Лексико-грамматические разряды существительных 6 страница
I. Говоря это.
1. Начальная форма это. Это местоимение.
2.Постоянные морфологические признаки: местоимение указательное, относится к лексико-грамматическому разряду предметно-личных местоимений, изменяется по смешанному склонению прилагательных; неодушевленное, среднего рода (это его постоянный признак, данное местоимение-существительное по родам не изменяется), единственного числа (мн. ч. не имеет).
3.Переменные морфологические признаки: местоимение употреблено в В. п.
4. В предложении является прямым дополнением.
II.На тогоБолконского.
1. Начальная форма тот. Это местоимение.
2.Постоянные морфологические признаки: местоимение указательное, относится к лексико-грамматическому разряду признаковых местоимений, изменяется по смешанному склонению прилагательных.
3.Переменные морфологические признаки: местоимение согласуется с существительным (на) Болконского по признакам одушевленности, м. р., ед. ч. и В. п.
4. В предложении является согласованным определением.
III. Который сидел.
1. Начальная форма который. Это местоимение.
2.Постоянные морфологические признаки: местоимение вопросительно-относительное (в роли относительного), относится к лексико-грамматическому разряду признаковых местоимений, изменяется по основному склонению прилагательных.
3.Переменные морфологические признаки: местоимение согласуется в формах м. р. и ед. ч. с существительным Болконского, использованным в главной части сложноподчиненного предложения; употреблено в И. п.
4. Выполняет роль союзного слова, входит в состав грамматической основы придаточного предложения, являясь подлежащим.
298.Выполните полный морфологический разбор всех местоимений в тексте.
Все в городе похваливали Ивана Трофимовича за его твердый нрав и обычай, и, благодаря Бога, у нас, в Реженске, и до
сих пор все осталось по-прежнему: на улицах грязь0 по колено,
по рынкам пройти нельзя. Та только разница, что вместо по
жарной трубы в последнее время у нас заведена прекрасная зе
леная бочка, к которой приложены два также зеленых багра,
но, по завещанию2 Ивана Трофимовича, на пожар они никогда
не вывозятся, ибо иначе легко могли бы испортиться, а хра
нятся за замком, в нарочно для того определенном сарае (По
В. Одоевскому).
___________________________________________________________________ {@>
Глагол
Глаголомназывается самостоятельная часть речи, обозначающая действие. Грамматическое значение действия обнаруживается постановкой вопросов что делать? что сделать? Общее значение действия проявляется в основных разновидностях: активное действие (строить), состояние (лежать), процесс, т. е. изменение состояния (расти), отношение (любить) и свойство (белеть). Система морфологических признаков глагола включает постоянный признак вида и целый ряд переменных признаков: залог, наклонение, время, лицо, число, род (а для причастий — также полнота/краткость и падеж).
Глагол является одной из важнейших частей речи, активно используемых при построении предложения. Соотношение грамматических форм глагола отличается особой сложностью: глаголу свойственны различные типы грамматических форм — неопределенная форма, спрягаемые формы, причастия и деепричастия.
1. Неопределенная форма (инфинитив): дышать. Это начальная (словарная) форма глагола, которая называется неопределенной потому, что не имеет морфологических глагольных признаков наклонения, времени, лица и числа. Для инфинитива характерен лишь постоянный морфологический признак вида: решит» (совершенный вид), решать (несовершенный вид) и словоизменительный признак залога — действительного (Решать эту проблему нужно немедленно) или страдательного (Проблема должна решаться немедленно).
Грамматическим показателем инфинитива является слово
изменительный суффикс -ть (играть, бороться); реже-------- тй
(идти, нести; безударный суффикс -ти наблюдается лишь
9. Современный русский язык
в производных глаголах с приставкой вы- типа выйти, вынести); для некоторых глаголов можно выделить также суффиксы -стй (вести, мести; ср.: вывести, вымести, с безударным суффиксом), -сть (украсть) и нулевой суффикс в инфинитиве глаголов с основой на к, г, которые чередуются с ч; пеку, печёшь — печь (печ-0); могу, можешь — мочь (моч-0).
В предложении инфинитив является частью составного сказуемого (Он начал дышать), дополнением (Врач посоветовал глубже дышать), а также подлежащим (Дышать — значит жить).
