Эмоции: вегетативные и соматические компоненты

Эмоцияот латинского emoveo, emovere - возбуждать, волновать. Эмоции - это субъективные реакции на внешние и внутренние раздражители, в том числе на результаты собственной деятельности, сопровождаемые выраженными





субъективными переживаниями. Эмоции - это особые психические функции человека. Эмоция - это отношение актуальной потребности к вероятности удовлетворения этой потребности (стр.81, рис.Ж5): с увеличением вероятности удовлетворения данной актуальной потребности возникают положительные эмоции, а с уменьшением вероятности удовлетворения актуальной потребности возникают отрицательные эмоции. Биологическое значение эмоции заключается в том, что они выполняют сигнальную и регуляторную функцию. Сигнальная функция заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия на организм, а также успешности или неуспешностивыполняемого действия. Регуляторная функция эмоции заключается 'в том, что при этом формируется активность по прекращению или усилению действия раздражителей.

Теории эмоций- I. Периферическая теория (В. (жеймс, К. Ланге) согласно этой теории эмоции обусловлены сознанием в деятельности висцеральных и соматических истем. «Мы плачем не потому, что нам грустно, а нам эустно потому, что мы плачем». По данной теории первично ы плачем и осознание того, что мы плачем способствует )зникновению эмоции грусти, то есть первично изменения в ;риферических органах и осознание этих изменений .1зывает появление эмоций. II. Центральные теории осматривают эмоции как результат активации мозговых руктур: а) таламическая - возбуждение, поступая в таламус, лится на два потока - один идет в кору и вызывает бъективные переживания (эмоции), а второй идет в поталамус и вызывает физиологические реакции (У. ннон, В.М. Бехтерев); б) гипоталамическая - центры эвольствия и наказания (В. Гесс, Д. Олдз); в) лимбическая пема (гиппокамп, мамилярные тела, передние ядра [амуса, поясная извилина).. В настоящее время роль личных структур мозга в формировании эмоций можно тематизировать следующим образом: 1) гипоталамус яется главной структурой, формирующей актуальную

потребность организма и эмоции: латеральные ядра формируют положительные эмоции, а медиальные - отрицательные; 2) миндалевидное тело височной доли обеспечивает выделение доминирующей мотивации. Электрическая стимуляция миндалины сопровождается возникновением эмоции страха, гнева, ярости. Удаление миндалины подавляет агрессивность; 3) гипокамп - здесь формируется память о пережитых эмоциях; 4) лобная кора участвует в формировании высших эмоций, связанных с социальными отношениями и творчеством; 5) височная кора участвует в распознавании эмоциональных реакций других людей; 6) поясная извилина имеет наиболее обширные связи с другими отделами мозга, участвует в координации других систем мозга, участвующих в формировании эмоций; 7) лимбическая система: а) большинство вышеперечисленных структур входят в лимбический круг Пейпеца (от гиппокампа через свод к мамилярным телам, от них к передним ядрам таламуса, от него в поясную извилину и от нее через парагиппокампову извилину обратно к гиппокампу). Этот круг играет большую роль в формировании эмоций, обучения и памяти; б) другой лимбический круг (от миндалевидного тела к мамилярным телам гипоталамуса, от них к лимбической области среднего мозга и обратно к миндалине) участвует в формировании эмоций, сопровождающих агрессивно-оборонительные, пищевые и сексуальные реакции; 8) роль левого и правого полушарий: а) левое полушарие контролирует положительные эмоции, быстрее реагируют на слайды с выражением радости, уменьшает степень тревожности; б) правое полушарие вызывает сдвиг в сторону отрицательных эмоций, быстрее реагируют на слайды с выражением печали, распознает эмоциональную интонацию речи и окраску голоса. Следует также отметить и роль различных нейромедиаторов в формировании эмоций: 1) стимуляция адренергических (голубое пятно), дофаминергических (черное вещество) и серотонинергических (центральное серое вещество) систем мозга (увеличение содержания норадреналина, серотонина и

\

дофамина) сопровождается формированием положительных эмоций; 2) снижение уровня норадреналина и дофамина приводит к возникновению чувства тоски, тревоги и страха; 3) ацетилхолин пусковой медиатор агрессивного поведения, а серотонин тормозит агрессию; 4) эндорфины и, энкефалины реализуют свое влияние через опиатные рецепторы, участвуют в формировании положительных эмоций при ориентировочно-исследовательских реакциях. III. Биологическая теория (П.К. Анохин, 1948), которая рассматривает эмоции с позиций функциональных систем организма и как бы объединяет все теории (стр.81, рис.Ж5). Пусковым механизмом по данной теории является отклонение какого-либо конечного полезного приспособительного результата (КППР) от оптимального уровня, что формирует актуальную потребность организма, которая может быть удовлетворена функциональными резервами организма за счет изменения функции сосответствующих эффекторов (в этом случае эмоции нет). Если же данная потребность не удовлетворяется изменением работы всех эффекторов, отвечающих за данный КППР, тогда в процесс вовлекаются структуры мозга, относящиеся к кругу Пейпеца, что приводит к возникновению отрицательной эмоции и в процесс вовлекается кора больших полушарий (за счет импульсов от поясной извилины), возникает целенаправленное поведение. При адекватном поведении происходит удовлетворение актуальной потребности организма (КППР возвращается к оптимальному уровню) и отрицательная эмоция сменяется на положительную. IV. Потребностно-информационная теория (П.В. Симонов, 1984) - по данной теории для удовлетворения какой-либо актуальной потребности организма необходима определенная информация (необходимая информация - ИН). При этом организм располагает существующей информацией (включает в себя знания, умения, энергетические ресурсы, время, которым располагает организм для удовлетворения своей потребности - ИС). Положительные эмоции возникают, если возрастает вероятность достижения цели, когда ИС

больше, чем ИН. Отрицательные эмоции возникают при снижении вероятности достижения цели, когда ИН больше, чем ИС.

Наши рекомендации