Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений

Теория выявленных предпочтений является логическим продолжением теории потребительского поведения и теории отношения предпочтения–безразличия.

На рис. 5.1. представлена исходная бюджетная линия и набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , приобретаемый потребителем. Он предпочитает его наборам Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Потребитель прямо выявлено предпочитает набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Цена на товар Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru снизилась, а на товар Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru выросла так, что бюджетная линия заняла положение 2. При таком бюджетном ограничении набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru стал недоступен. Теперь

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru потребитель приобретает какой-либо другой набор, например, набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Этот набор прямо выявлено предпочитается наборам Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Но так как набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , а набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru предпочитается наборам Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru не прямо, а косвенно через набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , предпочитается наборам Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Теория выявленных предпочтений строится на следующих предпосылках (аксиомах).

Потребитель, приобретая товары и услуги, обязательно тратит весь свой доход Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Выбор потребителя является единственным. Если набор выбран, то он определяет рыночную ситуацию единственным образом с точностью до положительного множителя так, что Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Потребительский набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru прямо выявлено, т.е. явно, предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Данное соотношение иллюстрируется наборами Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , а также Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Прямое выявленное предпочтение набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru означает, что из двух наборов потребитель выбрал Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , а набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru не выбрал. Потребитель выбрал самый дорогой набор. Прямое выявленное предпочтение одного набора другому осуществляется в одной и той же рыночной ситуации, т.е. при одних и тех же доходе и ценах.

1. Отношение прямого выявленного предпочтения не обладает свойством транзитивности. Так, если набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru прямо выявлено предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и не предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то, несмотря на то, что набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru прямо выявлено предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru прямо выявлено не предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

2. Потребительский набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru косвенно выявлено предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и если потребительский набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru не принадлежит бюджетному множеству, соответствующему рыночной ситуации Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Однако, разделив выявленное предпочтение на прямое и косвенное, сохраняется неясность относительно того, принадлежит ли набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru бюджетному множеству, соответствующему рыночной ситуации Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , или не принадлежит. На рис. 5.1. речь идет о наборах Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . В последующем независимо от того, принадлежит ли набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru бюджетному множеству, соответствующему рыночной ситуации Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , или не принадлежит, используется терминология: набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru выявлено предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

В теории выявленных предпочтений нет функции полезности и нет кривых (поверхностей) безразличия. По результатам наблюдений за поведением потребителя на рынке можно дать оценку кривой (поверхности) безразличия. Если известно, что при ценах Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru потребитель выбрал набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru (на рис. 4.1. набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ), а при ценах Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru (на рис. 5.1. набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ), то кривая безразличия будет располагаться выше верхней части первой и нижней части второй бюджетных линий, касаясь первой бюджетной линии в точке Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , поскольку этот набор был выбран. Если при изменении цен увеличивается число наблюдений и точек, отмечающих наборы, которые предпочитает всякий раз потребитель, то можно выделить область на плоскости, ограниченную бюджетными линиями, в которой находится кривая безразличия и убедиться в том, что она выпукла относительно начала координат. Студенту рекомендуется самостоятельно построить четыре бюджетных линии, выбрать предпочтительные наборы на каждой из них так, чтобы каждый последующий набор был предпочтительнее предыдущего, и убедиться в выпуклости кривой безразличия.

Слабая аксиома выявленных предпочтений характеризует прямо выявленное предпочтение. Если потребитель прямо выявлено предпочитает набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то он не может в то же время прямо выявлено предпочитать набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . На рис. 5.1. набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru прямо выявлено предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Но после изменения цен потребитель выбирает набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru не потому, что он предпочитает его набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , а потому, что при новом бюджетном ограничении набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ему не доступен. Аналитически ситуацию можно представить так.

Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - рыночная ситуация, соответствующая набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , если он был выбран. Неравенство Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru означает, что потребителю доступны оба набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , но потребитель выбрал Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Неравенство Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru означает, что при ценах Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru потребитель выбрал набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , а набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru потребителю был недоступен.

Рассмотрим ситуацию, когда потребитель на первой бюджетной линии первоначально выбрал набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru (рис. 5.2.) и выявлено предпочел его набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . После изменения цен бюджетная линия перемещается в положение второй линии и тогда потребитель выбирает набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Новое бюджетное ограничение позволяет ему купить Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , но он выбирает Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .Таким образом, на первой линии Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , на второй - Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Слабая аксиома выявленных предпочтений нарушается.

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

Нарушение имеет место в случаях.

1. Покупая набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , потребитель поступил нерационально. Полезность набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru была выше, чем полезность Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

2. Потребитель поступил нерационально, приобретая набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Полезность набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru была выше.