2. Спрягаемые формы (дышу, буду дышать, дыши, дышал бы и т. п.) — это формы наклонений, времен, лиц; именно эти формы в наиболее отчетливом виде представляют грамматические свойства глагола как части речи. В предложении спрягаемые глагольные формы используются как простое глагольное сказуемое [Гаврик глубоко и редко дышал... (Кат.)].
3. Причастия (дышащий, дышавший) — это особые склоняемые формы глагола, сочетающие глагольные морфологические свойства (вид, залог, время) с грамматическими признаками прилагательных (изменяемость по родам, числам и падежам, синтаксическая роль согласованного определения или именной части составного сказуемого).
4. Деепричастие (дыша) — особая неизменяемая форма глагола, сочетающая глагольные признаки вида и залога с грамматическими свойствами наречия.
Все указанные формы (например, формы глагола читать: читал, читаю, читай, читающий, читая и т. п.), заметно различающиеся с грамматической точки зрения, тем не менее объединяются в одно слово благодаря тому, что 1) ойи имеют одно и то же лексическое значение; 2) у них наблюдается полное или частичное совпадение морфемного состава основы; 3) сохраняется общность морфологического признака вида (совершенного или несовершенного); 4) наблюдается одинаковая грамматическая сочетаемость, например способность подчинять одни и те же грамматические классы слов и их грамматических форм: громко читать, громко читал, громко читающий, громко читая; читать (читал, читающий, читая) книгу (ср. с совершенно иной сочетаемостью у близкого по своему лексическому значению отглагольного имени чтение: громкое чтение; чтение книги).
299. Докажите, что все слова принадлежат к одной части речи.
Распределите глаголы на группы по значению: 1) действие (в том чис
ле физическое, интеллектуальное, социальное и т/п.); 2) состояние;
3) процесс; 4) отношение; 5) свойство. Составьте предложения с од
ним из глаголов каждой группы.
Синеть, уважать, стоять, строить, оскорблять, шить,, болеть, плясать, думать, грустить, висеть, понимать, размышлять, дорожать, радоваться, бежать, резать, ненавидеть, пилить, воображать, ломать, падать.
300. Укажите спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.
Назовите их морфологические признаки и определите роль в предло
жении.
Третьего3 дня ходил в лес, на охоту, присел под березой на опушке. Чудесный пейзаж — такой грустный1. Русские просторы, русская печаль. Вот откуда начало русской песни, от которой хочется плакать.
Пролетели2 журавли, сбившись со строя, сделали в небе круг. И еще острее чувство утраты. Боже, как знакомо это с самого детства. Поколения русских детей прощались с отлетающими журавлями, таинственно манившими наши души в счастливые теплые страны. И я смотрю на отлетающих журавлей с чувством острой тоски (И. Соколов-Микитов).
301. Назовите начальную форму (инфинитив) для всех глаголь
ных форм прошедшего времени. Выделите основу. Какой вид имеют
основы каждого из этих глаголов в формах настоящего (простого бу
дущего) времени?
Читал, встретился, боролся, цвел, берёг, мёл, старался, обжегся, нес, брел, увиделся, предусмотрел, насмотрелся, стерег, упал, смотрел, вгляделся, купался.
302. Определите, являются ли глаголы производными. Для про
изводных глаголов назовите производящие слова.
Белить, столярничать, знать, синить, загреметь, румянить, плутовать, княжить, круглить, взяться, сапожничать, улыбаться, запеть, предсказать1, полнить, царствовать, смолить, сесть, крахмалить, рулить, зеленить, проговорить, взлететь, веселить, проварить.
9*
303.Определите способ образования глаголов.
Слетать, разбегаться, синеть, взбегать, изрубить, изрешетить, перемахнуть, раскрошить, упрямиться, обессилеть, белить, всходить, распороть, скупиться, пришить, преуменьшить, прилуниться, разбросать, дождаться, обездолить, вспорхнуть, клеить, достучаться, приковылять, светлить, перелететь, исколесить, темнить, бродяжничать, пилить.
304.Распределите глаголы по группам в зависимости от их сло
вообразовательного значения: 1) 'совершать действие, свойственное
лицу'; 2) 'сделать что-либо каким-либо'; 3) 'становиться каким-
либо'.
