Модуль 2. 7.112 финикийские согласные, которые стали обозначать в древнегреческом алфавите гласные, это:
7.112 финикийские согласные, которые стали обозначать в древнегреческом алфавите гласные, это:
a) α, ε, ι, υ, η, ο;
b) β, γ, δ, θ ;
c) δ, κ, λ, μ, π ;
d) ς, σ, ν, μ, ρ ;
7.113 полиграф augh в английском языке обозначает звук:
a) [ а: ] ;
b) [ э: ] ;
c) [ о :] ;
d) [ у :] ;
7.114 в чешском и словацком языках диакритические знаки š, ž, č передают звуки:
a) ш, ж, ч ;
b) ж, ш, ч ;
c) ч, ж, ш ;
d) ш, ч, ж ;
7.115 письмо, знаки которого передают последовательность звуков в слоге, а не слово в целом называется:
a) фонографическое;
b) алфавитное;
c) силлабическое;
d) идеографическое;
7.116 различают типы письма:
а) фразографию, логографию, силлабографию, фонемографию (фонографию);
b) фразеографию, логографию, силлабографию, фонемографию (фонографию);
c) фразографию, логаграфию, силлабографию, фонемографию (фонографию);
d) фразографию, логографию, силлабографию, фонемаграфию (фонемаграфию);
7.117 знак буквенно-звукового письма называется:
a) фонемограмма или фонограмма;
b) фонемаграмма;
c) фонограма;
d) фонаграмма;
7.118 графика – это:
a) совокупность начертательных средств того или иного письма;
b) совокупность начертательных средств того или иного письма; раздел языкознания, изучающий соотношение между буквами и фонемами;
c) раздел языкознания, изучающий соотношение между графемами и фонемами;
d) совокупность начертательных средств того или иного письма; система правил, устанавливающих единообразное написание;
7.119 бустрофедон – это:
a) иероглифическое письмо;
b) узелковое письмо;
c) клинопись;
d) поворотное письмо;
7.120 вид письма, знаки которого (пиктограммы) представляют собой схематические рисунки, изображающие предметы и явления действительности называется:
a) пиктограмматика ;
b) пиктография ;
c) рисуночное письмо ;
d) пиктографика ;
7.121 родоначальником всех видов алфавитного письма считается:
a) арабское письмо ;
b) финикийское письмо ;
c) китайское ;
d) санскрит ;
7.122 финикийское письмо имело направление :
a) сначала слева направо, а затем, справа налево ;
b) справа налево ;
c) слева направо ;
d) сначала справа налево, а затем слева направо ;
7.123 знаки финикийских согласных стали обозначать в древнегреческом алфавите:
a) аффрикаты;
b) сонорные ;
c) гласные ;
d) полугласные ;
7.124 первыми разложили речь на гласные и согласные звуки, по словам А. Мейе были:
a) финикийцы;
b) греки ;
c) индусы ;
d) индейцы ;
7.125 фонетическому принципу орфографии придерживаются следующие языки:
a) английский, французский, немецкий;
b) русский, французский, татарский ;
c) белорусский, польский, украинский ;
d) белорусский, сербский, хорватский ;
7.126 принцип орфографии, связанный с требованием написания слов в соответствии с их звучанием, называется:
a) фонематическим ;
b) фонетическим ;
c) орфографическим ;
d) орфоэпическим ;
7.127 принцип орфографии, который обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных словах или формах одного слова, называется:
a) фонематическим ;
b) фонетическим ;
c) морфологическим ;
d) орфоэпическим ;
8.128 раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лексического состава языка, пути его пополнения и развития, характер системных отношений внутри или между группами лексики, это:
a) лингвистика;
b) грамматика;
c) лексикология;
d) лингвокультурология;
8.129 лексикология – это наука, включающая разделы :
a) ономасиологию, семасиологию, фразеологию, ономастику, этимологию, лексикографию;
b) фонологию, ономасиологию, семасиологию, фразеологию, ономастику, этимологию, лексикографию;
