Введение. 1. Искусственный интеллект: предмет, история развития, направления исследований

Оглавление

Введение………………………………………………..……………………... 6

1. Искусственный интеллект: предмет, история
развития, направления исследований ……..………………….. 7

1.1. Направления исследований в области
искусственного интеллекта…..…………………………………………….. 7

1.2. Основные задачи, решаемые в области
искусственного интеллекта….…………………………..………………..... 8

2. Система знаний……………………………………………………….. 10

3. Модели представления знаний…………………………………. 11

3.1. Семантические сети……………………………………………………..11

3.2. Фреймовая модель ………………………………………….…………12

3.3. Продукционная модель………………………………………………..13

3.4. Логическая модель……………………………………………………. .14

4. ПРОЛОГ - язык логического программирования ……….15

4.1. Общие сведения о ПРОЛОГе…………………………………………15

4.2. Предложения: факты и правила………………………………………

4.3. Запросы…………………………………………………………………21

4.4. Переменные в ПРОЛОГе……………………………………………...22

4.5. Объекты и типы данных в ПРОЛОГе………………………………...23

4.6. Основные разделы ПРОЛОГ-программы…………………………….23

4.7. Поиск с возвратом……………………………………………………...24

4.8. Управление поиском с возвратом: предикаты fail и отсечения ……26

4.9. Арифметические вычисления…………………………………………27

4.10. Рекурсия……………………………………………………………… .28

4.11. Списки…………………………………………………………………30

4.12. Стандартные задачи обработки списка………………………….….31

5. Экспертные системы………………………………………………...12

5.1. Назначение экспертных систем……………………………………….12

5.2. Типы задач, решаемых с помощью экспертных систем…………….14

5.3. Структура экспертных систем………………………………………...15

5.4. Основные этапы разработки экспертных систем……………………16

5.5. Инструментальные средства разработки экспертных систем………18

Литература………………………………………………................................35

Введение

В последние десятилетия искусственный интеллект вторгается во все сферы деятельности, становится средством интеграции наук. Программные средства, базирующиеся на технологии и методах искусственного интеллекта, получили значительное распространение в мире. Интенсивные исследования по созданию единого информационного пространства, создающего условия для совместной дистанционной работы на основе баз знаний, сегодня начали проводить все развитые в экономическом отношении страны. Курс «Основы искусственного интеллекта» в высшей школе включает изучение таких разделов как представление знаний в формальном языке, структура экспертных систем и основные принципов их разработки, различные стратегии поиска цели. Одной из основных линий курса является обсуждение вопросов реализации систем искусственного интеллекта для решения конкретных прикладных задач.

В качестве компьютерной поддержки курса рассматривается инструментальная среда разработки программ Visual Prolog. Язык программирования Пролог, основанный на идеях и методах математической логики, изначально создавался для разработки приложений искусственного интеллекта. В среде Visual Prolog эффективно программируются такие приложения, как базы знаний, экспертные системы, естественно-языковые интерфейсы и интеллектуальные системы управления информацией. Высокий уровень абстракции, возможность представления сложных структур данных и моделирования логических отношений между объектами позволяют решать задачи различных предметных областей.

Учебно-методическое пособие “Основы искусственного интеллекта” поможет расширить представления будущего учителя информатики об областях применения теории искусственного интеллекта, об имеющихся и перспективных языках программирования и аппаратных структурах для создания систем искусственного интеллекта.

1. Искусственный интеллект: предмет, история развития, направления исследований.

Наши рекомендации