Закономерности роста и развития детей
В каждом периоде жизни детей и подростков содержатся остатки пройденного этапа, новое, характерное для данного этапа, и зачатки будущего. Гармоничное развитие достигается в результате борьбы старого и нового, при активном взаимодействии организма с окружающей средой. И.М. Сеченов подчеркивал, что жизнь организма без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможна.
Ф. Мюллер и Э. Геккель выдвинули так называемый биогенетический закон, согласно которому индивидуальное развитие (онтогенез) повторяет историческое развитие вида (филогенез). Однако этот закон игнорирует своеобразие и особенности морфофизиологического и психофизиологического развития ребенка, протекающего в конкретной социальной среде (А. А. Маркосян).
Для объяснения сущности онтогенеза и возрастной периодизации за последнее время П. К. Анохиным выдвинута теория системогенеза, И. А. Аршавским «энергетическое правило скелетных мышц», А. Н. Нагорным и В. Н. Никитиным — теория затухающего к старости самообновления протоплазмы.
Большой интерес представляет разделяемой рядом исследователей (А.А. Маркосян, Н. Н. Кипшидзе, М. В. Тордия и др.) концепция Дж. Неймана (1956) о «надежности биологической системы». Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с возможностью, по механизму саморегуляции, экстренной мобилизации резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей надлежащее приспособление к новым условиям, с быстрым возвратом к исходному состоянию.
Согласно этой концепции, весь путь развития (от клетки до целого организма) проходит при наличии запаса жизненных возможностей, а не на грани жизни и смерти. Ф. Энгельс подчеркивает, что без относительного покоя нет развития. Механизм саморегуляции обеспечивает возврат к состоянию относительного постоянства. Установлено, что колебания в пределах физиологической границы составляют ±10% от нормы. Молодому возрасту свойственно при наличии колебаний быстрое возвращение к норме, что указывает на высокую надежность систем организма. В возрасте 50—60 лет начинается нарушение надежности физиологической системы в области свертывания крови (Маркосян). Приведем несколько примеров физиологической надежности систем:
— в крови одного человека находится столько фермента тромбина, что его вполне достаточно для свертывания крови 500 человек;
— у женщины может созреть в яичнике 500—600 фолликулов, а закладывается в эмбриогенезе 40000—200000 первичных фолликулов;
— на стенку сонной артерии кровь оказывает давление, не превышающее одной трети атмосферного, а выдержать она может давление в 20 атмосфер;
— дублирующую роль в порядке взаимозаменяемости эритроцитов при свертывании крови могут выполнить лейкоциты
— при выпадении отдельных функций мозговой ткани головного мозга в порядке компенсации они могут восстановиться за счет рассеянных элементов, механизма конвергенции и уцелевших звеньев данной функциональной системы;
— у новорожденных птенцов мать может вызвать пищевую реакцию по крайней мере с трех анализаторов: слухового, кожно-тактильного и лабиринтного.
Представление о надежности биологической системы охватывает все этапы развития ребенка, а поэтому при изучении проблем возрастной физиологии, в особенности при обосновании возрастной периодизации, оно может служить основой понимания онтогенеза.
К важным закономерностям онтогенеза ребенка относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония, с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем, и акселерация, т. е. вековое» увеличение роста, веса и других компонентов развития детей.
Рассмотрим отдельно каждую из названных закономерностей.
Неравномерность развития. Неравномерность роста тела в длину, отдельных органов и тканей, веса организма ребенка сопровождается рядом возрастных изменений. Происходит и изменение пропорций тела ребенка. Новорожденный отличается от взрослого относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка двух лет — 1/5, шести лет — 1/6, двенадцати лет — 1/7 и у взрослых — 1/8. Свозрастом рост головы замедляется, а рост конечностей усиливается, до начала периода полового созревания различия в пропорции тела отсутствуют, а в пубертатном периоде у юно шей конечности становятся длиннее, туловище короче и то же, чем у девушек.