3. Вместе с изменениями цен и бюджетного ограничения изменились вкусы и предпочтения потребителя, изменилась его оценка наборов Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Если выявленные предпочтения обладают свойством симметричности, т.е. Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то слабая аксиома выявленных предпочтений не выполняется.

Учитывая возможные нарушения, слабую аксиому выявленных предпочтений можно сформулировать таким образом: если поведение потребителя рационально, его вкусы не изменяются и он покупает набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , хотя мог бы купить набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то как бы ни изменялись цены и доход, потребитель не купит набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , если ему доступен набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . В короткие периоды времени вкусы потребителей практически не изменяются, а цены и доход являются динамичными переменными.

Наблюдения за поведением потребителя на рынке, т.е. за тем, сколько товаров и по каким ценам покупает потребитель, позволяют сделать вывод о соответствии или несоответствии поведения потребителя слабой аксиоме выявленных предпочтений. Допустим, потребитель приобретает два товара Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru в различном сочетании по изменяющимся ценам. Результаты наблюдений представим в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1. Цены на товары и выбираемые потребительские наборы.

Номер наблюдения Цены Выбираемые потребительские наборы
Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru
Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru
.        
Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru
.        
Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

По рыночным ценам потребитель приобретает наборы. Расходы потребителя на покупку всех наборов в ценах первого наблюдения составляют Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Расход потребителя при покупке Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru -го набора в ценах Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru -го наблюдения равен Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Элементы Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru образуют квадратную матрицу.

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Элементы Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru -ой строки, Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , матрицы показывают последовательно все расходы потребителя, которые он имел бы, если бы по ценам Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru приобретал бы наборы Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . В действительности потребитель приобрел набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Элементы главной диагонали матрицы показывают реальные расходы потребителя, который приобретал наборы Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru по ценам Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Остальные элементы матрицы показывают гипотетические расходы потребителя, которые он имел бы, приобретая наборы с индексом Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru по ценам с индексом Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то это означает, что набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru доступен потребителю, но он предпочел набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и этот набор выявлено предпочитается набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то это означает, что набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru был недоступен потребителю, когда он приобретал набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . В таком случае нельзя определить, какой набор предпочтительнее другого.

Матрицу расходов потребителя используем для выяснения наличия или отсутствия нарушений слабой аксиомы выявленных предпочтений. Если в матрице наборы и соответствующие им расходы Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru предпочитались Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то для потребительских наборов с расходами Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru слабая аксиома выявленных предпочтений не выполняется. Наличие выявленных предпочтений, для которых одновременно выполняются условия Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ,означает, что для этих наборов слабая аксиома выявленных предпочтений не выполняется.

Сильная аксиома выявленных предпочтений утверждает, что если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , и не выполняется Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Или в другой форме Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Сильная аксиома выявленных предпочтений включает слабую аксиому (при Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ).

С помощью матрицы расходов потребителя можно определить, выполняется или не выполняется сильная аксиома выявленных предпочтений. Следует помнить, что по результатам наблюдений за поведением потребителя на рынке можно получить выводы, не совместимые с основными положениями теории потребительского поведения. Тем более такие выводы можно получить, если используются, вместо реальных, гипотетические данные.

До сих пор явно или неявно предполагалось, что в случае двух товаров в наборе кривая безразличия выпукла относительно начала координат, а бюджетная линия касается ее только в одной точке. Если в наборе содержится Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru товаров, то речь идет о строгой выпуклости предпочтений потребителя. Если в качестве условия использовать предпосылку о выпуклости предпочтений потребителя (а не строгой выпуклости), то от слабой аксиомы можно перейти к обобщенной аксиоме выявленных предпочтений. Она формулируется следующим образом. Если набор прямо или косвенно предпочитается другому набору Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то не выполняется предпочтение Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Без доказательства приводится теорема Эфриата. Чтобы наблюдения о потребительском поведении соответствовали обобщенной аксиоме выявленных предпочтений необходимо и достаточно, чтобы основой потребительского поведения являлись рациональные предпочтения.

5.2.Динамика дохода, цен и благосостояние потребителей

В анализе динамики благосостояния потребителя используются индексы цен, дохода и объемов приобретаемых товаров и услуг. В базисном периоде их величины имеют индекс 0, в текущем периоде - Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Если текущим периодом является следующий за базисным год, то названные показатели имеют индекс 1.

Потребительский набор, содержащий Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru товаров, обозначают вектором Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , а цены товаров вектором цен Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Далее все индексы записаны для случая двух товаров Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru с ценами Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Индексы в общем случае для Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru товаров по существу не отличаются от индексов в частном случае.

