Агар-агар и его заменители
«Агар» в переводе с малайского обозначает красные водоросли рода Eusheuma. Начало его использованию в бактериологии приписывают жене немецкого врача Fannie Hesse (Hitchens, Leikind, 1939). Более правдоподобной все же следует считать версию о том, что впервые агар ввел в практику микробиологии Роберт Кох. Агаровые среды сделали возможными многие открытия в микробиологии, например колонизация микроорганизмов для их дальнейшей изоляции и идентификации и т. д. На сегодня этот гелеобразующий агент общепризнан во всем мире и превос-
ходит по данному показателю в 8 раз животный желатин. Будучи расплавленным агар остается жидкостью при температурах выше точки застывания (36°С), что позволяет смешивать с культураль-ной средой, например, кровь при проведении гемолитических тестов. В то же время, застывший агар остается в твердом состоянии до температуры 85°С (точка плавления), позволяя исследовать термостабильные микроорганизмы, инкубированные при 60°С и выше. Различают американский и европейский подходы к использованию агара в микробиологических средах. В 1-ом случае к нему, как источнику, хоть и неизвестных, но необходимых, для роста многих бактерий и грибов микроэлементов, относятся положительно и допускается относительно низкая прочность геля (550—850 г/см2), а, следовательно, более высокая концентрация агара и зольность менее 6,5%. Европейский подход рассматривает поступление, благодаря агару, неизвестных веществ в культуральную среду как крайне отрицательный фактор и, в связи с этим, возрастают требования к прочности геля (она должна составлять 800—1100 г/см2), а, следовательно, допустимо снижение концентрации агара в среде и содержание золы менее 4,5%. Отечественный порошковый агар высшего сорта имеет прочность геля 350—500 г/см2 (Семенов СМ., 1990). Разнообразие свойств агара различных серий влияет на ростовые свойства сред, например среды для выделения возбудителя чумы (Бурдо Л. И., 1979). Агар-агар подавляет активность у-гемолизина у St. aureus (Carlson E., 1986).
Как уже отмечалось выше, рецептуры полужидких сред содержат агар в качестве ингредиента в концентрациях 0,3—0,7%, а полуплотных и плотных сред—от 1 до 2%. Небольшие количества агара (0,05—0,3%) используются для определения подвижности и роста анаэробов и микроаэрофилов. Наличие незначительных количеств агара в бульонной среде ограничивает конвекционные потоки, позволяет варьировать степенью кислородного напряжения и способствует росту многих привередливых аэробных или анаэробных микроорганизмов. Добавление небольших количеств агара в среды для определения стерильности рекомендовалось Falk et al. (1939) и в дальнейшем эта идея была реализована в жидкой тиогликолятной среде для теста стерильности биологических объектов и антибиотиков в официальных процедурах. Известно более 20 видов микроорганизмов усваивающих агар (Семенов С. М., 1990).
Агар—это полисахарид и получается он из красных водорослей (Rhodophyceae). Агар обрабатывается для удаления химических и механических примесей, пигментированных кусочков и уменьшения солей до оптимальных концентраций. Наиболее высокоочищенным считается агар сорта Noble (США). Качество агара значительно влияет на чувствительность микроорганизмов к антибиотикам (Семенов С. М., 1990) и зависит как от вида водорослей, так и от выбранного технологического режима
выделения (Шаповалова Н. И. и соавт., 1990). Используются водоросли родов Ceelidium, Gracilaria, Pterociadia, Anthopeltis и др. Поскольку в СССР (России) все виды агаров получают из красных водорослей p. Ahnfeltia, на качество их влияет только технология получения. Агар порошковый (ГОСТ 16280-70, сорт высший, рыбокомбината им. Набаидзе Приморрыбпрома) получают тепловым методом, а белый, вымороженный чешуйчатый (ГОСТ 6470-53) или микробиологический (ГОСТ 17206-84, сорт высший Корсаковского рыбоконсервного завода Сахалинрыб-прома)—фростационным, при котором используется вымораживание и мягче условия экстракции. Фростационный метод применяется в СССР (России) на заводах Южного Сахалина и обеспечивает получение бесцветного агара более высокого качества (Промысловые водоросли СССР: Справочник. М., 1971). В зависимости от качества и предъявляемых к нему требований, различают агар микробиологический и пищевой (промышленный).
