Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста.

Одной из важнейших задач возрастной физиологии является нормирование физических нагрузок для детей с учетом раз­личного их возраста.

Обоснование физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям организма, обычно осуществляет­ся по трем параметрам: а) величина сдвигов физиологических констант и, прежде всего, частота сердечных сокращений, уровень артериаль­ного давления, потребление кислорода и легочная вентиляции; б) биоэнергетические затраты организма; в) интенсивность физичес­ких упражнений (сила, скорость передвижения).

В физиологии спорта чаще всего используются две классифика­ции интенсивности физических упражнений.

Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок оценивается величиной по­требления кислорода и количеством затраченной энергии. В этом случае упражнения делят на группы с преобладанием аэробных, ана­эробных или смешанных (анаэробно-аэробных) путей энергопро­дукции. При этом подчеркнем, что удовлетворение энергетических запросов организма обеспечивают три энергетические системы: а) анаэробная фосфагенная (АТФ, КрФ), она же алактатная; б) анаэ­робная лактатная (гликолитическая); в) аэробная (окислительное фосфорилирование).

В другом случае весь диапазон интенсивности физических нагру­зок делится на зоны мощности, в зависимости от показателей механи­ческой работы, которую выполняет человек. Впервые такую класси­фикацию осуществил А. Хилл в 1926 г., но более детально её рассмот­рел В.С. Фарфель (1947), которым была установлена четкая зависи­мость между скоростью преодоления дистанции и предельным временем, в течение которого эта скорость может поддерживаться. Им обоснованы четыре зоны относительной мощности: максималь­ная, субмаксимальная, большая и умеренная.

Считается, что тренировочная нагрузка любого занятия физичес­кими упражнениями должна обеспечивать не только нужную вели­чину и направленность срочного эффекта, но и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего за­нятий(чистый фон или предшествовало какое-то упражнение).

Ис­ходя из этого, отмечают три типа взаимодействий, при которых на­грузка предшествующих упражнений влияет на функциональные сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения: а) поло­жительное взаимодействие (сдвиги функций увеличиваются); б) от­рицательное (сдвиги уменьшаются); в) нейтральное (изменения функций не существенны).

Для развития тренированности важно положительное взаимодей­ствие, которое достигается в следующих случаях:

а) в начале занятия выполняются анаэробные алактатные упражнения (скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические (упражнения на скорост­ную выносливость);

б) сначала выполняются алактатные анаэроб­ные упражнения, а затем аэробные (упражнения на общую выносли­вость);

в) сначала выполняются анаэробные гликолитические, затем аэробные упражнения.

При другом сочетании упражнений добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас и невозможно.

Так, если вначале выполнять аэробные, а затем анаэробные упражне­ния, то взаимодействие энергетических систем будет отрицатель­ным, а тренировочные занятия будут малоэффективными.

Наряду со сказанным, при нормировании нагрузок рекомендует­ся учитывать следующие компоненты:

1) продолжительность уп­ражнения;

2) его интенсивность;

3) продолжительность интервалов отдыха между упражнениями:

4) характер отдыха (активный, пас­сивный);

5) число повторений упражнений.

Анализ и учет всех этих компонентов позволяет, с одной стороны, регулировать интенсив­ность нагрузок, а с другой, – прогнозировать величину и характер функциональных сдвигов у занимающихся.

На уроках физической культуры должны выполняться упражне­ния циклического характера (ходьба, бег, приседания), направленные на развитие быстроты и выносливости, и ациклического характера (прыжки, метания, гимнастические уп­ражнения), развивающие силу и ловкость. Необходимость ацикли­ческих движений подтверждается большим их представительством при выполнении трудовых и бытовых двигательных действий.

При нормировании нагрузок в упражнениях циклического ха­рактера первостепенное значение приобретает оценка энерготрат на данную работу, степень функциональных сдвигов при её выполне­нии и скорость их восстановления.

При нормировании интенсивно­сти ациклических упражнений главное значение приобретает оценка уровня устойчивости двигательного динамического стереотипа разу­чиваемого движения, степень совершенства коррекций движений и их конечные результаты и в меньшей мере – показатели функцио­нальных изменений и скорость их нормализации.

Одна из задач физиологически обоснованного нормирования на­грузок на уроках физической культуры состоит в том, чтобы затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность вы­полнения серий упражнений были оптимальными.

Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект занятий будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологи­ческих функций. Если же затраты энергии, число повторений и про­должительность упражнений чрезмерно велики, то эффект упраж­нений будет также снижен, но в результате ослабления физиологи­ческих процессов в связи с истощениями энергоресурсов, ферментов и нарушениями механизмов регуляции функций.

В настоящее время считается, что затраты энергии детей младшего и среднего школьного возраста на уроках физической культуры дол­жны составлять 20-30% МПК. Продолжительность серий упражне­ний не должна превышать той, при которой появляются признаки нарушения согласованного ритма физиологических процессов (Любомирский Л. Е., 1989). Анализ эксперимен­тальных показателей работоспособности школьников от 7 до 11 лет и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения дает основание считать, что использование чередования нагрузок боль­шой и умеренной интенсивности позволяет повышать эффектив­ность уроков физической культуры, направленных на развитие вы­носливости учащихся.

Наши рекомендации