Подъемно-транспортные работы
Подъемно-транспортные работы цехов машиностроительных заводов весьма разнообразны [2; 4; 27–29; 39; 57]. Подъемно-транспортные средства очень разнообразны. Они включают простые устройства (блоки, ручные лебедки, домкраты) и подъемно-транспортные машины (транспортирующие и грузоподъемные машины). К транспортирующим устройствам относятся: пневматические и гидравлические устройства, ленточные, цепные, винтовые и роликовые конвейеры, вагонетки, автомашины, автокары и т.п. К грузоподъемным машинам относятся подъемники и краны. Анализ травматизма показал, что большая часть несчастных случаев приходится на работы, на которых используются грузоподъемные машины.
В соответствии с ГОСТ 12.3.033-84 «Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации» при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования на рабочих могут влиять следующие факторы:
· движущиеся машины, их рабочие органы и части, а также перемещаемые машинами изделия, конструкции, материалы;
· обрушивающиеся грунты и горные породы;
· разрушающиеся конструкции машин;
· повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;
· повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
· расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
· повышенная или сниженная температура воздуха на рабочем месте;
· повышенная скорость воздуха в рабочей зоне машины;
· повышенный уровень вибрации на рабочем месте;
· повышенный уровень шума в рабочей зоне;
· недостаточная видимость рабочей зоны из кабины машиниста;
· физическая и нервно-психическая перегрузки машиниста.
В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» могут возникнуть большое количество опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов и машин.
Основные виды опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, которые могут возникнуть во время нормальной эксплуатации и в случае нарушения условий нормальной эксплуатации грузоподъемных кранов и машин, грузозахватывающих устройств, тары и которые представляют опасность для обслуживающего и ремонтного персонала:
· механические виды опасности, связанные с подъемными операциями грузоподъемными кранами и машинами, грузозахватывающими устройствами, тарой;
· механические виды опасности, связанные с составными частями грузоподъемных кранов и машин, грузозахватывающие устройствами, тарой и люльками, с перемещаемыми грузами;
· электрические виды опасности;
· термические виды опасности;
· опасность, вызванная шумом;
· опасность, вызванная вибрацией;
· опасность, вызванная вредными веществами (и их компонентами), которые использует или выделяет работающий кран, а также перемещаемые грузы;
· опасность, вызванная пренебрежением эргономичных требований и принципов во время разработки машин;
· опасность, вызванная неожиданным пуском, неожиданным превышением скорости и т.п.;
· опасность, вызванная ошибками (дефектами) во время установки или монтажа крана или машины;
· опасность, вызванная поломками во время работы;
· опасность, вызванная падающими предметами (инструмент, детали крана, вещи обслуживающего и ремонтного персонала и т.п.);
· опасность, вызванная поступательным движением крана, машины, грузовых тележек:
· опасность, связанная с рабочим местом машиниста крана или машины (водителя);
· опасность, связанная с системой управления;
· опасность, связанная с источниками и передачей энергии:
· опасность, связанная с третьими лицами;
· опасность, связанная с неблагоприятными естественными факторами:
· опасность, связанная с недостаточно полной инструкцией по эксплуатации установки и инструкции по охране труда для машиниста.
Характеристика опасностей, возникающих во время эксплуатации грузоподъемных кранов и машин приведена в таблице 3.30.