c) фонетику, ономасиологию, семасиологию, фразеологию, ономастику, этимологию, лексикографию;
d) фонетику, ономасиологию, семасиологию, фразеологию, ономастику, этимологию, лексикографию, фонологию;
8.130 ономасиология – это наука, занимающаяся:
a) изучением значения слов и словосочетаний;
b) изучением имен собственных в широком смысле слова;
c) теорией номинации, исследующей процесс называния: от вещи действительности к мысли об этой вещи и далее к обозначению их языковыми средствами;
d) изучением значения слов и словосочетаний, предложений;
8.131 фразеология изучает:
a) теорию номинации, фразеологический состав языка, природу фразеологизмов, их типы, категориальные признаки, особенности функционирования в речи;
b) фразеологический состав языка, природу фразеологизмов, их типы, категориальные признаки, особенности функционирования в речи;
c) ономастику, фразеологический состав языка, природу фразеологизмов, их типы, категориальные признаки, особенности функционирования в речи;
d) ономастику, фразеологический состав языка, природу фразеологизмов, их типы, категориальные признаки, особенности функционирования в речи, дискурсы;
8.132 раздел ономастики, в котором изучаются географические названия, называется:
a) топонимика;
b) ономасиология;
c) оронимика;
d) семасиология;
8.133 этимология – это наука, изучающая:
a) происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, реконструирующая словарный состав языка древнейшего периода;
b) имена собственные, в широком смысле слова.;
c) значения слов и словосочетаний;
d) происхождение слов, реконструирующая словарный состав языка древнейшего периода и перспективы развития языка;
8.134 лексикография – это наука:
a) о словарях и практике их составления;
b) о правилах написания текстов;
c) о графике и орфографии;
d) о правописании слов;
8.135 наука, изучающая имена собственные в широком смысле слова - это:
a) антропонимика ;
b) этимология ;
c) ономастика ;
d) топонимика ;
8.136 наука, изучающая имена и фамилии людей, называется:
a) антропонимика ;
b) этимология ;
c) ономастика ;
d) топонимика ;
8.137 отнесенность понятия слова к целому классу однородных предметов (или денотатов), обладающих общими признаками, называется:
a) частная предметная отнесенность ;
b) общая предметная отнесенность ;
c) классная предметная отнесенность ;
d) понятийная предметная отнесенность ;
8.138 отнесенность понятия слова к конкретному предмету, признаку, свойству, действию, называется:
a) частная предметная отнесенность ;
b) общая предметная отнесенность ;
c) конкретная предметная отнесенность ;
d) понятийная предметная отнесенность ;
8.139 парономазы – это:
a) созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие сходство, но различающиеся значением;
b) близкие по звучанию, но далекие по значению слова;
c) слова, подверженные поляризации значений одного и того же слова;
d) созвучные однокоренные слова, принадлежащие к разным частям речи;
8.140 энантиосемия – это:
a) явление поляризации значений одного и того же слова;
b) полное или частичное совпадение значений слов, принадлежащих к одной части речи;
c) это наличие у одного и того же слова нескольких взаимосвязанных значений;
d) это наличие у разных слов одного значения;
8.141 метафора – это:
a) перенос наименования по смежности, на основе внешней или внутренней связи между предметами;
b) перенос наименования по сходству;
c) перенос наименования по признаку количественного отношения;
d) поляризация значения одного и того же слова;
8.142 синонимы – это:
a) слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения;
b) слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения;
c) созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи;
d) созвучные однокоренные слова, принадлежащие к разным частям речи;
8.143 окказионализмы – это:
a) слова, созданные автором в определенных стилистических целях;
b) слова, заимствованные из других языков;
c) слова, обозначающие новую реалию, сохраняющие оттенок свежести и необычности;
d) слова, заимствованные из родственных языков;
8.144 метонимия – это:
a) перенос наименования по смежности, на основе внешней или внутренней связи между предметами;
b) перенос наименования по сходству ;
c) наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений ;
d) перенос наименования по признаку количесственного отношения ;
8.145 многозначность слова – это :
a) перенос наименования по сходству ;
b) наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений ;
c) перенос наименования по смежности ;
d) перенос наименования по признаку количесственного отношения ;
8.146 предельно обобщенное, абстрактное и семантически наиболее простое значение, выделяемое в слове в отвлечении от его конкретных модификаций – вариантов и свойственное всем его семантическим вариантам – это:
a) энантиосемия ;
b) полисемия ;
c) многозначность ;
d) инвариантное значение слова;
8.147 слова, имеющие одинаковое звучание, но не имеющие общих элементов (сем) смысла и не связанные ассоциативно – это:
a) омофоны ;
b) омографы ;
c) лексические омонимы ;
d) паронимы ;
8.148 омонимы, совпадающие во всех грамматических формах, называются:
a) омофоны ;
b) омоформы ;
c) полные омонимы ;
d) частичные омонимы ;
8.149 омонимы, совпадающие в ряде грамматических форм, называются:
a) омофоны ;
b) рядные омонимы ;
c) полные омонимы ;
d) частичные омонимы ;
8.150 полные синонимы, которые совпадают полностью по своему значению и употреблению, называются:
a) дублеты ;
b) омофоны ;
c) частичные синонимы ;
d) койне ;
8.151 найдите строку, где есть омографы:
a) дорога, дорогà, job(m) - (работа), job(m) - (олух);
b) voie(f), voix(f), voit (il), vois(je) ; вод – вот, мод – мот ;
c) vers, vert, verre, ver, verts, verres ; плод – плот, род – рот ;
d) луг – лук;
8.152 найдите строку, где есть полные лексические омонимы:
a) ключ (родник), ключ (от двери), ключ (к разгадке);
b) кулак (руки), кулак (зажиточный крестьянин);
c) лук (растение), лук (для стрельбы);
d) лук – луг ;
8.153 укажите, в какой строке есть омофоны:
a) ужé, ‘уже;
b) мелà, мéла;
c) serre(f), serf(m) ; sert(il) ; код – кот ;
d) rose [roz], rosse [ros];
8.154 определите, где есть паронимы:
a) пошел – побежал;
b) полковник – половник;
c) советник – советчик;
d) далеко – близко;
8.155 найдите парономазы:
a) надеть – снять;
b) придворный – притворный;
c) советник – советчик;
d) ‘уже – уж'е;
8.156 найдите историзмы:
a) боярин, алтын, стрелец, стольник;
b) вотще (напрасно), сиречь (то есть), выя (шея);
c) рыбарь, воитель, пастырь;
d) синхроциклотрон, синхрофазотрон;
8.157 укажите, где есть архаизмы:
a) подъячий, хорунжий, поручик;
b) холоп, раб, алебарда, мортира;
c) пиит, зерцало, златой;
d) революция, электрификация;
8.158 определите, в какой строке есть неологизмы:
a) отрок, внимать, веление;
b) ловитва (охота), кои (который), лоно (грудь);
c) синхроциклотрон, прилуниться, децибела;
d) лепота, агнец, псалтырь;
8.159 найдите строку со словами, подверженными усложнению:
a) обруч, орёл, лепесток;
b) лист-листик, зонт-зонтик;
c) рука-рукой-рукавица;
d) выя – шея;
8.160 найдите строку с оксюмороном:
a) живой труп, Мертвые души;
b) молодой-старый, день-ночь;
c) бел, был, быль, пел, шёл, убежал;
d) ещё тарелочку?
