Сила света светосигнальных фонарей
Наименование огня | Сила света, кд | |||||
Не менее | Не более | |||||
Габаритные огни (в том числе верхние) | Передние | 2 60 | ||||
Задние | 1 12 | |||||
Сигналы торможения | С одним уровнем | 20 100 | ||||
С двумя уровнями | Днем Ночью | 20 520 5 80 | ||||
Указатели поворота | Передние | 80 700 | ||||
Задние | С одним уровнем | 40 200 | ||||
С двумя уровнями | Днем Ночью | 40 400 10 100 | ||||
3.11.2.4. Контроль и испытания двигателей
Двигатель – наиболее сложный и важный агрегат, от состояния которого зависят многие технические и экономические показатели работы автомобилей.
К самым распространенным неисправностям относятся падение мощности, повышенный расход топлива и масла, появление стуков и вибраций.
Требования к автомобильным двигателям содержатся в ГОСТ 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» и ГОСТ 23435-79 «Техническая диагностика. Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Номенклатура диагностических параметров».
В настоящее время существует эффективное испытательное оборудование для определения значений показателей элементов топливной аппаратуры карбюраторных и дизельных двигателей. Классификация средств технического диагностирования (СТД) двигателей приведена на рис. 18.
Для дизельных двигателей наиболее современными из отечественного оборудования являются:
стенд КИ-15711 – предназначен для проверки и регулировки топливных насосов высокого давления широкой номенклатуры автотранспортных дизелей, в том числе импортных;
стенд КИ-15706.01 – предназначен для проверки и регулировки всех типов форсунок автотранспортных дизелей.
При проверке системы топливоподачи карбюраторного двигателя определяют диагностические параметры: удельный расход топлива, подачу топливного насоса, давление топлива после насоса, уровень топлива в поплавковой камере и содержание окиси углерода в отработавших газах.
Удельный расход топлива определяется при помощи различных расходомеров, например КИ-13967, и устройства для нагружения двигателя.
| |||
| |||
|
|
| |||||
Классификация
СТД
|
|
|
Рис. 18. Классификация средств технического
диагностирования (СТД) двигателей
Для измерения производительности и давления, развиваемого бензонасосом, без снятия его с двигателя применяют прибор КИ-436.
При измерении частоты вращения коленчатого вала двигателя, его углового ускорения и постоянного напряжения бортовой сети машин в настоящее время широкое распространение получил прибор ИМД-Ц. Этот прибор применяется для оценки эффективной мощности всего двигателя и его отдельных цилиндров.
Для измерения максимальной компрессии применяют компрессометры: для дизелей – модель КИ-8611, для карбюраторных двигателей – модель 179, К-52. Для записи их показаний используются компрессографы модели КВ-1124 и К-181. Компрессия дизелей может изменяться в пределах 5...2МПа, а карбю-раторных двигателей – 1,5…0,6 МПа.
При диагностировании кривошипно-шатунного механизма (КШМ) на неработающем двигателе определяют зазоры в верхней и нижней головках шатуна с помощью устройства КИ-11140. Для определения суммарного зазора в КШМ на работающем двигателе применяют устройство КИ-13933.
Проверка фаз газораспределения на неработающем двигателе проводится при помощи комплекта КИ-13902.
Негативное воздействие АТ на окружающую среду связано с выбросами вредных веществ в атмосферу и далее в воду и почву, тепловым загрязнением среды, шумом и вибрацией.
Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака
Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. Как показывает анализ, отработавшие газы как карбюраторных, так и дизельных двигателей имеют в своем составе более 200 наименований вредных веществ и соединений. Наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса оксида углерода, оксидов азота, углеводородов, альдегидов, бенз(а)пирена и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи, обладая высокой адсорбционной способностью, несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и таких канцерогенов, каким является бенз(а)пирен. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсичных веществ на человека и другие объекты биосферы.
Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе, чаще в дизельном. Тетраэтилсвинец содержится только в отработавших газах этилированного бензина. Около 70% свинца, содержащегося в этилированном бензине, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает в земле сразу за срезом выхлопной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине:
Содержание свинца в бензине, г/л – 0,15 0,20 0,25 0,50.
Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3 – 0,40 0,50 0,55 1,00.
Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности с карбюраторным двигателем ежегодно выбрасывает оксида углерода 3150 кг, углеводородов –
410 кг, оксидов азота – 335 кг. Выбросы вредных веществ легкового автомобиля ежегодно составляют соответственно 510, 42 и 36кг. В реальных условиях эксплуатации эти характеристики ухудшаются на 40-60%: нарушение регули-
ровки карбюратора, большое количество неустановившихся режимов (разгон, торможение) и т.п. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности, работающий на этилированном бензине, выделяет 2,5-3 кг свинца в год [13, 40].