Таблица 3.30 – Характеристика опасностей, возникающих во время эксплуатации грузоподъемных кранов и машин
Вид опасности | Характеристика опасности, их причины |
Механические виды опасности, связанные с подъемными операциями грузоподъемными кранами и машинами | Падение груза, столкновение, перебрасывание крана (машины) вследствие: – недостаточной устойчивости крана или машины; – неконтролируемой загрузки, перегрузки, превышения перекидного грузового момента; – неконтролируемой амплитуды движения механизмов и составных частей крана; – неожиданного или непредвиденного движения груза; – несоответствующих грузозахватывающих органов, устройств и тары; – столкновения нескольких кранов или машин |
Доступ работников к грузозахватывающим органам, устройствам, таре и люлькам | |
Сход крана или машины с рельсов | |
Недостаточная механическая прочность составных частей и деталей | |
Несоответствующая конструкция шкивов и барабанов | |
Неправильный выбор цепей, канатов, грузозахватывающих органов, устройств, тары и люлек и их неправильная установка (навешивание) на кран или машину | |
Неконтролируемое опускание груза механизмом с фрикционным тормозом | |
Несоответствующие условия для установки, монтажа, демонтажа, отладки, испытания, эксплуатации, ремонта, реконструкции и модернизации | |
Действие груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом); | |
Механические виды опасности, связанные с составными частями грузоподъемных кранов и машин | Обусловленные, например формой, местом установки, массой и устойчивостью, массой и скоростью, ускорением, недостаточной механической прочностью, которая может привести к опасным поломкам или к разрушениям, накоплением энергии внутри грузоподъемного крана или машины, нарушением безопасных расстояний в результате может произойти: сдавливание; порез; разрыв или отсечение; наматывание, втягивание или увлечение частей одежды и т.п.; удар; укол или прокалывания; разбрызгивание жидкости под высоким давлением; потеря устойчивости элементов; скольжение, преткновение или падение (на кране или из крана) работников |
Продолжение таблицы 3.30
Вид опасности | Характеристика опасности, их причины |
Происходящие по причине: | |
Электрические виды опасности | - контакта работников с частями, которые обычно находятся под напряжением (прямой контакт) |
- контакта работников с частями, которые находятся под напряжением при неисправности (косвенный контакт) | |
- приближение работников к частям, которые находятся под высоким напряжением | |
- несоответствие изоляции для предусмотренных условий использования | |
- электростатических процессов, например контакта работников с электрически заряженными частями | |
- термического излучения или таких процессов, как разбрызгивание расплавленных веществ, химических процессов во время коротких замыканий, перегрузок и т.п. | |
- удара молнии | |
Термические виды опасности | Контакт работников с предметами или материалами с очень высокой или низкой температурой |
Вызванные: - пламенем или взрывом | |
- излучением источников тепла | |
- работой в горячей или холодной производственной среде | |
Опасность, вызванная шумом | Приводящая к: продолжительным нарушениям остроты слуха; звону в ушах; усталости, стрессу и т.п.; другим последствиям, например, к нарушениям равновесия, ослабление внимания и т.п.; ухудшению языковым коммуникациям, акустическим сигналам и т.п. |
Опасность, вызванная вибрацией | Приводящая к значительным нарушениям здоровья (сбой сосудистой и нервной систем, нарушение кровообращения, болезни суставов и т.п.) |
Опасность, вызванная вредными веществами | Возникает вследствие вдыхания, заглатывания обслуживающим и ремонтным персоналом вредных для здоровья жидкостей, газов, аерозолей, паров и пыли, а также их контакта с кожей, глазами и слизистой оболочкой, проникновения через кожаный покров |
Возникает вследствие пожаро- и взрывоопасности |
Продолжение таблицы 3.30
Вид опасности | Характеристика опасности, их причины |
Опасность, вызванная отсутствием учета эргономичных требований | Неудобная рабочая поза или чрезмерная или повторяющаяся физические нагрузки на организм работника |
Пренебрежение средствами индивидуальной защиты | |
Недостаточное местное освещение | |
Умственная перегрузка, стресс и т.п., возникающие во время рабочего процесса, процесса контроля работы крана или машины или технического обслуживания в пределах их использования по назначению | |
Ошибки, неправильное поведение работника | |
Неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления | |
Неудобная конструкция или размещения приборов контроля | |
Опасность, вызванная неожиданным пуском, неожиданным превышением скорости и т.п. | Выход из строя или нарушение в работе системы управления |
Прекращение подачи энергии и восстановление энергоснабжения после перерыва | |
Внешнее влияние на электрооборудование | |
Другие внешние влияния (сила веса, ветер и т.п.) | |
Ошибки в программном обеспечении | |