8.161 найдите строку с синекдохой:
a) белые пошли в наступление. Хутор охраняло всего сто штыков;
b) по улице ехали Форды, Пежо, Рено и наш Москвич;
c) на стене висели Ренуар, Мане, Моне, Ван Гог, Пикассо;
d ) ветер гулял по степи;
8.162 определите, где есть метафора:
a) фартук машины, изумрудная трава;
b) знаменосец, розоватый;
c) шампанское, кальвадос, бордо, коньяк, шамберли;
d) в атаке участвовало двести штыков и сто сабель красных;
8.163 найдите пример метонимии :
a) тарелка, Сильвестр;
b) легко, мягко;
c) шампанское, кальвадос, бордо, коньяк, шамберли;
d) в атаке участвовало двести штыков и сто сабель красных;
8.164 найдите строку с примером инвариантного значения слова :
a) комбайн, трактор, плуг ;
b) бесцветная жидкость, вода, H2O;
c) болеть, зудеть, ныть, ломить ;
d) прерыватель-распределитель, трамблёр ;
8.165 найдите строку только с многозначными словами :
a) поле, дом, земля, звезда ;
b) синхроциклотрон, синхрофазотрон ;
c) луноход, микроб ;
d) скальпель, цемент ;
8.166 найдите пример лексических омонимов :
a) вожу (от глагола водить), вожу (от глагола возить) ;
b) течь – имя существительное, течь – глагол ;
c) печь – имя существительное, печь – глагол ;
d) брак « изъян », брак « женитьба » ;
8.167 найдите пример частичных лексических омонимов :
a) ключ « родник », ключ « ключ для двери » ;
b) плод – плот ;
c) лук « растение », лук « оружие » ;
d) печь – имя существительное, печь – глагол ;
8.168 найдите пример омоформов :
a) ключ « родник », ключ « ключ для двери » ;
b) течь – имя существительное, течь – глагол ;
c) лук « растение », лук « оружие » ;
d) плод – плот ;
8.169 найдите пример грамматических омонимов :
a) ключ « родник », ключ « ключ для двери » ;
b) плод – плот ;
c) лук « растение », лук « оружие » ;
d) сечь – имя существительное, сечь – глагол ;
8.170 найдите пример синтаксической омонимии :
a) ключ « родник », ключ « ключ для двери » ;
b) плод – плот ;
c) лук « растение », лук « оружие » ;
d) чтение Маяковского (р.п. субъекта), чтение Маяковского (р.п. объекта);
8.171 найдите пример словообразовательной омонимии :
a) морозец, чтец ;
b) плод – плот ;
c) лук « растение », лук « оружие » ;
d) чтение Маяковского (р.п. субъекта), чтение Маяковского (р.п. объекта);
8.172 найдите пример графической омонимии :
a) мук’а – м’ука ;
b) плод – плот ;
c) лук « растение », лук « оружие » ;
d) чтение Маяковского (р.п. субъекта), чтение Маяковского (р.п. объекта);
8.173 найдите пример фонетической омонимии :
a) морозец, чтец ;
b) мук’а – м’ука ;
c) лук – луг ;
d) з’амок – зам’ок ;
9.174 термин «грамматика» происходит от греческого « techne grammatike », что означает:
a) «техника грамматики»;
b) «искусство письма»;
c) «искусство грамматики»;
d) «техническая грамматика»;
9.175 предметом изучения грамматики является:
a) грамматический строй языка, его формальная организация и функционирование;
b) система правил, устанавливающих единообразное написание;
c) грамматический строй языка, слово и словарный состав языка;
d) грамматический строй языка, слово и словарный состав языка, правописание заимствованных слов и выражений;
9.176 полуаффикс, занимающий промежуточное положение между корневой и префиксальной морфемами называется :
a) аффиксоид;
b) циркумфикс;
c) конфикс;
d) префиксоид;
9.177 парадигма, включающая избыточные грамматические формы, называется :
a) полная;
b)изобилующая;
c) избыточная;
d) дефектная;
9.178 парадигма, в составе которой отсутствует одна или несколько форм, присущих данной части речи, называется :
a) отсутствующей;
b) дефектной;
c) дефективной;
d) отсутствующей или неполной;