Можно наметить три периода различных пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища, с явными утолщениями костей и роста мышечной ткани (А. Андронеску).
Неравномерность роста тела в длину проявляется следующим образом. На первом году жизни рост увеличивается на 25 см и достигает 75 см. На втором году происходит замедление темпа роста — он увеличивается лишь на 10 см. В последующие годы, до 6—7 лет, темпы роста еще более снижаются. К началу младшего школьного возраста рост увеличивается на 7—10 см в год, а в возрасте 8—10 лет до 3—5 см. В период полового созревания темпы роста вновь возрастают, ежегодный прирост составляет 5—10 см. У девочек наибольшее усиление роста в связи с половым созреванием отмечается в 12 лет, у мальчиков в 15 лет. К этому периоду мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек в росте. Рост в основном завершается к 19 годам у девушек и к 20 годам у юношей. С периода новорожденности до взрослого человека длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища в З раза, длина руки в 4 раза, длина ноги — в 5 раз. Отмеченная закономерность в отношении неравномерного развития роста представляет собой приспособление, выработанное на протяжении многих тысячелетий. Механизм этого приспособления сложен. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток, функциональных систем.
Следует иметь в виду, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост — к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки. Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8—10 годам, почти достигая веса взрослого, функциональное же совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. Созревание двигательного анализатора и иннервационного аппарата мышц наступает в 13—14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигательной функции. Вместе с тем в 15—18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциации мышечной ткани. Неравномерность развития сердечно-сосудистой системы проявляется следующим образом: от рождения до 2 лет сердце усиленно растет, а гистологическая дифференцировка изменяется незначительно; от 2 до 6 лет изменения роста и дифференцировка замедлены, оба процесса протекают умеренно; от 7 до 10 лет нервный аппарат сердца становится весьма совершенен, размеры и объем сердца увеличиваются, а значительных структурных изменений в мышце не происходит; с 11—13лет сердце вновь начинает интенсивно расти, в клеточных элементах происходит тончайшая дифференцировка. Неравномерность в развитии может сопровождаться задержкой роста. Так, полевые железы до 12—13 лет развиваются незначительно и только с этого периода возникают бурные процессы формообразования и развития (М. д. Большакова, В. II. Пузик, В. С. Фарфель).
Вес. Наибольшая прибавка веса происходит на первом году жизни. Вес новорожденного составляет в среднем 3—3,5 кг. К концу первого года жизни ребенка его вес утрачивается и достигает 9—10 кг. К концу второго года вес достигает 12—13 кг годовая прибавка веса составляет 2—3 кг. В дальнейшем вес в год прибавляется на 2 кг. С наступлением периода полевого созревания прирост веса у девочек достигает 4—5 кг, а к 14— 15 годам 5—8 кг, а затем ежегодная прибавка в весе вновь составляет 2 кг. У мальчиков уже с 13—14 лет прирост веса составляет7—8 кг в год. В дальнейшем у юношей, как и у девушек, темп прироста веса замедляется. Вес мальчиков и девочек до 10 лет почти одинаков. С 15-летнего возраста вес мальчиков начинает превышать вес девочек, и это опережение веса сохраняется в течение всей дальнейшей жизни.
Разработаны удобные эмпирические математические формулы, с помощью которых можно определить рост и вес ребенка в любом возрасте.
Так, для определения веса ребенка любого возраста после года жизни предложена такая формула:
Р=Р2+(2 кг Х N),
где Р — определенный вес ребенка (в кг),
Р2—вес годовалого ребенка (в среднем 10 кг),
N— число лет ребенка,
2 кг — средняя ежегодная прибавка веса после года.
Для определения длины тела ребенка в возрасте старше года предложена следующая формула:
Z=Z1+(5 Х N), где
Z — определенный рост ребенка,
Z1 — рост годовалого ребенка (в среднем 75 см)
5 — средняя ежегодная прибавка роста после года,
N —число лет ребенка.