Рыбачить, перчить, толстеть, бодрить, грустнеть, желтить, чернить, сторожить, седеть, умнеть, грязнить, тиранить, круглить, дырявить, молодеть, батрачить, здороветь, худеть.
305.С помощью префиксов у-, при-, под-, до-, от-, в-, вы-, вз-,
с-, на-, за-, пере-, про-, об- образуйте глаголы от глаголов движе
ния. Определите, какое значение вносят приставки в производные
глаголы.
Лететь, бежать, плыть, ползти, ехать, идти. __
___________________________________________________ <#>
Лексико-грамматические разряды глаголов
Выделяются лексико-грамматические разряды глаголов переходных и непереходных, возвратных и невозвратных, личных и безличных.
Переходныеи непереходные глаголы — это два больших разряда глаголов, различающихся значением и особенностями управления.
Переходными называются глаголы, которые обозначают действие или отношение, направленное на определенный предмет (объект), и управляют беспредложной формой винительного падежа существительного (а при глаголах с отрицанием и ряде других глаголов — формой родительного падежа), имеющей значение предмета, на который направлено действие: читать газеты, не читать газет; попить чаю.
Не являются грамматически переходными: 1) глаголы, управляющие винительным падежом не со значением предмета, на который направлено действие или отношение, а с другим падежным значением: проболеть неделю (падежная фор-
ма существительного имеет значение меры времени); книга стоиттысячу рублей (винительный беспредложный имеет значение меры стоимости); 2) глаголы, при которых объектное значение (т. е. значение предмета, на который направлено действие) выражено не формой винительного падежа без предлога, а другими падежными формами или предложно-падежны-ми конструкциями: доверять другу; заведоватьгаражом; трудитьсянад сочинением.
Непереходные глаголы (идти, лежать, верить и т. п.) никогда не сочетаются с беспредложным винительным падежом в указанном значении. Дополнительным показателем непереходности может служить возвратный словообразовательный постфикс -ся, имеющийся у многих непереходных глаголов: строиться, переговариваться, улыбаться ит. п. (возвратных переходных глаголов не бывает).
Возвратные и невозвратные глаголыразличаются наличием/отсутствием специального возвратного словообразовательного постфикса -ся/-сь.
Невозвратными являются как переходные (брать, рисовать, говорить), так и непереходные (дышать, лежать, разговаривать) глаголы, не имеющие в своем составе постфикса -ся/-сь.
Возвратными называются глаголы со словообразовательным постфиксом -ся (они всегда являются непереходными): учиться, перезваниваться, смеяться. Большинство таких глаголов образовано от невозвратных глаголов: браться <— брать, готовиться <— готовить. Нередко в образовании возвратных глаголов участвуют наряду с постфиксами и приставки: лечь —> разлечься, читать —> начитаться. Но есть и непроизводные возвратные глаголы: смеяться, улыбаться и др.
От возвратных глаголов необходимо отличать глагольные формы с не входящим в основу словоизменительным постфиксом -ся: 1) грамматические формы страдательного залога невозвратных глаголов: Гостиница строится туристической фирмой (в этом предложении использована страдательная форма невозвратного глагола строить); 2) безличные глагольные формы типа хочется (грамматическая форма невозвратного глагола хотеть), работается (грамматическая форма невозвратного глагола работать).
Личные и безличные глаголыразличаются отношением к категории лица, грамматической сочетаемостью и ролью в предложении.
Личные глаголы составляют большую часть русских глаголов. Эти глаголы способны изменяться по лицам: читать (читаю, читаешь, читает), говорить (говорю, говоришь, говорит), толкнуть (толкну, толкнешь, толкнет) и т. п. Они имеют полный набор возможных для русского глагола спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм. В двусоставном предложении личные глаголы выполняют роль простого глагольного сказуемого и сочетаются с именительным падежом подлежащего (Учитель читаеткнигу).
Безличные глаголы (смеркается, нездоровится, недостает) — это глаголы, которые не сочетаются с подлежащим и используются в качестве главного члена односоставных безличных предложений: Детям надлежитучиться; В январе резко похолодало. Безличные глаголы обозначают состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится, тошнит; они выражают также различные модальные значения: подобает, следует, а также меру наличия чего-либо: недостает, хватает (не хватает).