Нормативы содержания вредных веществ отработавших газов автотранспорта регламентированы следующими документами. В воздухе рабочей зоны производственного помещения содержание вредных веществ нормируется ГОСТ 12.1.005-88 [15]. В атмосферном воздухе населенных пунктов нормативным документом является «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух», 1991г.; в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями – ГОСТ 17.2.2.03-87/99; в отработавших газах автомобилей с дизелями, находящимися в эксплуатации, установлены ГОСТ 21393-75/76/99. При стендовых испытаниях дизелей дымность нормируется ГОСТ 17.2.2.012-84 [18, 21].
В ряде стран Европы и США кроме оксида углерода и углеводородов, содержание которых нормируется как для автомобилей с бензиновыми двигателями, так и для дизелей, нормируется содержание в отработавших газах автомобилей оксидов азота. В случае введения в России международных экологических стандартов (соответствующих Правил ЕЭК ООН) изменяются и нормируемые показатели и методы измерений.
Снижение негативного влияния автомобильного транспорта возможно по нескольким направлениям. Первое, не требующее значительных капитальных вложений, заключается в организации и осуществлении контроля за составом и нормативным значением компонентов отработавших газов автотранспортных средств. Уменьшение количества вредных веществ, попадающих в окружающую среду с отработавшими газами, может быть достигнуто за счет улучшения технического состояния подвижного состава, регулировки и карбюратора и системы зажигания, исключения подтекания топлива и масла. Повышение профессионального мастерства водителей, применение рациональных приемов управления автомобилем позволяют добиться снижения расхода топлива на 5-10% и сокращения выброса вредных веществ.
Второе направление требует более существенных затрат. К сокращению выброса токсичных веществ приводит дизелизация автомобильного парка, особенно если при этом повышать качество дизельного топлива. К уменьшению вредного влияния автотранспорта приводит и улучшение качества традиционных моторных топлив, например, применение малосернистых топлив – не более 0,05% серы по весу, отказ от этилированного бензина, например, замена ТЭС на метилтретичнобутиловый эфир (МТБЭ). Существенное снижение загрязнения окружающей среды может дать совершенствование топливной аппаратуры и режимов работы ДВС.
В значительной степени снизить содержание вредных веществ в отработавших газах можно за счет применения нейтрализаторов. В настоящее время наибольшее распространение получили каталитические нейтрализаторы, в которых в качестве катализатора используются редкоземельные элементы – платина, палладий, радий.
Третье направление предполагает замену традиционного нефтяного топлива, так называемыми альтернативными видами моторного топлива, в первую очередь, газовым. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропан-бутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2-4 раза, окислов азота – в 1,1 - 1,5 и суммарных углеводородов – в 1,4 - 2 раза. Однако переход на использование сжатого газового топлива по ряду оценок сочетается с недостатками, в частности снижением мощности двигателя на 20% и грузоподъемности на 14% (из-за значительной массы газовых баллонов), уменьшением запаса хода автомобилей на одной заправке до 180-220км (вдвое по сравнению с автомобилями, работающими на бензине), необходимостью значительных затрат на переоборудование автомобилей, автотранспортных организаций, строительство газонаполнительных станций.
Предельное значение токсичных веществ для газобаллонных автомобилей изложены в ГОСТ Р 17.2.02.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей».
3.11.2.5. Контроль и испытания прочих элементов конструкции автомобиля
Основными нормативными документами по вопросам состояния и безопасной эксплуатации автомобильных шин являются ГОСТ Р 51709-2001 и «Правила эксплуатации автомобильных шин», в которых изложены основные требования к колесам и шинам.
Контроль состояния шин и колес осуществляется в основном визуальным способом. Единственным, инструментально контролируемым параметром является высота рисунка протектора шин, которая должна быть не менее:
1,6 мм – для легковых автомобилей;
1,0 мм – для грузовых;
2,0 мм – для автобусов.
Для прицепов и полуприцепов минимальная высота рисунка протектора принимается той же, что и для тягачей.
При подготовке автомобилей к проверке необходимо внимательно осмотреть колеса и шины, убедиться в надежности крепления колес, отсутствии инородных предметов между сдвоенными колесами, проверить момент затяжки колесных гаек и болтов, давление в шинах, наличие золотников и защитных колпачков на вентилях, диски колес не должны иметь трещин, погнутостей, нарушений сварных швов.
В случае, если на автомобиле установлены диски, не предусмотренные конструкцией, при контроле может потребоваться наличие сертификата на их соответствие требованиям безопасности.
Требования к другим элементам автомобиля, обеспечивающим его безопасность и работоспособность, изложены в ГОСТ Р 51709-2001.
Требования к сцепным устройствам легковых автомобилей изложены в ГОСТ 28248-89 «Легковые автомобили. Тягово-сцепное устройство шарового типа. Основные размеры».
Ремни безопасности должны соответствовать требованиям ГОСТ 18837 и ГОСТ 21015.