Следует отметить относительное значение приведенных формул для определения физического развития детей.
При оценке состояния организма ребенка как единого целого необходимо учитывать не только рост, вес и другие атропометрические показатели (амплитуда грудной клетки и ее размеры, состояние подкожной жировой клетчатки, размеры головы и др.), но и физиологические данные. Однако надо иметь в виду, что основными показателями роста и развития индивидуума являются вес и длина тела.
Развитие ребенка только тогда гармонично, когда оно тесно связано с ростом, т. е. происходит одновременно увеличение массы отдельных органов, дифференцирование органов и тканей и их функциональное совершенствование
Умственное развитие школьников разных возрастов неравномерно. Смена возрастных периодов в школьном возрасте во многом зависит от ранее сложившихся индивидуальных особенностей личности. Процессы роста и развития все более опосредствуются жизненным опытом, типологическими и индивидуальными чертами (Б. Г. Ананьев). Неравномерность умственного развития школьников напоминает неравномерность их физического развития, что подчеркивает взаимосвязь и единство обоих процессов. Ход психического развития в огромной степени зависит от окружающей среды, в частности от учебно-воспитательных воздействий. Как показали д. Н. Богоявленский и Н. А. Менчинская, наблюдается возрастная вариативность познавательных процессов у детей одного и того же возраста, но обучающихся у разных учителей. Однако следует иметь в виду и то, что у детей, находящихся в течение ряда лет в относительно одинаковых условиях, обнаруживаются индивидуальные различия в темпах развития. В связи с этим представляют большой интерес случаи проявления больших способностей в младшем школьном возрасте. В отношении так называемых вундеркиндов (от немецкого ‘Уппдегiiп4 — чудо- ребенок) существуют противоречивые суждения. Одни считают, что ранние достижения ребенка нередко не соответствуют проявлению способностей в дальнейшем. Еще Кант считал эфемерным ум вундеркинда.
Однако многие выдающиеся люди уже в детстве обнаруживали большие способности. Выдающийся итальянский поэт Торквато Тассо был «первым вундеркиндом мира», в 13 лет он стал студентом Болонского университета. Виктор Гюго в 15 лет получил похвалу Академии наук Франции. С полным основанием вундеркиндами можно назвать Грибоедова, Мечникова, Моцарта, Листа, Паскаля и Лейбница. Основатель кибернетики Н. Винер свою автобиографическую книгу назвал «Бывший вундеркинд».
В Советском Союзе в настоящее время уделяется большое внимание талантливым детям. для них созданы специальные школы, студии, кружки ит. п.
Вот несколько случаев больших способностей у детей. Саша Двораке за один учебный год кончил два класса и в 12 стал студентом Киевского университета («Известия», 7 июля 1968 г.). Женя Левиче поступил сразу во II класс, 12 лет с экстерном за УII и УIII классы, а через год — за IХ и Х. 14 лет он был зачислен студентом факультета теоретической физики Ленфи («Учительская газета», 23 февраля 1963 г.). Павел Панков с шести лет разбирался в теоремах, которые проходятся в старших классах, за год освоил программу трех послед классов и окончил школу с отличием в 15-летнем возрасте. поступил в университет, за два года перешел на четвертый курс. В семнадцать лет он решил сложнейшую математическую задачу, которая долго не давалась группе французских ученых («Правда» от 31 января 1968 г.).
Умственно одаренные дети очень деятельны, им чужда лень и скука, они обладают усидчивостью, а вместе с тем и подвижностью, умственная работа для них служит источником удовольствия. На пятом-шестом году жизни без специального руководства со стороны взрослых они научаются читать, писать, считать, при занятиях в школе обычно обнаруживают резко выраженное сосредоточенное внимание, с явлениями «отрешенности» от происходящего вокруг, других учеников в классе совсем не замечают. Непостоянство умственных интересов одаренных детей проявляется весьма разнообразно. В одном случае увлечение сочинительством с шестилетнего возраста к десяти годам сменялось увлечением географией. В другом — смена интересов была связана с театрами, путешествиями, с изобразительным искусством и т. д. Эти переходы от одного вида активной деятельности к другой следует считать физиологически нормальным процессом К. Д. Ушинский придавал большое значение смене впечатлений у детей для охраны их здоровья. Он писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием или односторонностью».