9.179 морфологический процесс, посредством которого слово со сложным морфологическим составом утрачивает значение отдельных своих морфологических частей и становится простым символом данного представления (В.А. Богородицкий) называется :
a) упрощение;
b) опрощение;
c) морфологическая утрата;
d) морфемная утрата;
9.180 нарушение грамматической конструкции в рамках одного предложения: автор, как бы забыв о начальной синтаксической конструкции фразы, заканчивает её иначе, - это :
a) анаколуф ;
b) оксюморон ;
c) энантиосемия ;
d) гипоним ;
9.181 система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородным значением называется:
a) грамматическая форма ;
b) грамматическая категория ;
c) грамматическое поле ;
d) диглоссия ;
9.182 языковой знак, в котором грамматическое значение получает своё регулярное выражение, называется:
a) грамматическая форма ;
b) грамматическая категория ;
c) грамматическое поле ;
d) диглоссия ;
9.183 поле, объединяющее слова на основе общности грамматичесого значения (залоговое поле, поле времени, поле модальности), называется :
a) общее поле ;
b) грамматическое поле ;
c) поле времени ;
d) залоговое поле ;
9.184 сочинительная связь, для которой характерно относительное равноправие элементов, что может выражаться в перестановке их без существенного изменения смысла, - это:
a) гипотаксис ;
b) подчинение ;
c) субординация ;
d) паратаксис ;
9.185 синтаксическая связь, при которой один из элементов является главенствующим, а второй подчиненным, это:
a) паратаксис ;
b) гипотаксис ;
c) сочинение ;
d) анаколуф ;
9.186 субъективный порядок слов (от ремы к теме) называется:
a) инверсия ;
b) гипотаксис ;
c) паратаксис ;
d) анаколуф ;
9.187 порядок слов в предложении, когда рема следует за темой, называется:
a) инверсия ;
b) нейтральный порядок слов ;
c) обратный порядок слов ;
d) анаколуф ;
9.188 часть корня, внешне похожая на аффикс, но имеющая своего значения и потому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова, называется:
a) субморф ;
b) нейтральный морф ;
c) алломорф ;
d) инверсия ;
9.189 морфема, стоящая после корня, называется:
a) субморф ;
b) суффиксоидом ;
c) алломорф ;
d) суффиксом ;
9.190 морфема, вставленная в корень, называется:
a) субморф ;
b) инфиксом ;
c) алломорф ;
d) суффиксом ;
9.191 морфема, стоящая между основами сложного слова или между корнем и суффиксом, служащая для соединения их в единое целое, называется:
a) интерфиксом ;
b) инфиксом ;
c) унификсом ; ;
d) суффиксом ;
9.192 морфема, стоящая после окончания, называется:
a) интерфиксом ;
b) инфиксом ;
c) постфиксом ;
d) суффиксом ;
9.193 морфема, опоясывающая корень, т.е. состоящая из двух аффиксов, находящихся перед и после корня и несущих единое, нерасчленённое значение, называется :
a) унификс ;
b) конфикс :
c) трансфикс ;
d) интерфикс ;
9.194 нерегулярные аффиксы, встречающиеся в единичных образованиях, называются :
a) унификсы ;
b) конфиксы :
c) трансфиксы ;
d) интерфиксы ;
9.195 морфема, приближающаяся по своей словообразовательной функции к аффиксу, называется :
a) унификс ;
b) аффиксоид ;
c) суффиксоид ;
d) интерфикс ;
9.196 морфемы, употребляющиеся в функции префиксов и занимающие в слове их позицию, называются :
a) унификсы ;
b) аффиксоиды ;
c) суффиксоиды ;
d) префиксоиды ;
9.197 морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов и занимающие в слове их позицию, называются :
a) унификсы ;
b) аффиксоиды ;
c)суффиксоиды ;
d) префиксоиды ;
9.198 система форм словоизменения одного и того же слова (или класса слов) называется :
a) парадигма ;
b) койне ;
c) оксюморон ;
d) паратаксис ;
9.199 образование нового слова на базе однокоренного слова по существующим в языке словообразовательным моделям, называется :
a) парадигма ;
b) деривация ;
c) оксюморон ;
d) партаксис ;
