из хорошо учащихся работают.
б) Всякое знание не является бесполезным, и никакое знание не приносит вреда. Значит, все приносящее вред бесполезно.
в) Все великие писатели, так или иначе, обращались к теме любви, и большинство русских писателей обращалось к этой теме. Значит, некоторые русские писатели великие.
г) Ни одно произведение этого писателя не было издано при его жизни, а многие не издаются и теперь. Значит, все, что было издано при жизни писателя, издается и теперь.
д) Многие американские фильмы сентиментальны, и в большинстве американских фильмов счастливый конец. Значит, некоторые сентиментальные фильмы имеют счастливый конец.
е) Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Семья Облонских была несчастлива по-своему. Откуда можно заключить, что это была несчастливая семья.
5. Определите, заключение или посылка (большая или меньшая) пропущены в следующих энтимемах, установите их правильность:
а) Некоторые книги вредны, так как все бесполезное является вредным.
б) Все англичане пьют чай с молоком, но ведь ни один француз — не англичанин.
в) Н. не знает критерия правильности умозаключения, поскольку не может проверить предложенное ему умозаключение.
г) Работа — не волк, поэтому в лес она не убежит.
д) Все студенты КрасГУ имеют среднее образование, но некоторые из них не заканчивали среднюю школу.
е) N. не изучает логику, и он не является студентом юридического вуза.
ж) Всякая лесть — умышленное извращение истины, но иногда умышленное извращение истины приятно.
6.Корректны ли следующие энтимемы?
а) Эта сделка недействительна, так как совершена неправоспособными гражданами.
б) N готовится к экзаменам, значит, ему предстоит их сдавать.
в) Большинство преподавателей университета учились в университете. Значит, и П. учился в университете.
г) К. — неграмотный человек, поскольку пишет конспекты с грамматическими ошибками.
д) Мошенничество — преступление, так как оно уголовно наказуемо.
е) Убийство является особо тяжким преступлением, поскольку за убийство наказываются несовершеннолетние.
IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ЭКЗАМЕН
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЛОГИКЕ
1 .Понятие о формах и законах мышления.
2. Предмет формальной логики, ее значение.
3. Понятие как форма мышления, способы его образования.
4. Содержание и объем понятия, закон их соотношения.
5. Отношения между понятиями.
6.Обобщение и ограничение понятий.
7. Логическая операция определения понятий. Правила определения.
8.Логическая операция деления понятий. Правила деления.
9.Общая характеристика суждений. Суждение и предложение.
10. Деление суждений по качеству и количеству.
11 . Распределенность терминов в суждении.
12.Отношения по истинности между простыми суждениями. "Логический квадрат".
13.Сложные суждения: соединительные и разделительные.
14. Сложные суждения: условные суждения и суждения эквивалентности.
15.Эквивалентные выражения одних видов сложные суждений через другие.
16.Принцип тождества.
17.Принцип /не/противоречия.
18. Принцип исключенного третьего.
19. Принцип достаточного основания.
20. Непосредственные умозаключения: превращение и обращение.
21. Непосредственные умозаключения: противопоставление предикату и по "логическому квадрату".
22. Простой категорический силлогизм /ПКС/ и его состав.
23.Общие правила простого категорического силлогизма.
24.0бщая характеристика фигур и модусов простого категорического силлогизма.
25.Условный /чисто условный и условно-категорический/ силлогизм.
26. Разделительно-категорический силлогизм.
27.Условно-разделительный силлогизм.
2 8. Общая характеристика энтимемы.
29. Полисиллогизм,сорит.
30. Эпихейрема как сложносокращенный силлогизм
31 .Индукция как умозаключение, виды индуктивных умозаключений.
32. Методы научной индукции.
33. Сущность аналогии и ее виды.
34.Общая характеристика доказательства и его строение.
3 5. Виды доказательств.
36. Опровержение, способы опровержения.
37.Правила доказательств и опровержения, возможные ошибки при их нарушении
38. Сущность гипотезы. Виды гипотез. Понятие версии в судебно-следственной практике.
V. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Список литературы
Основная
1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1995.
2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995.
3. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.
4. Сборник упражнений по логике. Мн., 1990.
5. Упражнения по логике. Под ред. Кириллова В.И.. М., 1990.
Дополнительная
1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1996.
2. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.
3. Ивин А.А. Практическая логика. М., 1996.
4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1997.
5. Кондаков Н.И. Логический словарь – справочник. М.. 1975.