Как отмечает Н. С. Лейтес, для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна опережающая возраст повышенная склонность к труду, что и представляет собой фактор возрастного развития, который может быть одновременно и фактором одаренности, если эта склонность проявляется у ребенка сильно, с большим волевым напряжением при достижении цели. Одаренным детям свойственно проявление выраженного доминантного состояния рефлекса цели, с помощью которого они преодолевают существенные препятствия. И. П. Павлов придавал рефлексу цели исключительно большое значение. Он считал, что если будут открыты «широкие возможности для практики рефлекса цели, тогда проблема одаренности детей и взрослых может быть решена в широком масштабе и «мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы».
В проявления рефлекса цели у одаренных детей роль подражательного рефлекса, по-видимому, сведена к минимуму. Важно подчеркнуть, что многими наблюдениями установлено, что одаренные дети, становись взрослыми, как бы утрачивают одаренность, «выравниваются» с другими. Но Неправы те, кто утверждает, что «будущее вундеркиндов в их прошлом». Развитие таких индивидуумов выше среднего (Л. Термен и М. Оден). Таким образом, очень раннее проявление умственных способностей — одно из проявлений неравномерности возрастного развития. Это явление связано с ускорением развития, сближением во времени разных возрастных периодов, это результат суммирования возможностей двух или нескольких яозрастных периодов.
Неравномерность умственного развития можно обнаружить у школьников любых классов. Но наиболее убедительные факты получены при изучении шестиклассников. Оказалось, неравномерность в одних случаях проявлялась в задерживании умственного развития, в других — в ускоренном развитии личности. В первом случае наблюдалось доминирование черт, характерных для младших школьников: невольное и резко выраженное подражание учителям, копирование их способов изложения и анализа, интонаций, формализм познавательной деятельности. Во втором случае, когда у ученика обнаруживается опережение своего возраста в развитии, наблюдается проявление самостоятельности и склонности к самообразованию, небрежное отношение к школьному распорядку, соученикам. Подражательность учителям, соученикам сведена к минимуму, тем самым эти учащиеся лишаются важного источника жизненного опыта. Поэтому следует иметь в виду, что ускоренное развитие имеет лишь относительную ценность. Как случаи сохранения некоторых черт предшествующего возрастного периода, так и случаи опережения в развитии не означают в среднем школьном возрасте отставания в общем развитии или проявлении ненормального ускорения развития. Это есть проявление своеобразия индивидуальных особенностей роста и развития, без учета которых нельзя решать практические фундаментальные вопросы воспитания.
Непрерывность развития. Жизнь человека — это непрерывный процесс развития. От периода созревания к зрелому, а затем к старческому возрасту — таковы в основном этапы развития человека. Хотя задачи курса связаны с проблемами возрастной физиологии и школьной гигиены, однако для понимания процессов развития необходимо привлечение данных раннего постнатального онтогенеза и последующих этапов развития.
Организм развивается как единое целое в активном взаимодействии со средой. Поэтому необходимо создание благоприятных условий для нормального роста и развития.
Наша отечественная наука отвергает взгляды буржуазных ученых, отрицающих роль среды в развитии и качественное своеобразие каждого возрастного периода. Еще в середине ХIХ в. С. Ф. Хотовицкий отмечал, что организм ребенка отличается от взрослого особенностями строения и функций.