Набор грамматических форм безличных глаголов отличается неполнотой — у них нет изменения по лицам и числам, используются лишь окончания 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит, будет недоставать, а также среднего рода единственного числа прошедшего времени: пуржило и сослагательного наклонения: следовало бы. В составных формах глагольного сказуемого используются также формы инфинитива: Стало светать; Начнет холодать.
Кроме безличных глаголов, в современном русском языке имеются особые безличные глагольные формы «обычных» (личных) глаголов, образуемые при помощи словоизменительного постфикса -ся/-сь: Не спится, няня... (П.); форма спится представляет собой безличную форму глагола спать. Ср. также: Здесь хорошо работается (<— работать). От безличных глаголов следует отличать и безличное употребление спрягаемых форм некоторых личных глаголов; ср.: Роза пахнетнежно и сладко (обычное употребление спрягаемой формы личного глагола пахнуть). — В комнате пахнетрозами
(безличное употребление той же глагольной формы); также: Река шумит.— В ушах шумит.
Один и тот же глагол входит в разные лексико-грамматиче-ские разряды и характеризуется со всех указанных точек зрения. Так, глагол учиться [Учись, мой сын... (П.)] является непереходным, возвратным, личным.
306. Выпишите в две группы переходные и непереходные глаго
лы. Чем они отличаются друг от друга?
1. Лариосик покраснел, смутился и сразу все выговорил, и
что в винт он играет, но очень, очень плохо... Лишь бы его не
ругали, как ругали в Житомире податные инструктора... Что
он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает ду
шой, потому что это совершенно исключительный человек...
— Вы, позвольте узнать, стихи сочиняете? — спросил Мышлаевский, внимательно всматриваясь в Лариосика.
— Пишу, — скромно, краснея, произнес Лариосик.
— Так... Извините, что я вас перебил... Так мир бессмыслен3, вы говорите? Продолжайте, пожалуйста...
— Да, бессмыслен, а наши израненные души ищут покоя вот именно за этими кремовыми шторами... (По М. Булгакову).
2. Под самым окном нашего1 домика зимой я устроил для
птиц кормушку. На прикрепленную к сучкам рябины дощеч
ку мы сыпали хлебные крошки, кашу, мелкие кусочки сала и
мяса. Всякий день сюда стали слетаться черноголовые бойкие
синицы, другие лесные птички. Пухлые на морозе синички
бойко клевали рассыпанный корм (И. Соколов-Микитов).
307.Сопоставьте словосочетания. Докажите, что постфикс -ся
в возвратных глаголах не является словоизменительным. Используй
те для своих рассуждений синонимические связи невозвратного и
возвратного глаголов.
Образец:
принять лекарство — выписать лекарство; приняться работать — начать работать.
Выбрать профессию — выбраться из леса; занимать деньги — заниматься химией; находить кошелек — находиться в лесу; перебрать рис — перебраться в город; плести кружева — плестись по дороге; положить книгу — положиться на друга; бросить камень — броситься бежать; притворить дверь — притвориться больным; раздать по яблоку — раздаться вширь.
308. Выпишите только те глаголы с -ся, которые образованы от
невозвратных переходных глаголов.
Белеться, мыться, садиться, разгуляться, строиться, одеваться, ложиться, продаваться, прятаться, зазеваться, покупаться, вглядеться, издаваться, забавляться, светлеться, засмотреться, покрыться, смеяться, чернеться.
309. Выпишите глаголы, которые обозначают действие, направ
ленное на самого производителя действия.
1. Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться... (Чук.). 2. Степь покроется нежной молодой зеленью, а сад побелеет от цветущих фруктовых деревьев (Сп.). 3. Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел (П.). 4. Кончив шить, Ассоль сложила работу на угловой столик, разделась и улеглась (А. Гр.). 5. Дрожа всем телом, спешно переодеваюсь в сухое белье... (Сп.). 6. ...Тайга наполнилась тревожным шумом (Л. Map.). 7. Лиза, увидев нас с попугаем, вспыхнула, серое ее лицо покрылось жарким румянцем... (Пауст.).
310. Замените безличные предложения двусоставными глаголь
ными. Выясните, чем отличаются соотносительные глаголы с -ел и
без -ся.
Образец:
Мне не читается. — Я не читаю.
