Загадки растений (5 ч)
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
Утконос и компания (3 ч).
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Что такое НЛО? (1 ч).
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п. | Кол-во часов раздела. | Содержание раздела. | Тема занятия. | Форма организации деятельности. | Характер деятельности учащихся. | УУД | Оценка результатов: | |
предметных, метапредметных | ||||||||
4 ч | Тайны за горизонтом | *Какой остров самый большой в мире? *Существует ли остров похожий на блюдце? *Какая страна самая маленькая в мире? *Как древние находили путь? *Практические работы с картой | Практические работы с картой | Практические работы с картой | Формирование собственного мнения и позиции, умения строить свои высказывания. | |||
(5 ч). | Жили-были динозавры и не только они? | *Существовали ли драконы на самом деле?Персонажи сказок? *Почему люди не летают? *Крокодилы. *Какое животное первым появилось на суше? *Как черепахи дышат под водой. | Практическая работа | Практическая работа: рассматривание окаменелостей | Формирование позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | |||
4 ч | Тайны камней | *Когда были открыты драгоценные камни? *Что такое песок? *Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? *Как образуется золото? | Формирование умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, воспитание чувства прекрасного. | |||||
5 ч | Загадки растений | *История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. *Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. *Где растут орехи? *Почему крапива жжется? *Как растет банановое дерево? | практическая работа экскурсия в природу для знакомства с местной флорой | практическая работа через сравнение | Формирование собственного мнения и позиции, умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | |||
3 ч | Эти удивительные животные | *Потомки волка. *Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. *Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | |||||
4 ч | Планета насекомых | *Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. *Как пауки плетут свою паутину? *Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? *Охрана насекомых | Практическая работа экскурсии: в краеведческий музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями | Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции | Формирование умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | |||
6 ч | Загадки под водой и под землей | *Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? *Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? *Каково происхождение золотой рыбки? *Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные. | Виртуальная экскурсия в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной | |||||
1 ч | Растения-рекордсмены | Заключение *Что мы узнали и чему научились за год. | Игра «Брейн-ринг» | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | |||
Второй год обучения | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, строить монологическое высказывание. | |||||||
4 ч | Тайны за горизонтом | *Кто открыл Австралию? *Существует ли жизнь в Антарктиде? *Как образовались Гавайские острова? *Где родина фигового дерева? | Практические работы с картой | Практические работы с картой | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий. | |||
5 ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Голубые лягушки. * Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы? *Как улитка строит свой панцирь? *Где живут «карманные динозавры?» | Практическая работа Экскурсия в краеведческий музей | Практическая работа: рассматривание окаменелостей | Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции. | |||
4 ч | Тайны камней | *Разнообразие камней. *Айсберг.Что такое коралловый остров? *Где находится самая большая и самая глубокая пещера? *Сады камней. минералов. | Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Виртуальная экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов | Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. | ||||
5 ч | Загадки растений | *Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?) *Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. *Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. *Охрана лекарственных растений. *Почему оливу называют деревом мира? | в природу для знакомства с местной флорой экскурсия в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями | Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||||
3 ч | Эти удивительные животные | *«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. *Красная книга Томской области. *Разумные дельфины. | Виртуальные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными. | Мини-проект | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | |||
4 ч | Планета насекомых | *Обладают ли кузнечики слухом? *Почему комар считается злейшим врагом человека? *Муравьи и их квартиранты. *Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | Творческая работа | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | ||||
6 ч | Загадки под водой и под землей | *Что такое ракушка-прилипала? *Как передвигается осьминог? *Что такое насекомоядные растения? *Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? *Может ли вода течь в гору? *Почему некоторые животные выглядят как растения? | Виртуальные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. | |||||
1 ч | Животные-рекордсмены | *Интересные сведения о животных и их особенностях | Совместная проектная деятельность | Защита проектов | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | |||
1 ч | Заключение | *Что мы узнали и чему научились за год | Совместная проектная деятельность | Защита проектов | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | ||
Третий год обучения | Принятие ценностей природного мира, воспитание основ экологической культуры, построение простых рассуждений, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу. | |||||||
4 ч | Тайны за горизонтом | *Атлантида – сказка или реальность. (2ч.) *Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? *Что такое семь чудес света? | Практические работы с картой Виртуальные экскурсии | |||||
5 ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Что такое ледниковый период? * Как нашли ископаемого мамонта? * Что такое меловые отложения? *Голубые киты - миф или реальность? *Что такое сухопутный крокодил? | Практическая работа: рассматривание окаменелостей. Виртуальная экскурсия в палеонтологический или геологический музей | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школьной действительности, устойчивое следование в поведении моральным нормам. | ||||
4 ч | Тайны камней | *Дальмены – что это? *Откуда взялись статуи на острове Пасха? *Почему нефрит называют национальным камнем Китая? *Откуда взялись алмазы? | Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Виртуальная экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | ||||
Четвёртый год обучения | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести, нравственного содержания собственных поступков и поступков к окружающим людям. | |||||||
1ч | Введение | *Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | |||||
4 ч | Тайны за горизонтом | *Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. *Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. *Покорение Северного и Южного полюса. *Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). | Практические работы с картой | Практические работы с картой | Развитие чувства прекрасного и эстетического, как значимой сферы человеческой жизни, воспитание гражданина Росси, гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | |||
5 ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Движение материков. *Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. *Как изучают прошлое Земли. *Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. | Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический | Практическая работа: рассматривание окаменелостей | Правильное использование речевых средств, построение логических рассуждений. | |||
4 ч | Тайны камней | *Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. *Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. *Загадки янтаря и жемчуга. *Обыкновенное чудо — соль. | Виртуальная экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов | Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). | ||||
5 ч | Загадки растений | *История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. *Родина комнатных растений. *Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. *История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. *Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.). | Экскурсии в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями. | Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Составление альбома «Этот удивительный мир!» для наглядности в предшкольной группе | ||||
3 ч | Утконос и компания | *История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии и др. *Тайна озера Лох-Несс. *Существует ли снежный человек? *Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.) | Виртуальные экскурсии в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными | |||||
4 ч | Планета насекомых | *Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. *Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. *Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. *Охрана насекомых. | Экскурсия в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями | Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Составление альбома «Этот удивительный мир!» для наглядности в предшкольной группе | ||||
6 ч | Загадки под водой и под землей | *Как изучают подводный мир. *Киты, дельфины, акулы. * История открытия гигантского кальмара. *Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». *Жизнь в темных глубинах океана. *Загадочный мир пещер. Рекомендуемые внеурочные. | Виртуальные экскурсии в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной | Составление альбома «Этот удивительный мир!» для наглядности в предшкольной группе | ||||
1 ч | Что такое НЛО? | *Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | ||||||
1 ч | Заключение | Что мы узнали и чему научились за год. | Защита проектов | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях |
Список литературы:
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
Они должны жить. Птицы. М., 1984.
Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.