Установлено, что в процессе развития и роста ребенка происходят непрерывные изменения организма, его обновление, появление новых клеток, усложнение и совершенствование функций, видов деятельности. Начало ходьбы и дальнейшее развитие моторики, первые слова и дальнейшее развитие речевой функции, превращение ребенка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной нервной системы и в первую очередь коры головного мозга, а также усложнение рефлекторной деятельности — эти этапы развития представляют собой лишь часть многогранных и разнообразных динамически протекающих непрерывных изменений организма. При этом развитие всех органов и тканей происходит одновременно с их функциональным совершенствованием.
Как известно, обменные процессы в детском растущем организме связаны со значительным доминированием ассимиляции над диссимиляцией. Регулируются эти процессы нервной системой. Чтобы стать главным распорядителем и главным распределителем всех функций организма, центральная нервная система и ее высшие отделы в процессе непрерывного совершенствования претерпевают целый ряд существенных изменений.
На ранних этапах постнатального онтогенеза приспособление детского организма основано на безусловнорефлекторных механизмах, в осуществлении которых ведущую роль играют подкорковые структуры вследствие еще недостаточного развития коры головного мозга больших полушарий. Но уже в течение первого года жизни врожденные механизмы обогащаются условнорефлекторными. Эти новые механизмы весьма разнообразны и включают в себя положительные и отрицательные условные рефлексы различной степени сложности.
С возрастом условнорефлекторная деятельность все больше усложняется, на первый план начинают выступать процессы, связанные с формированием функциональных систем, динамического стереотипа и механизма «обратной афферентации».
В ходе этой непрерывной и весьма многогранной деятельности организма происходят динамические перестройки рефлекторных механизмов, одни из них за ненадобностью угасают, другие упрочиваются, автоматизируются и приобретают доминантные черты, с тем, чтобы при изменившейся ситуации и они оказались замененными новыми механизмами приспособления. Такие комплексные системы перестройки с возрастом осуществляются легче и быстрее благодаря развитию пластических свойств центральной нервной системы.
Непрерывность процессов наблюдается и в старческом возрасте. Изменения, происходящие в организме при старении, очень сложны, во многом еще не изучены, несмотря на то, что проблема старости привлекала к себе внимание выдающихся мыслителей с глубокой древности.
Наиболее фундаментальные работы в области изучения проблемы старения были выполнены И. И. Мечниковым. Опубликованные в начале ХХ в. «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма» впервые убедительно показали несовершенство фагоцитоза, толстого отдела кишечника с его колоссальной гнилостной микрофлорой, рудиментарными органами (например, аппендиксом). Его анализ причин отсутствия среди людей «естественной смерти», показ того, что в подавляющем большинстве случаев обрывает жизнь человека какая-нибудь болезнь и в особенности его рекомендации по профилактике старения привлекли к себе внимание исследователей и широкой общественности.
В России исследования по изучению физиологии старения и долгожительства были начаты академиком А. Л. Богомольцем. По данным М. Л. Рохлилой, долгожители худые, седые с редкими волосами, со сморщенной кожей, движения у них медленны, деятельность сердца и кровообращения замедлены, число сердечных сокращений 40—50 в минуту, кровяное давление не превышает 150 мм ртутного столба, деятельность почек ослаблена, выделение мочи, жизненная емкость легких и обменные процессы снижены. Изучение типологических особенностей стариков показало, что наиболее частым является слабый тип нервной системы — 43% от общего числа случаев, сильный — 21% и промежуточный вариант — 36% (этот тип имеет признаки слабого и сильного типа). В молодости и в зрелом возрасте эти три типа встречаются одинаковое число раз. Промежуточный тип обнаружен был только у стариков. В основе неблагоприятных изменений лежит уменьшение реактивности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к снижению приспособительных свойств организма к окружающей среде. У лиц 80-летнего возраста наблюдался сон прерывистый в 97,30% случаев, более поверхностный в 72,25% случаев и менее бодрящий в 69,47% по сравнению с 60—70-летним возрастом. Быстрое засыпание и пробуждение наблюдалось у пожилых в 64,71 %. длительность сна в одной группе обследованных составила З—6 часов, а в другой — 8—10 часов.