9.200 создание нового слова посредством присоединения к производящей основе (или слову) тех или иных аффиксов - это :
a) конверсия ;
b) деривация ;
c) аффиксация ;
d) паратаксис ;
9.201 образование нового слова путём объединения в одно словесное целое двух или более основ - это :
a) конверсия ;
b) деривация ;
c) аффиксация ;
d) сложение ;
9.202 образование нового слова путём перехода его из одной части речи в другую называется :
a) конверсия ;
b) деривация ;
c) аффиксация ;
d) сложение ;
9.203 полное или частичное повторение корня называется :
a) конверсия ;
b) деривация ;
c) редупликация ;
d) сложение ;
9.204 слова, обозначающие признак (свойства) - это :
a) имена существительные ;
b)имена прилагательные ;
c) числительные ;
d) глаголы ;
9.205 слова, обозначающие число, количество, меру, называются :
a) имена существительные ;
b) имена прилагательные ;
c) числительные ;
d) глаголы ;
9.206 такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в общих у них грамматических формах (рода, числа, падежа) - это :
a) управление ;
b) примыкание ;
c) согласование ;
d) паратаксис ;
9.207 такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога - это :
a) управление ;
b) примыкание ;
c) согласование ;
d) гипотаксис ;
9.208 такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, примыкает к главному - это :
a) управление ;
b) примыкание ;
c) согласование ;
d) гипотаксис ;
9.209 главный член предложения, указывающий на « логический субъект » или шире – на объект, к которому относится сказуемое - это :
a) подлежащее ;
b) дополнение ;
c) местоимение ;
d) обстоятельство ;
9.210 главный член предложения, указывающий на действие, состояние, свойство или качество в их отношении к субъекту или шире – к объекту, выраженному подлежащим – это:
a) подлежащее ;
b) дополнение ;
c) местоимение ;
d) сказуемое ;
9.211 второстепенный член предложения, распространяющий и поясняющий любой член предложения с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета – это :
a) подлежащее ;
b) дополнение ;
c) определение ;
d) сказуемое ;
9.212 второстепенный член предложения, распространяющий и поясняющий любой член предложения со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в его отношении к действию, предмету или признаку, – это :
a) подлежащее ;
b) дополнение ;
c) определение ;
d) сказуемое ;
9.213 второстепенный член предложения, распространяющий и поясняющий члены предложения со значением действия или признака или предложение в целом и обозначающий, где, когда, при каких обстоятельствах совершается действие или указывающий на условие, причину, цель его осуществления, а также меру, степень и способ его проявления – это :
a) опрощение ;
b) дополнение ;
c) определение ;
d)обстоятельство ;
9.214 найдите унификсы:
a) языкознание, лингвистика ;
b) una, unus;
c) primus, secundus;
d) попадья, Любовь;
9.215 найдите пример супплетивизма:
a) хорошо-лучше, человек – люди ;
b) еле-еле, белый-белый;
c) рваный-рвань, голый-голь;
d) овощевод, краевед;
9.216 найдите пример редупликации:
a) wera-wera (« теплый »);
b) кое-кто;
c) кто-нибудь ;
d) какой-то ;
9.217 найдите пример удвоения:
a) кто-то ;
b) еле-еле ;
c) какой-нибудь ;
d) авианосец ;
9.218 найдите пример частичной редупликации:
a) Ielara - «больной» ;
b) gund-gund ;
c) еле-еле ;
d) porte-avion(m) - (авианосец) ;
9.219 найдите пример переразложения:
a) чуть-чуть ;
b) gund-gund ;
c) еле-еле ;
d) зонт-зонтик ;
9.220 найдите пример опрощения:
a) woman ;
b) живность ;
c) еле-еле ;
d) зонт-зонтик ;
10.221 языки, для которых характерно употребление именительного падежа в позиции подлежащего, независимо от того, является ли глагол-сказуемое переходным или непереходным называются языками:
a) номинативного строя;
b) пассивного строя;
c) активного строя;