1. Мне не спится, нет огня, всюду мрак и сон докучный (П.). 2. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели, вам дремлется (Т.). 3. Ему захотелось где-нибудь сесть или лечь на улице (Д.). 4. Где-то плачет иволга, схоронясь в дупло, только мне3 не плачется, на душе светло (Ее). 5. Обо всем этом подумается ему позднее (Айт.). 6. Мне дышалось свободно и глубоко (Айт.). 7. Как нам тогда мечталось (Лук.).
Вид глагола
Вид является постоянным морфологическим признаком глагола. Противопоставлены глаголы несовершенного вида (решать, прочитывать, строить) иглаголы совершенного вида (решить, прочитать, построить).
Глаголы совершенного и несовершенного видов различаются по значению. Смысловые различия видов обнаруживаются постановкой вопросов: что делать? (несовершенный вид) или что сделать? (совершенный вид). Совершенный вид указывает, что данным глаголом названо завершенное действие, доведенное до определенного результата или конца: сказать, прочитать. Несовершенный вид обозначает, как правило, действие продолжающееся, не завершенное, не доведенное до результата (Студенты сиделии читалиучебники). Но важно иметь в виду, что иногда несовершенный вид может обозначать и завершенное в прошлом действие: Мы уже читали этот роман (т. е. 'прочитали'); Вчера мы смотрели«Гамлета» ('посмотрели').
Формальные отличия глаголов разных видов проявляются в словоизменении и грамматической сочетаемости.
1. Глаголы несовершенного вида имеют полный набор временных форм: читал, читаю, буду читать; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени: прочитал, прочитаю.
2. Форма будущего времени у глаголов несовершенного вида составная: буду строить, а у глаголов совершенного вида — простая: построю.
3. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами типа начать — начинать, продолжать, кончить — кончать.
Любой русский глагол имеет признаки совершенного или несовершенного вида. При этом многие глаголы составляют видовые пары: делать — сделать, зажигать — зажечь; у членов видовой пары одинаковое лексическое значение, они различаются только по виду.
Однако ряд глаголов не имеет видовой пары. Например, ждать, жить и др. — это непарные глаголы несовершенного вида; взреветь, сказануть (разг.) и др. являются непарными глаголами совершенного вида. Некоторые глаголы (женить, казнить, национализировать, электрифицировать) в разных предложениях обнаруживают свойства то совершенного, то несовершенного вида: Неожиданно крестьянин женилсвоего сына (что сделал? — совершенный вид); Зажиточный крестьянин три дня подряд женил своего сына (что делал? — несовершенный вид); такие глаголы называются двувидовыми.
Для образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида к непроизводному глаголу несовершенного вида прибавляется приставка: делать — сделать, доделать, переделать; знать — узнать, вызнать или суффикс -ну-/-н-: толкать — толкнуть, колоть — кольнуть. Чтобы, напротив, образовать от глагола совершенного вида производный глагол несовершенного вида, к основе глагола совершенного вида прибавляются суффиксы -ива-/-ыва-, -ва-, -а-: раскачать — раскачивать; отпороть — отпарывать; запеть — запевать; решить — решать. При образовании глаголов несовершенного вида обнаруживаются также чередования звуков в основе: удешевить — удешевлять; расколоть — раскалывать и мена ударения: разрезать — разрезать.
311. Выпишите отдельно глаголы несовершенного и совершенно
го вида в их словарной форме. По каким грамматическим признакам
можно определить глагольный вид (постарайтесь обнаружить все
средства проявления вида в глагольной форме и в предложении)?
— Пойду сыщу брод, — продолжал Ермолай с уверенностью1'2'3, будто во всяком пруде непременно должен существовать брод, взял у Сучка шест и отправился в направлении берега, осторожно выщупывая дно.
— Да ты умеешь ли плавать? — спросил я его.
— Нет, не умею, — раздался его3 голос из-за тростника.
— Ну, так утонет, — равнодушно заметил Сучок... (И. Тургенев).
312. Выпишите видовые пары. Определите грамматическое видо
вое значение глаголов, входящих в пары.
1. Вот тебе и муж предоставлен. Убивали, да не убили (А. Т.). 2. Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а когда открывал ее (Д.). 3. Что же делал Бельтов в продолжение этих десяти лет? Все или почти все. Что он сделал? Ничего или почти ничего (Герц.). 4. Что-то3 она задумывала, что-то она решала в своем уме теперь (Л. Т.). 5. Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытала теперь (Л. Т.). 6. Кузьмин все ждал, что она, наконец, спросит о Башилове, но она не спрашивала (Пауст.).