Индекс номинального дохода Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru определяется следующим образом:

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Он показывает, во сколько раз вырос доход, если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , или снизился, если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , номинальный доход потребителя в текущем периоде по сравнению с базисным. На основе индекса номинального дохода нельзя сделать вывод об изменении реального благосостояния потребителя, которое зависит не только от величины номинального дохода, но и от объемов и структуры приобретаемых товаров, а также от изменения цен.

В индексе цен цены изменяются в текущем периоде, а потребительский набор остается неизменным. Если в индексе цен используется набор базисного периода, то это индекс Ласпейреса Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Если в индексе цен используется набор текущего периода, то имеем индекс Пааше Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Индексы цен имеют вид:

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько раз выросла стоимость потребительского набора базисного периода в текущих ценах относительно стоимости этого же набора в ценах базисного периода. Индекс цен Пааше показывает, во сколько раз выросла стоимость потребительского набора, купленного в текущем периоде, в текущих ценах по сравнению со стоимостью этого же набора в ценах базисного периода.

Индексы цен Ласпейреса и Пааше сами по себе не могут служить показателями динамики реального благосостояния потребителя, так как они не связаны с динамикой номинального дохода. Кроме того индексы цен не учитывают влияния изменения структуры потребительского набора, а потому точно не характеризуют изменение цен. Так, если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , и наоборот, если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Поэтому индекс цен Ласпейреса, в котором в качестве весов используются объемы базисного периода, преувеличивает изменение цен в случае их роста и преуменьшает – в случае снижения. Индекс цен Пааше, в котором в качестве весов используются объемы товаров текущего периода, преуменьшает изменение цен в случае их роста и преувеличивает в случае их снижения.

В измерении изменения объемов приобретаемых товаров или изменения уровня жизни используются индексы, в которых объемы изменяются от одного периода к другому, а цены остаются неизменными. Если в качестве весов используются цены базисного периода, то имеем индекс Ласпейреса:

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Если в качестве весов используются цены текущего периода, по получим индекс Пааше:

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Индексы объемов покупаемых потребителем товаров Ласпейреса и Пааше измеряют динамику реального дохода, в индексах используются неизменные цены.

Используем теорию выявленных предпочтений и индексы цен, номинального и реального дохода для оценки динамики благосостояния потребителя при переходе от базисного к текущему периоду.

Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Это означает, что набор базисного периода выявлено предпочитается потребительскому набору текущего периода. Следовательно, благосостояние потребителя в базисном периоде было лучше, в текущем периоде оно снизилось. Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Неравенство означает, что в базисном периоде текущий набор потребителю был недоступен. В теории выявленных предпочтений сравниваются только доступные потребителю наборы. Недоступный набор может быть для потребителя более или менее предпочтительным, чем доступный набор. Поэтому неравенство Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru не дает однозначного ответа на вопрос, снижается или растет благосостояние потребителя при переходе от базисного к текущему периоду.

Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Это означает, что потребительский набор текущего периода выявлено предпочитается набору базисного периода. Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Здесь, как и в случае Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , нет однозначного вывода о росте или снижении благосостояния потребителя при переходе от одного периода к другому.

Сравним индексы номинального дохода и индексы цен Ласпейреса и Пааше.

Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . После сокращения обеих частей неравенства на положительное число в знаменателе дробей, получим выражение Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Эта ситуация имела место в случае Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и был сделан вывод о повышении благосостояния потребителя в текущем периоде по сравнению с базисным.

Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Этот случай аналогичен ситуации, когда Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и, следовательно, Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Здесь нет однозначного ответа о динамике благосостояния потребителя в текущем периоде по сравнению с базисным. Базисный набор или был недоступен потребителю в текущем периоде или изменились вкусы потребителя.

Случай Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru сводится к случаю Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , при переходе от базисного периода к текущему благосостояние потребителя выросло.

Случаи Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru аналогичны случаям Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . В случае Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru благосостояние потребителя повысилось, в случае Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru не существует однозначного ответа об изменении благосостояния потребителя.

Сравнение индексов цен и дохода для населения всей страны, региона, социальных групп позволяет оценивать изменение их благосостояния за любые периоды времени.

5.3. Полезность фон Неймана-Моргенштерна

В анализе поведения потребителя фон Неймана-Моргенштерна совместно используется теория полезности и теория вероятности. Она основана на аксиомах о вероятностной совокупности наборов товаров. В результате обосновывается функция полезности, обладающая измерительными свойствами, которые можно использовать в процессе принятия решений в условиях риска. Такие функции называются функциями полезности фон Неймана-Моргенштерна.