3.11.2.6. Требования к условиям труда водителя
Требования к микроклимату, составу воздушной среды в рабочей зоне и к другим условиям труда водителя автомобиля в основном регламентируются Санитарными правилами (СП) по гигиене труда водителей автомобилей (утверждены заместителем главного государственного врача СССР 05.05.88г. №4616-88). Санитарно - технические средства автомобиля (вентиляция, отопле-ние, кондиционирование, теплоизоляция) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальные или допустимые параметры микроклимата (в холодный и переходный период года в диапазоне 18-250С)не позднее, чем через 30минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем. Перепад температуры по вертикали не должен превышать 3-50С [22].
Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты солнечной радиации (защитные козырьки, специальное тонированное остекление, жалюзи и т.д.), а также термоизоляцией от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя не более 35 Вт/м2, а от окон – не более 100 Вт/м2.
Концентрация вредных веществ в кабине автомобиля не должна превышать допустимые санитарно-гигиенические нормы [15]: азота оксид (в пересчете на NO2) – 5 мг/м3; углерода оксид – 20 мг/м3; углеводороды (в пересчете на С) – 300 мг/м3; акролеин – 0,2 мг/м3.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива, а также включать в себя оценку запыленности.
Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБ по шкале А; уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБ по шкале А [16].
Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБ
в соответствии с гигиеническими нормативами (Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах. Минздрав СССР 12.12.80 г., №2274-80) [17].
Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя грузовых легковых автомобилей и автобусов должны соответствовать ГОСТ 12.1.012-90 «ССБТ Вибрационная безопасность. Общие требования» [18].
Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лК на уровне щитка приборов.
Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 12 лК.
Усилие, прилагаемое водителем к педали тормоза, не должно превышать для автотранспортных средств, выпущенных после 01.01.81г., категорий М1 –
0-50 кгс, категорий М2 , М3 , N1 , N2 – 70 кгс [19].
Усилие, прилагаемое к рычагу ручного тормоза при оценке его эффективности, не должно быть более: для категории М1 – 0-40 кгс; для остальных категорий – 60 кгс (ГОСТ 25478-91).
Усилие, прилагаемое к рулевому колесу, не должно превышать 6 кгм (ГОСТ 21752-76 «Система человек – машина. Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования») [19].
Для профилактики различных заболеваний, соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле моющие средства, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь или специальную ткань для удалении с рук горюче-смазочных материалов (Правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ 0-22-01-95) [49].
Водители, имеющие контакт с различными смазочно-охлаждающими жидкостями, маслами, лакокрасочными материалами и т.п., должны обеспечиваться защитными мазями и пастами.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные термины в области метрологии.
2. Когда была принята Метрическая конвенция?
3. Назовите три главные функции измерений в народном хозяйстве.
4. Для чего применяется физическая величина?
5. Назовите виды измерений.
6. Назовите виды измерений по количеству измерительной информации.
7. Приведите классификацию методов прямых измерений.
8. Как классифицируются средства измерений?
9. Что понимают под измерительным преобразователем?
10. Что понимают под измерительным прибором?
11. Что понимают под измерительными установками и системами?
12. Для чего предназначен эталон?
13. Назовите классификацию эталонов.
14. В чем заключается поверка средств измерений?
15. Что понимается под погрешностью измерения?
16. Назовите виды погрешностей измерений.
17. Как классифицируются погрешности измерений?
18. Какими показателями характеризуется качество измерений?
19. Что понимается под точностью измерений?
20. Какова последовательность обработки экспериментальных данных прямых многократных измерений?
21. Приведите алгоритм обработки многократных измерений.
22. Приведите методику выполнения измерений.
23. Какие требования предъявляются к измерительным средствам и точности измерений при технической диагностике автомобилей?
24. Цели и задачи метрологического обеспечения в сфере технической эксплуатации автомобилей.
25. Назовите основные требования к метрологическому обеспечению испытаний.
26. Цель государственной системы обеспечения единства измерений.
27. Из каких подсистем состоит государственная система измерений (ГСИ)?
28. Чем представлена техническая подсистема ГСИ?
29. Чем представлена организационная подсистема ГСИ?
30. Цель государственного метрологического контроля и надзора.
31.Что понимается под метрологическим обеспечением в сфере технической эксплуатации автомобилей?
32. Назовите группы методов диагностирования автомобилей.
33. Приведите классификацию средств диагностирования автомобилей.
34. Что включают в себя процессы диагностирования?
35. Какими методами проверяют диагностические параметры тормозных систем автотранспортных средств?
36. По каким основным параметрам проводятся испытания тормозной системы автотранспортного средства?
37. Какими приборами можно измерить суммарный люфт рулевого механизма?
38. В чем заключается контроль внешних световых приборов?
39. В чем заключается контроль двигателей?
40. Состав содержания компонентов отработавших газов.
41. Методы снижения вредного влияния АТС на окружающую среду.
42. Контроль состояния колес.
43. Основные параметры микроклимата кабины АТС.