313. Определите, когда с помощью приставки образуется видовая
пара, а когда — новый глагол. В последнем случае укажите словооб
разовательное значение приставки.
Кипеть — вскипеть, бесить — взбесить, лететь — взлететь, препятствовать — воспрепятствовать, учить — выучить, бежать — выбежать, солить — засолить, петь — запеть, мерить — измерить, писать — исписать, кормить — накормить, ехать — наехать, слепить — ослепить, брызгать — обрызгать, пить — отпить, сыреть — отсыреть, рвать — оторвать, мстить — отомстить, мести — подмести.
314. Образуют ли видовые пары следующие глаголы?
Лезть — подлезть, плыть — приплыть, готовить — приготовить, читать — прочитать, грызть — прогрызть, морозить — разморозить, будить — разбудить, мерить — смерить, катиться — скатиться, красть — украсть, скакать — ускакать.
315. Определите, каким способом образуются парные по виду гла
голы. Укажите аффиксы.
Воспламенить — воспламенять, засекретить — засекречивать, обуздать — обуздывать, брать — взять, решить — решать, воскресить — воскрешать, разрезать — разрезать, засыпать — засыпать, закрепить — закреплять, класть — положить, говорить — сказать, делать — сделать, лечить — вылечить, возбудить — возбуждать, выгрузить — выгружать.
316. Выпишите глагольные формы. Определите значение вида.
Если это возможно, образуйте видовую пару.
Спал Леонид долго. Часа в три3 проснулся; мать принесла
ему поесть, он выпил стакан муската и заснул. Работал Андре
ев по ночам. Неделями и месяцами ничего не писал, обдумы
вал вещь, вынашивал, нервничал, падал духом, опять оживал.
Наконец садился писать — и тогда писал с поразительною бы
стротою2 {В. Вересаев).
__________________________________________________ <#>
Словоизменительные категории глаголов
ЗАЛОГ
Залогом называется словоизменительный морфологический признак глагола, который бывает выражен в противопоставлении действительных и страдательных форм одного и того же глагола: строить — строиться.
Действительный залог указывает на то, что смысловым центром данного предложения является деятель — подлежащее в таких предложениях выражено именительным падежом со значением деятеля: Учащиеся сами ремонтируют школу; Родителилюбили сына.
Страдательный залог указывает на то, что смысловым центром предложения является не деятель, а предмет, на который направлено глагольное действие (т. е. объект действия): Школа ремонтируется самими учащимися; Сынбыл любим родителями. Что касается деятеля, то он при глагольных формах страдательного залога бывает выражен творительным падежом или же вообще может быть не назван: Школа ремонтируется (была отремонтирована) очень быстро.
Образование страдательных форм зависит: 1) от вида глагола и 2) от того, какую форму — спрягаемую или неспрягаемую — нужно образовать.
Спрягаемые страдательные формы глаголов несовершенного вида образуются от форм действительного залога прибавлением словоизменительного залогового постфикса -ся/-сь (Дача строится рабочими); иногда используется и составная форма, образуемая сочетанием спрягаемых форм вспомогательного глагола быть с кратким страдательным причастием: Николай был уважаем,но нелюбим в обществе (Л. Т.). Формы страдательного залога переходных глаголов совершенного вида бывают, как правило, составными: Кузьма не былвами допрошен (Ч.).
Действительные и страдательные формы причастий образуются с использованием особых залоговых суффиксов: -ущ-/ -ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-, -ш- в действительном залоге (ждущий, поющий, слышащий, говорящий, любивший, несший) и -ем-1-ом-, -им-, -нн-, -енн-, -т- в страдательном залоге (изучаемый, несомый, любимый, сыгранный, построенный, разбитый).
Все глагольные формы имеют признаки определенного залога. Большинство переходных глаголов изменяется по залогу: читать — читает и читается (Книга читаетсявсеми), читавший ичитанный; одевать — одевает и одевается (Ребенок одеваетсяматерью), одевающий и одеваемый. Однако все непереходные, возвратные и безличные глаголы (типа завидовать, радоваться, нездоровиться), а также ряд переход-