Бедность мимических движений лица (10%), походка мелкими шагами (30%), нарушение остроты слуха (30%) и другие нарушения функций нервной системы непрерывно нарастали по мере старения. По наблюдениям К. И. Пархона, атрофия и гипотония мышц значительно чаще наблюдается у пожилых мужчин, чем у женщин, трофические нарушения — чаще у женщин, нарушения функций органов движения у пожилых женщин наблюдается в 70%, а у мужчин — в 23% случаев. Поражения сердечно-сосудистой системы наблюдается также чаще у женщин.
Один из главных магистральных сосудов — аорта удлиняется и расширяется до 60—70 лет, а затем отмечается процесс обратного развития. Регрессия особенно выражена как проявление старения в железах внутренней секреции: половых, щитовидной, поджелудочной и др. физиологическое старение до сих пор, к сожалению, осложняется разнообразными заболеваниями (сердечно-сосудистые, трофические, ревматические и др.).
Гетерохрония. Гетерохрония — это неравномерное созревание функциональных систем к моменту рождения младенца. Для обеспечения выживания новорожденного созревают с опережением в процессе эмбриогенеза те функциональные системы, которые имеют жизненно важное значение на первых этапах онтогенеза. Это относится к созреванию сосательного, хватательного, кашлевого, чихательного, мигательного и некоторых других рефлексов, обеспечивающих питание младенца и защитные функции от вредных воздействий среды. Биологическая важность этих рефлексов очевидна. Так, если появляется на свет младенец, у которого к моменту рождения функциональная система сосания оказалась несозревшей, что имеет место обычно в случаях недоношенности, тогда медицинский персонал принимает все меры к тому, чтобы вызвать у ребенка сосательный рефлекс. При отрицательных результатах всех усилий медиков неумолимые центробежные силы естественного отбора этот организм приведут к гибели. С помощью чихательного, кашлевого и мигательного рефлексов удаляются из дыхательных путей и с роговицы глаза пылинки и соринки, которые при отсутствии названных защитных механизмов могли бы создавать опасные для жизни организма ситуации. Из сказанного следует, что есть функциональные системы, которые к моменту рождения не созревают или созревают не полностью. Тройничный нерв, имеющий нервные окончания в коже головы, структурно и функционально оказывается не готовым к моменту рождения выполнять свойственные ему функции. В иннервации сердца гетерохрония проявляется в виде опережающего созревания симпатической иннервации, а парасимпатическая (блуждающий нерв) начинает в полной мере активно участвовать в регуляции сердечной деятельности лишь к 15—16 годам.
Такое гетерохронное созревание и смена функциональных систем в процессе непрерывного развития ребенка является следствием длительного филогенеза и онтогенеза и закрепленных наследственностью прогрессивных форм приспособления в процессе эволюционных преобразований.
Учение о гетерохронии и вытекающее из него учение о системогенезе было впервые выдвинуто академиком П. К. Анохиным в 1937 г. Под системогенезом П. К. Анохин понимает избирательное и ускоренное по темпам развитие в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований, объединяющихся в полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание. Такая интеграция разнородных структур организма в функциональную систему становится возможной только на основе гетерохрония, на протяжении всего эмбрионального развития.
Полноценная функциональная система к моменту рождения должна иметь. по мысли П. К. Анохина, следующие звенья: рецепторные аппараты, способные воспринимать специфические воздействия на организм ребенка (холод, тепло, боль, кожно-тактильные, химические и др. раздражения), проводниковые аппараты, центральные межнейрональные связи (синаптические), периферические рабочие аппараты и совокупность афферентных аппаратов, обеспечивающих обратную афферентацию (информации) о действиях новорожденного. Гетерохронные процессы структурного развития могут быть как внутрисистемные, т. е. в пределах одной функциональной системы, так и межсистемные, когда отдельные структурные образования будут необходимы организму ребенка в различные периоды его постнатального развития.
