Определение основных размеров судоходного шлюза

НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Цель расчетно-графической работы - научить студентов на кон­кретном примере решать следующие задачи:

• определять полезные размеры камеры судоходного шлюза;

• обоснованно назначать систему питания шлюза, типы стен и дни­ща камеры; схемы голов и их оборудование;

• производить расчет подходных каналов и направляющих палов;

• производить основные гидравлические и статические расчеты.

Каждому студенту выдается индивидуальное задание на проекти­рование (см. приложение 1) с необходимыми исходными данными по гидрологии, геологии, шлюзуемому флоту.

Расчетно-графическая работа состоит из пояснительной записки на 15...20 страни­цах стандартного формата А-4 и следующих чертежей:

- схема судоходного шлюза (формат А-4);

- продольный разрез и план судоходного шлюза с головной или распределительной системой питания (формат А-3);

- поперечный разрез камеры шлюза с головной или распределительной системой (формат А-4);

- план и поперечное сечение подходного канала (формат А-4);

- схемы к статическому расчету камер шлюза (формат А-4).

Продольный разрез шлюза и план шлюза под ним должны быть изображены на чертеже в одном масштабе (1:250 - 1:500) , причем длинные камеры могут быть приведены с разрывами.

Поперечные разрезы камеры шлюза и голов должны быть в мас­штабе (1:100 - 1:250).

Расчетно-пояснительная записка должна содержать:

• обоснование и описание общей схемы шлюза, компоновки его элементов, системы питания, конструкций камеры и голов, а так­же оборудования шлюза;

• расчеты процесса шлюзования, пропускной способности, гидрав­лический расчет водопроводных устройств, статический расчет камеры шлюза, а также расчет подходных каналов и палов.

Расчетные схемы следует выполнять на миллиметровке в масштабе с указанием эпюр нагрузок иих равнодействующих. При всех величи­нах необходимо проставлять их размерность.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА

Наиболее распространённым типом является однокамерный шлюз, при котором суда преодолевают в одной камере весь напор на шлюзование. Наибольший напор на однокамерный шлюз составляет 22 м при нескальных грунтах основания и 40 м – при скальных.

Для однокамерного шлюза максимальный напор на шлюз определяют как разность между отметками нормального подпорного уровня НПУ и наинизшего навигационного уровня нижнего бьефа ННУНБ (см. рис. 4.1):

Нш=ÑНПУ - ÑННУНБ

Отметки ННУНБ и НПУ даны в задании на РГР.

Остальные высотные габариты шлюза определяют следующим образом:

Ø наинизший расчётный уровень верхнего бьефа

ÑНРУВБ=ÑНПУ - DНВБ

Ø максимальный расчётный уровень нижнего бьефа

ÑМРУНБ=ÑННУНБ+DННБ

где навигационные сработки верхнего DНВБи нижнего DННБ бьефов принимаются равными:

определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru ; определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru

Ø отметка короля (порога) верхней головы шлюза

ÑКВГ=ÑНРУВБ - определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru

Ø отметка короля (порога) нижней головы шлюза

ÑКНГ=ÑННУНБ - определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru

где определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru– глубина на королях шлюза.

Глубина на короля (порогах) шлюзах определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru, отсчитываемая от расчётного наинизшего судоходного уровня в бьефе, может быть в первом приближении определена по формуле:

определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru

гдеопределение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru– статическая осадка расчётного судна при полной загрузке.

Ø отметка верха стен

ÑС=ÑНПУ + а

где а– превышение верха стен и голов шлюза, направляющих и причальных палов над максимальным расчётным уровнем, принимается 2м на водных путях I и II категории и не менее 0,5 м на водных путях 111 и 1V категории (категория пути приведена в задании на проектирование).

Ø отметка поверхности палов

ÑП=ÑМРУНБ + а

Ø свободная высота стены камеры шлюза НСТ (над днищем) и высота стенки падения hC равны:

НСТ=ÑС - ÑКНГ

hC=ÑКВГ - ÑКНГ

Габаритные размеры шлюза определяются в соответствии с заданным расчётным составом судов. Для определения полезной длины и ширины камеры составляется схема размещения всех судов расчётного состава в камере шлюза. Суда могут размещаться либо в кильватер (одно за другим по длине камеры в один ряд), либо в несколько рядов по ширине камеры.

Из судов, входящих в расчётный состав для одновременного шлюзования, выбирается судно по длине (с наибольшей длиной определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru), расчётное судно по ширине (с наибольшей шириной определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru), расчётное судно по осадке (с наибольшей осадкой определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru).

Полезную ширину камеры шлюза определяем по формуле:

определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru , м

где определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru - сумма длин расчётных судов, шлюзуемых одновременно и устанавливаемых в камере одно за другим по длине, м;

n– число судов, устанавливаемых одно за другим по длине камеры;

DL – запас по длине камеры в каждую сторону состава и между судами, устанавливаемыми в кильватер, м

DL=1 + 0,015 определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru

Полезную ширины камеры шлюза определяем по формуле:

определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru ,

гдеопределение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru- сумма ширин одновременно используемых (стоящих рядом по ширине) расчётных судов, м;

DВ – запас по ширине камеры с каждой стороны от группы шлюзуемых судов, м. Запасы по ширине камеры DВдолжны быть не менее: при ширине судна определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ruдо 10 м –0,2; до 18 м – 0,4; до 30 м – 0,75; более 30 м – 1,0 м.

m – количество рядов расчётных судов по ширине камеры.

На заключительном этапе определения полезных размеров камеры расчётные минимальные размеры округляют до ближайших больших стандартных размеров камеры, приведенных в табл. 4.1.

Таблица 4.1 - Сетка стандартных значений полезных размеров камеры шлюза

Отношение полезной ширины камеры шлюза, к полезной длине, Lпк/Bпк 37 37 30 300 20 20 18 15 15 12 8
Глубина на порогах шлюза, Sk 6,0 5,5 5,0 – 6,0 5,5 5,0 – 6,0 5,5 5,0 – 5,5 5,0 4,5 4,0 5,5 5,0 4,5 4,0 5,5 5,0 4,5 4,0 4,0 3,5 3,0 – 3,0 2,5 2,0 – 3,0 2,5 2,0 1,5 3,0 2,5 2,0 1,5  

Строительная длина камеры шлюза при головной системе питания определяем из выражения:

определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru

где определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru ;

определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru– длина успокоительного участка в начале камеры, определяемая ниже при рассмотрении гидравлического расчёта системы питания.

Строительную длину камеры при распределительной системе пита­ния определяют по формуле

определение основных размеров судоходного шлюза - student2.ru .

Строительная ширина камеры шлюза принимаем равной полезной ширине, т.е. Вк = ВПК.

Наши рекомендации