Отмечается отрицательный, и даже токсический, эффект агара на микроорганизмы (Андреева 3. М., Бобровникова А. Я., 1984; Ковалев Г. К., 1988) нейтрализуемый введением в питательные среды 1%-ой лошадиной сыворотки крови. В присутствии агар-агара в плотных средах увеличивается токсичность Sn. Из агара ингибиторные жирные кислоты можно адсорбировать древесным углем или крахмалом (Семенов С. М., 1990). Кроме того, агар-агар является достаточно дорогим и дефицитным компонентом. В качестве его заменителей предложены различные вещества, образующие гели, желирующее вещество Gelrite (Lin С, Casida L., 1984), сополимер полиол F 127 (Gardener S., Jones J., 1984; Ко М., Van Gundy S., 1988), полимеры Separan NP-10 и нейрогель, а также различные целлюлозные продукты (карбоксиметилцеллюлозы). Гашинский В. В. и соавт. (1987), Пивоваревич Л. П. и соавт. (1989) разработали плотные питательные среды где агар-агар заменяется синтетическим полимерным материалом—модифицированным полиакриламид-ным гелем (пластагаром), обладающим постоянством состава, высокими прозрачностью (>97% светопропускания) и прочностью (> 1200 г/см2)- Worsham P., Goldman W. (1988) при разработке двух плотных синтетических сред для культивирования дрожжевых форм Н, capsulatum использовали вместо агара ага-розу. Предлагаются методы получения безагаровых плотных питательных сред с использованием криогелей на основе природных и синтетических полимеров (Лозинский В. И., 1994). Для уплотнения среды Пименов Е. В. и соавт. (1997) рекомендуют комбинировать агар-агар с растительным полимером лихне-ином из лишайника Cetraria islandica, что позволяет снизить себестоимость среды и расширить ее сырьевую базу. Если предполагается гидролиз агар-агара, как его заменитель и уплотнитель среды используется силикагель.
В НИИ эпидемиологии и микробиологии (г. Владивосток) разработан новый эффективный метод изготовления высокоочищен-ного агара для микробиологических, вирусологических и иммунологических исследований, который по физико-химическим свойствам значительно превосходит отечественный и сопоставим с зарубежными («Difco», «Serva», «Ferak»). На созданном при институте предприятии «Медбиоагар» этот препарат выпускается под названием «Примагар» (Глазырина Т. А. и соавт., 1997).
Гриднева Н. И. и соавт. (1998) изучили образцы агар-агаров различных зарубежных фирм в плане использования в производстве питательных сред. По их данным, агары из Испании («His-panagar»), Марокко («Selexam») и Чили отвечают требованиям, предъявляемым к микробиологическим агарам (рН 7,0—7,4; прочность студня 340—560; влажность 4,2—13,2%; температура затвердевания не выше 36°С). Итальянский агар фирмы «Blanco» можно использовать ограниченно для производства сред не требующих введения ex temporae каких-либо добавок (среды Левина, Гисса). Агар вьетнамского производства не годился для изготовления сухих сред, т. к. не отвечал требованиям ГОСТ по рН (6,2), температуре затвердевания (40°С) и биологическим свойствам (рост колоний тест-штаммов в R-форме).
Горобец О. Б. и соавт. (1998) сравнили пищевые агары зарубежных фирм. Наиболее мутные суспензии образовывали некоторые сорта агара из Марокко, Китая, Италии (фирма «Blanco») и Чили. Наиболее прозрачными оказались растворы агаров фирм «Copenhagen Pectin», «Blanco» (марки СК), «Franko», a также 1 сорт из Вьетнама. По культурально-морфологическим и биологическим свойствам выращенных бактерий наиболее близким к микробиологическому агару оказался сорт 800 А1 фирмы «Copenhagen Pectin» (Дания).