Акселерация. Начиная с 20-х годов текущего столетия из Швеции, Англии, Германии, США, Японии и других государств стали поступать сообщения, что дети в возрасте 6—14 лет в своем развития перегнали своих сверстников, живших 100 лет назад. Было установлено увеличение роста у детей младшего и среднего школьного возраста на 10—15 см, а веса на 8—10 кг. Это явление получило название векового увеличения роста и веса. Но как было установлено позднейшими исследованиями, вековое ускорение развития детей не ограничивается изменениями только роста и веса. Б. Братанов считает, что в последние годы вековое ускорение становится еще более выраженным. Так, 50 лет тому назад индивидуумы достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет, а в наше время мальчики достигают полной физической зрелости в возрасте 18—19 лет, а девушки в 16—17 лет.
Для объяснения ускоренного развития детей в течение последних десятилетий предложено множество теорий. Мы приведем лишь несколько, отличающихся наиболее убедительной аргументацией или вызывающих принципиальные возражения.
Теория гелиогенного ускорения. Автор этой теории Косh (1935). Он ввел в науку понятие акселерация. Согласно этой теории, первичным раздражителем, вызывающим ускорение роста, является солнце. Интенсивная инсоляция на пляжах и во время занятий спортом, легкая одежда, хорошие жилищные условия и освещения, длительное пребывание на свежем воздухе в домах отдыха, на дачах, калорийное питание и обеспеченность детского организма витамином Д — вот факторы, способствующие акселерации.
Однако эта теория поможет объяснить различия в степени ускорения между городскими и деревенскими детьми, между детьми бедных и богатых семей. Сельская молодежь находится на свежем воздухе больше, чем городская, и, кроме того, в деревне нет такой пыли и испарений, как в больших городах.
Ленц причину акселерации видел в увеличении потребления мяса и жиров в США и европейских странах за последние 100 лет. По его данным, среднее потребление мяса в год на душу населения составило: в 1816 г. — 14 кг; 1907 — 46 кг, а в 1934 г. — 54 кг. Потребление сливочного масла и маргарина с 1900 по 1930 г. возросло с 10,3 до 15,3 кг в год на душу населения. Акцелирующее влияние белков и жиров, по мнению Ленца, осуществляется при участии гипофиза и щитовидной железы. Возражением против данной теории служит то, что за последние 20—30 лет потребление мяса и жиров не повышалось в таких размерах, в каких увеличивались антропометрические показатели (А. Зельцлер). Установлено также, что во время и после второй мировой войны школьники города и деревни питались одинаково, к тому же сельское население иногда питалось лучше, однако городские дети в тот период были крупнее. Следовательно, питание, хотя и является важным фактором, не может рассматриваться как единственная причина акселерации. По данным Lesteга и Millota, среди жителей Огненной Земли есть племя Она, средний рост которых — 175 см и племя яхганов, рост которых не выше 158 см. Эти племена живут по соседству, в одинаковых климатических условиях. Их питание также почти одинаково.
Некоторые авторы (Вегgеr) придают большое значение в ускорении роста витаминам В1, В12 и Д. Другие утверждают, что изменения в процессах роста наблюдались и до «эры витаминов».
Большое распространение имеет теория конституционального отбора, выдвинутая в 1942 г. Bennholdt-Thomsen’ом. По его мнению, акселерация обусловлена увеличением количества людей, отличающихся повышенной способностью к вегетативной, внутрисекреторной я мозговой деятельности или повышенной реактивностью организма.
Более жизнеспособные, одаренные и умственно реактивные переселялись в город, вступая в брак с себе подобными, их свойства закреплялись и передавались по наследству. Ускоряют развитие жителей города, в особенности большого города, такие раздражители, как техника, контрасты, шум, освещение, темп жизни и т. п. Таким образом, на первое место здесь выдвигается фактор отбора при переселении населения из деревни в город. Эта теория является ярким примером реакционного направления в науке, она сводит законы общества к законам природы, стремятся экономические причины, определяющие миграцию населения, подчинить биологическим факторам без учета развития производительных сил и производственных отношений.