d) аффиксирующими;
10.222 к индоевропейской семье относятся следующие группы языков:
a) анатолийская, индоарийская, иракская, тохарская, иллирийская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская, уральская;
b) хеттско-лувийская, индийская, иранская, тохарская, иллирийская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская;
c) палайская, ведийская, армянская, тохарская, иллирийская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская, уральская;
d) ликийская; индийская или индоарийская, тюркская, тохарская, иллирийская, италийская, кельтская, германская, балтийская, славянская, кавказская;
10.223 к уральской семье относятся следующие группы языков:
a) финно-угорская: а) финские, б) волжские, в) пермские, г) угорские, д) саамский язык; 2) самодийская: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский;
b) финно-угорская: а) прибалтийско-финские, б) волжские, в) пермские, г) угорские, д) саамский язык; 2) самодийская: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский;
c) финно-угорская: а) прибалтийские, б) волжские, в) пермские, г) угорские, д) саамский; 2) самодийская: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский;
d) финно-угорская: а) прибалтийско-финские, б) волжские, в) пермские, г) венгерский, д) саамский; 2) самодийская: ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский;
10.224 классификация, устанавливающая сходства и различия языков в их наиболее важных свойствах грамматического строя (не зависящих от их генетического родства) с целью определения типа языка, его места среди других языков мира называется:
a) типовой ;
b) типической ;
c) типологической ;
d) компаративная ;
10.225 классификация, языков по принципу родства, т.е. на основе родственных связей и общего происхождения из предполагаемого праязыка называется :
a) праязыковой ;
b) генеалогической ;
c) географической ;
d) родственной ;
10.226 классификация, связанная с местом распространения того или иного языка называется :
a) местной ;
b) типологической ;
c) генеалогической ;
d) географической ;
10.227 классификация, базирующаяся на изучении актов речи и типов языковой коммуникации, называется :
a) коммуникативной ;
b) языковой ;
c) речевой ;
d) функциональной ;
10.228 классификация, рассматривающая языки с точки зрения их отношения к истории культуры, называется :
a) культурной ;
b) культурно-исторической ;
c) культурологической ;
d) историко-культурной ;
10.229 классификация, оперирующая таким понятием как способ соединения морфем, выражающих то или иное грамматическое значение, называется :
a) морфемной ;
b) морфологической ;
c) грамматической ;
d) функциональной ;
10.230 к агглютинативным языкам относятся :
a) финно-угорские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, японский, корейский и т.д.;
b) семито-хамитские языки ;
c) семитские языки ;
d) китайский язык ;
10.231 к аморфным языкам относятся :
a) финно-угорские, тюркские, тунгусо-маньчжурские, славянские и др.;
b) семито-хамитские языки ;
c) семитские языки ;
d) китайский, вьетнамский языки и др. ;
10.232 к изолирующим языкам относятся :
a) языки Юго-Восточной Азии, китайский, вьетнамский…;
b) семито-хамитские языки ;
c) семитские языки ;
d) китайский, японский, тюркские, вьетнамский языки и др. ;
10.233 к инкорпорирующим языкам относятся :
a) языки Юго-Восточной Азии, китайский, ветнамский ... ;
b) семито-хамитские языки ;
c) языки индейцев Северной Америки, чукотско-камчатские языки ;
d) китайский, японский, тюркские, вьетнамский языки ... ;
10.234 языки, в которых ни субъект, ни объект не получают никакого грамматического оформления и объединяются в один комплекс, подчиненный ведущему компоненту, а глаголы не делятся на переходные и непереходные, называются языками:
a) номинативного строя;
b) пассивного строя;
c) активного строя;
d) аффиксирующими;
10.235 языки, в которых грамматические значения выражаются при помощи флексий, называются:
a) сложные смешанно-реляционные ;
b) флективные;
c) сложные чисто-реляционные ;
d) простые чисто-реляционные ;
10.236 языки, выражающие грамматические отношения с помощью фузии или агглютинации, а также в чистом виде (банту, французский), называются языками :
a) простые чисто-реляционные ;
b) сложные смешанно-реляционные;
c) сложные чисто-реляционные ;
d) простые смешанно-реляционные ;
10.237 языки, выражающие отношение в чистом виде, без помощи аффиксов (тибетский, китайский), называются :
a) простые чисто-реляционные ;
b) сложные смешанно-реляционные;
c) сложные чисто-реляционные ;
d) простые смешанно-реляционные ;
10.238 языки, обладающие способностью изменять значение корня посредством аффиксации или внутренних изменений (латинский, английский), называются :
a) простые чисто-реляционные ;
b) сложные смешанно-реляционные;
c) сложные чисто-реляционные ;
d) простые смешанно-реляционные ;
10.239 языки, в которых синтаксические отношения выражаются в чистом виде, но при этом значение коорневых морфем может модифицироваться, изменяться при помощи аффиксов или внутренних изменений (полинезийские языки), называются :
a) простые чисто-реляционные ;
b) сложные смешанно-реляционные ;
c) сложные чисто-реляционные ;
d) простые смешанно-реляционные;
10.240 найдите пример из инкорпорирующего языка :
a) foot - feet (нога-ноги), Bruder – Brüder (брат - братья);
b) хао жень (хороший человек) – жень хао (человек любит меня);
c) мыт-купрэ-гын-рит-ыр-кын – сети охраняем ;
d) кызларга (девушкам) ;
10.241 найдите пример из агглютинативных языков :
a) foot - feet (нога-ноги), Bruder – Brüder (брат - братья);
b) хао жень (хороший человек)– жень хао (человек любит меня);
c) мыт-купрэ-гын-рит-ыр-кын – сети охраняем ;мыт-тур-купрэ-гын-рит-ыр-кын – новые сети охраняем ;
d) кызларга (девушкам) ; сахлэбс (домам) ;
10.242 найдите пример из аморфного языка :
a) Bruder – Brüder (брат - братья);
b) кызларга (девушкам) ; сахлэбс (домам) ;
c) гао шань (высокие горы)– шань гао (горы высоки);
d) мыт-тур-купрэ-гын-рит-ыр-кын – новые сети охраняем ;
10.243 к суффигирующим языкам относится:
a) русский ;
b) турецкий;
c) финский ;
d) нанайский ;
10.244 найдите пример из флективных языков :
a) гао шань (высокие горы)– шань гао (горы высоки);
b) Bruder – Brüder (брат - братья), foot - feet (нога-ноги);
c) кызларга (девушкам) ; сахлэбс (домам) ;
d) мыт-тур-купрэ-гын-рит-ыр-кын – новые сети охраняем.
10.245 языки в которых заднеязычные превратились в аффрикаты и / или сибилятны (в основе лежит название «сотни» в авестийской языке):
a) языки sat∂m ;
b) языки сибилятные ;
c) языки кентум ;
d) языки центум ;
10.246 языки, в которых сохранились заднеязычные (в основе лежит название «сотни» в латинском языке):
a) языки сибилятные ;
b) языки кентум;
c) языки центум ;
d) языки сатем ;
10.247языки, в которых ударение стоит на определенном слоге:
a) языки слогосчитывающиеся ;
b) языки слогосчитываемые ;
c)языки слогосчитываающие;
d) языки слогосчитающие ;
10.248языки, употребляющие фузию (соединение изменяемого корня с многозначными и нестардатными аффиксами):
a) языки фузионные ;
b)языки фузейные ;
c) языки фузийные;
d) языки нестандартно-фузионные ;
10.249языки, в которых ударение стоит на определенной море:
a) языки мороударные;
b) языки моросчитающие;
c) языки морусчитающие;
d) языки морасчитающие;
10.250языки, в которых ударение стоит на определенном слоге:
a) языки слогосчитывающие;
b) языки слогосчитающие;
c) языки слогосчитающиеся;
d) языки ударнослоговые.