Ошибки машиниста крана или машины (из-за недостаточного соответствия крана или машины способностям и навыкам машиниста); | |
Опасность, вызванная ошибками | Ошибки (дефекты) во время установки или монтажа крана или машины |
Опасность, вызванная поломками во время работы | Усталостное разрушение |
Недопустимая величины деформации | |
Критическое срабатывание | |
Коррозия | |
Опасность, вызванная падением | Падающие предметы: инструмент, детали крана, вещи обслужиапющего и ремонтного персонала и т.п. |
Продолжение таблицы 3.30
Вид опасности | Характеристика опасности, их причины |
Опасность, вызванная поступательным движением крана, машины, грузовых тележек | Движение во время запуска двигателя |
Движение при отсутствии машиниста на своем месте | |
Движение при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей | |
Слишком высокая скорость крана, машины, грузовой тележки, которые управляются с пола; | |
Слишком высокие колебания (крана, груза) во время движения | |
Недостаточная способность крана или машины к замедлению, выключению, остановке и удержанию | |
Опасность, связанная с рабочим местом машиниста | Падение во время попытки занять или покинуть рабочее место |
Выброс газов или недостаток кислорода на рабочем месте | |
Пожар (воспламеняемость кабины, недостаток средств пожаротушения) | |
Механические виды опасности на рабочем месте (контакт с колесами, наезд, падение предметов, проникновение предметов, поломка деталей, которые вращаются с высокой скоростью, контакт работников с составными частями, деталями крана) | |
Недостаточный обзор с рабочего места | |
Несоответствующее освещение | |
Неудобное место для сидения | |
Шум на рабочем месте | |
Вибрация на рабочем месте | |
Недостаточные возможности эвакуации или аварийного выхода | |
Опасность, связанная с системой управления | Неправильное размещение органов управления |
Неправильная конструкция органов управления и неправильный режим их работы | |
Опасность, связанная с источниками и передачей энергии | Опасность, связанная с двигателем и аккумулятором |
Опасность, связанная с передачей энергии между оборудованием крана или машины; | |
опасность, связанная с соединениями и буксировкой |
Продолжение таблицы 3.30
Вид опасности | Характеристика опасности, их причины |
Опасность, связанная с третьими лицами | Несанкционированный запуск или эксплуатация |
Отсутствие или несоответствие визуальных или звуковых предупредительных сигналов | |
Опасность, связанная с неблагоприятными естественными факторами | Ветровая нагрузка |
Снеговая нагрузка | |
Гололедица, обледенение | |
Сейсмическая нагрузка | |
Грозовые электрические разряды | |
Опасность, связанная с документацией | Недостаточно полная инструкция по эксплуатации установки |
Недостаточно полная инструкция по охране труда для машиниста |
Согласно приведенному перечню производственных факторов при проведении подъемно-транспортных работ всегда имеются в наличие физические и психофизиологические факторы. Химические факторы могут проявляться при определенных условиях. Биологические факторы не являются характерными для данного вида работ.
Подробный перечень видов опасности, возникающих при нормальных и аварийных условиях эксплуатации оборудования, позволяет выбрать производственные факторы, характерные для конкретного вида оборудования.
Рассмотрим основные опасные физические факторы. Главным опасным фактором является то, что подъемно-транспортные машины (ПТМ) и другие транспортные средства имеют множество вращающихся и движущихся механизмов и частей оборудования. Количество травм, связанных с данным фактором, составляет от 18 до 21 % от общего количества травм, связанных с эксплуатацией ПТМ и других транспортных механизмов.
Анализ производственного травматизма, связанного с эксплуатацией ПТМ, показывает, что аварии и несчастные случаи происходят чаще всего из-за нарушения правил безопасности и эксплуатации. Наибольшее количество тяжелых травм происходит при перемещении грузов, прежде всего, из-за неправильной строповки груза или из-за несогласованных действий крановщика и стропальщика.
Опасным фактором, на который следует обратить внимание, является также поднимаемый или перемещаемый груз. Груз может оказаться причиной травмирования даже и без осуществления ошибочных действий, при использовании исправных строп и правильной строповке.
При эксплуатации и ремонте, осмотрах, чистках кранового оборудования обслуживающему персоналу приходится работать на высоте, что является опасным фактором и в определенных ситуациях приводит к несчастным случаям.
Тяжелые несчастные случаи происходят при падении башенных и некоторых стреловых кранов. Это возможно при перегрузке крана или падении крана в конце подкрановой колеи из-за отсутствия ограничителя движения и тупиковых упоров.
Опасные факторы также могут возникнуть и привести к несчастным случаям при осмотре и ремонте ПТМ и транспортного оборудования из-за неправильной организации этих работ, недостаточной квалификации и обучения работников, нарушения установленных правил.