Теория Bennholdt-Thomsen бессильна объяснить снижение акселерации в годы кризисов, безработицы, войн. По этой теории, наиболее развитые люди образуют господствующий класс, имеется в виду при этом класс буржуазии.
Treiber (1941) выдвинул радиоволновую теорию, по которой начало увеличения размеров тела по времени точно совпадает с сооружением радиостанций в начале 20-х годов. Радиоволны активизируют гормон роста, что и приводит к акселерации. Возражением против этой теории служит то, что при неблагоприятных внешних условиях (война, голод, эпидемии) ускорение роста тормозятся, а воздействие радиоволн сохраняется.
Ф. Янда считает, что наследственный генетический фактор определяет ускорение роста последующих поколений. В зародышевом веществе фиксируется свойство к ускорению роста, если условия жизни (питание, климат) благоприятны.
Нет никакого сомнения в том, что явление акцелерации обусловлено комплексом причин. Улучшение питания за счет белков и витаминов, улучшение бытовых условий и медицинского обслуживания, снижение инфекционных заболеваний и диспепсий, профилактика физического и умственного перенапряжения и переутомления, создание более благоприятных условий для труда и отдыха и пребывания на свежем воздухе, закаливание организма путем рационального использования солнца, воздуха и воды, физкультура, овладение гигиеническими знаниями и навыками — все это способствует проявлению акцелерации. Но механизмы этих процессов, как и роль нервной системы в их регуляции остаются неизвестными.
А. Зельцлер в своей книге «Причины и формы проявления ускоренного роста детей» (1968) рассматривает, между прочим, вопрос о влиянии ускоренного процесса развития подростков на преждевременное истощение их функциональных способностей. На основании косвенных данных ответ на этот важный вопрос сводится к следующему. Средняя продолжительность жизни с сохранением трудоспособности в Германии составляла к 1895 г. 39 лет, в 1925 г. — 42 года, а в 1959 г. — 44,5 года, т. е. на 5,5 лет больше, чем в 1895 г. Трудящиеся мужчины в возрасте 65 лет и выше составляли в бывшей Германской империи в 1895 г. более 4%, а в 1959 г. в Германской Демократической республике — 7%. На этом основании автор делает вывод, что разница между средней продолжительностью жизни и средним периодом сохранения работоспособности постоянно увеличивается.
В заключение остановимся на роли социальных факторов в формировании растущего организма. Тонкие координированные движения кистей рук вследствие возрастных биологических особенностей достигают развития лишь в старшем школьном возрасте. Но при систематической тренировке, воспитании и обучения юных пианистов уже к 10—11 годам социальный фактор перекрывает биологический, вызывая ускоренное развитие этой функции.
По данным Л. А. Эрисмана (1880), мальчики поселка Глухово Московской области начинают обгонять девочек в росте лишь с 16 лет, по данным Л. А. Сыркина (1927)—уже в 15 лет, по данным же Г. П. Сальниковой (1962) — в 14 лет. Соответственно девочки, по данным Л. А. Эрисмана, обгоняют мальчиков в росте (начало полового созревания девочек) в 12 лет, по данным Л. А. Сыркина — с 11 лет, по данным Г. П. Сальниковой — с 10 лет. Роль социальных факторов здесь очевидна, так как условия быта, питания, обучения, труда до и после революции резко различаются. Г. Н. Сердюковская с сотрудниками (по Норильску) и Ф. Г. Лапицкий (по Советскому Заполярью) показали, что физическое развитие детей и подростков в северных, климатически неблагоприятных районах страны мало отличается от такового в Москве, Санк-Петербурге и других городах. Такие социальные факторы, как материальное благосостояние, хорошие бытовые и культурные условия широкие профилактические и гигиенические мероприятия, положительно влияют на биологические процессы и функции организма. Особую роль в этом диалектическом процессе выполняет трудовая деятельность человека.