Основным понятием рассматриваемой теории полезности является лотерея, которая определяется как множество наборов, каждый из которых может быть получен с заданной вероятностью. Так, набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru может быть получен с вероятностью Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - с вероятностью Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , …, набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - с вероятностью Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Лотерею представим в виде: Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , где Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Если набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru выигрывает наверняка, то лотерея Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Если лотерея Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru выигрывает с вероятностью Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru а набор Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru с вероятностью Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Согласно первой аксиоме полезности фон Неймана-Моргенштерна предполагается существование отношения предпочтения, которое является совершенной полуупорядоченностью всех лотерей, является совершенным, транзитивным и рефлексивным. Безразличие ( ̴ ) и строгое предпочтение ( Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ) определены здесь так же, как и в теории потребительского поведения.

Аксиома монотонности состоит в следующем. Даны два набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , для которых Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ; тогда Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , если и только если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Это означает, что потребитель отдает предпочтение лотерее с большей вероятностью получить предпочитаемый набор. Набор, который получают наверняка, т.е. Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru для всех Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , предпочтительнее любой лотереи, содержащей его и менее предпочтительный набор.

Аксиома непрерывности утверждает, что, если даны три набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru для которых Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru тогда существует вероятность Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru для которой Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ̴ Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , где Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Т.е. выбранные лотереи интерполируют между предпочтениями в том смысле, что потребитель не делает различий между лотереей, содержащей более предпочтительный и менее предпочтительный наборы, и определенностью получения некоторого набора, занимающего промежуточное положение.

Аксиома о независимости не связанных между собой альтернатив отмечает: если заданы два набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , для которых Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ̴ Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , тогда для любого третьего набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru справедливо Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ̴ Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , для всех Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Присутствие третьего набора не нарушает предпочтений.

Аксиома о приведении сложных лотерей. Дано Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru лотерей: Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Рассмотрим сложную лотерею Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , под которой имеется в виду лотерея, в которой в качестве исходов также выступают лотереи, а Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - вероятность получить лотерею Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Согласно аксиоме сложная лотерея может быть приведена к лотерее с подходящими вероятностями

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ̴ Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

Основная теорема теории полезности фон Неймана-Моргенштерна утверждает, что при соблюдении названных аксиом существует функция полезности, определенная на всех лотереях, являющаяся однозначной с точностью до монотонного строгого возрастающего линейного преобразования. Так как одним из особых видов лотереи является набор, где Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru то функция полезности определена для всех наборов. При этом Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , если и только если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . В общем виде Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Последнее означает, что полезность лотереи есть математическое ожидание полезности, равное взвешенной сумме полезностей наборов компонент, где в качестве весов выступают вероятности.

Функция полезности фон Неймана-Моргенштерна является однозначной с точностью до монотонного строгого возрастающего линейного преобразования в противоположность обыкновенным функциям полезности, которые являются однозначными с точностью до монотонного строгого возрастающего (линейного или нелинейного) преобразования. Таким образом, если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - функция полезности, то Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru где Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , также является функцией полезности. Построим такую функцию полезности. Выберем числовые значения для двух уровней полезности; полезности других наборов оценивают соответствующим взвешиванием вероятностями. Допустим Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - произвольные числа, для которых Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Они характеризуют уровни полезности Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru и Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru соответственно. Например, Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Чтобы определить полезность любого другого набора, взвесим эти значения полезностей вероятностями. Если Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru - набор, для которого Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то по аксиоме непрерывности существует вероятность Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru для которой выполняется

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ̴ Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , (5.1)

поэтому Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Первое равенство вытекает из того, что безразличные лотереи имеют одинаковые значения полезности. Второе равенство получено из определения полезности лотереи как математического ожидания ее полезности.

Допустим, Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru обеспечивает выполнение условия (5.1). Тогда Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

Аналогично, если для Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru выполняется условие Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то по аксиоме непрерывности существует вероятность Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru для которой Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ̴ Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru ,

Поэтому Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , или Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru Таким образом, после того как выбраны два произвольных числа, полезность шкалы фон Неймана-Моргенштерна определена.

Важным следствием теоремы о математическом ожидании полезности является правило рационального поведения в процессе принятия решения в условиях риска. Допустим предприниматель, принимающий решение, должен выбрать одну из Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru стратегий: Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , где исходом стратегии Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru является лотерея Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

Величина Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru характеризует вероятность выигрыша набора Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru при заданной стратегии Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru . Полезность лотереи Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru оценивается как

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Экономический субъект, принимающий решение, чтобы максимизировать полезность, выберет стратегию, которая обеспечивает наибольшее значение ожидаемой полезности

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru .

Если имеется три возможные стратегии, для каждой из которых заданы вероятности выигрыша одной из двух альтернатив Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru , то оптимальной стратегии соответствует наибольший элемент главной диагонали следующей матрицы:

Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений - student2.ru

где в качестве матрицы полезностей выступает платежная матрица, а вторая матрица состоит из вероятностей.

Наши рекомендации