Большинство ПТМ и механизмов работают с использованием электрической энергии, поэтому электрический ток также является опасным производственным фактором. Электротравми могут возникнуть с появлением опасного напряжения на корпусах оборудования, при прикосновении с элементами оборудования токопроводящих проводов, при работе ПТМ близ линий высокого напряжения.
При эксплуатации экскаваторов может произойти потеря устойчивости машины или невольный сдвиг экскаватора в котловане, траншее, карьере. Потеря устойчивости возможная также при работе башенных кранов из-за изменение уклона рельсового пути при оттаивании земляного полотна или его размыва атмосферными осадками.
Прорезиненная транспортная лента является пожароопасным материалом. При ее воспламенении и горении образуется большое количество вредных продуктов горения, которое в условиях, например, подземных работ может привести к отравлению людей из-за невозможности их быстрой эвакуации из задымленных зон.
При анализе опасных производственных факторов необходимо учитывать наличие рабочей и опасной зон машины.
Рабочая зона машины – пространство, в котором осуществляется перемещение машины и ее рабочего органа в процессе работы.
Опасная зона машины – пространство, в пределах которого постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные и вредные производственные факторы, возникающие в процессе эксплуатации машин.
Вредные производственные факторы. Действие вредных физических производственных факторов при работе ПТМ и других транспортных механизмов определяется как характеристиками самого оборудования, так и характеристиками среды, в которой работают данные механизмы. Поэтому при освещении этого вопроса необходимо также уделить внимание условиям, в которых будет эксплуатироваться данное оборудование, так как условия окружающей среды достаточно весомо влияют на рабочих, которые обслуживают данное оборудование.
Шум, который создает подъемно-транспортное оборудование, как правило, лежит в пределах нормативных значений, однако это оборудование может использоваться в цехах, где высокий уровень шума создается технологическим процессом. Это характерно, например, для кузнечно-прессовых цехов, где уровни шума значительно превышают нормативы, а применять средства индивидуальной защиты от шума крановщики не могут через специфику их работы.
Отрицательное влияние на работающий могут оказывать метеорологические условия, которые отличаются от нормативов – перегрев организма при высоких и переохлаждение – при низких температурах. Переохлаждение возможно при работе в зимнее время на башенных кранах, а перегрев – при работе в разных металлургических производствах. В горячих цехах на рабочих местах на уровне пола градиент температуры составляет 1–1,5 ос. Поэтому в кабине крана на высоте 12–18 метров температура чаще всего превышает 40–45оС.
Увеличение концентрации вредных газов и паров с увеличением высоты наблюдается в металлургических цехах, химических производствах, термических цехах. Работа с пылящими материалами приводит к превышению ПДК по содержанию пыли. Это относится к работе экскаваторов, грейферных погрузчиков, транспортированию угля и пустой породы ленточными конвейерами и т.п.
Например, если подъемно-транспортное оборудование будет эксплуатироваться в литейных цехах, лицо внимание следует уделить опасным и вредным производственным факторам этих цехов. В литейных цехах основными опасными и вредными производственными факторами есть: пыль, пары и газы, избыточная теплота, повышенный уровень шума, вибрации, электромагнитные излучения.
Психофизиологические производственные факторы. Управление транспортными механизмами связано с повышенным напряжением зрительных анализаторов. Поэтому при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования необходимо значительное внимание уделить не только местному освещению (кабина машиниста, путь управления и др.), а и освещению всей зоны работы оборудования.
Работа обслуживающего персонала требует постоянного повышенного внимания. Поэтому в процессе трудовой деятельности возникает закономерный процесс - утомление. Установлено, что даже при незначительных физических нагрузках, но при работе с повышенной ответственностью за результаты работы наблюдается повышенная возбуждаемость нервной системы, постоянное нервное напряжение. Это приводит к утомлению всего организма, следствием чего являются снижения внимания и работоспособности человека, что может привести к выполнению ошибочных действий.
Перечисленные факторы не исчерпывают всех опасностей и вредностей, возникающих в условиях производства. Поэтому при анализе условий работы необходимо ориентироваться на конкретный технологический процесс. Данные по характеристике среды, в которой работают машины и механизмы приведены в разделах 3.1 – 3.7.