Введение. 1. Искусственный интеллект: предмет, история развития, направления исследований
Оглавление
Введение………………………………………………..……………………... 6
1. Искусственный интеллект: предмет, история
развития, направления исследований ……..………………….. 7
1.1. Направления исследований в области
искусственного интеллекта…..…………………………………………….. 7
1.2. Основные задачи, решаемые в области
искусственного интеллекта….…………………………..………………..... 8
2. Система знаний……………………………………………………….. 10
3. Модели представления знаний…………………………………. 11
3.1. Семантические сети……………………………………………………..11
3.2. Фреймовая модель ………………………………………….…………12
3.3. Продукционная модель………………………………………………..13
3.4. Логическая модель……………………………………………………. .14
4. ПРОЛОГ - язык логического программирования ……….15
4.1. Общие сведения о ПРОЛОГе…………………………………………15
4.2. Предложения: факты и правила………………………………………
4.3. Запросы…………………………………………………………………21
4.4. Переменные в ПРОЛОГе……………………………………………...22
4.5. Объекты и типы данных в ПРОЛОГе………………………………...23
4.6. Основные разделы ПРОЛОГ-программы…………………………….23
4.7. Поиск с возвратом……………………………………………………...24
4.8. Управление поиском с возвратом: предикаты fail и отсечения ……26
4.9. Арифметические вычисления…………………………………………27
4.10. Рекурсия……………………………………………………………… .28
4.11. Списки…………………………………………………………………30
4.12. Стандартные задачи обработки списка………………………….….31
5. Экспертные системы………………………………………………...12
5.1. Назначение экспертных систем……………………………………….12
5.2. Типы задач, решаемых с помощью экспертных систем…………….14
5.3. Структура экспертных систем………………………………………...15
5.4. Основные этапы разработки экспертных систем……………………16
5.5. Инструментальные средства разработки экспертных систем………18
Литература………………………………………………................................35
Введение
В последние десятилетия искусственный интеллект вторгается во все сферы деятельности, становится средством интеграции наук. Программные средства, базирующиеся на технологии и методах искусственного интеллекта, получили значительное распространение в мире. Интенсивные исследования по созданию единого информационного пространства, создающего условия для совместной дистанционной работы на основе баз знаний, сегодня начали проводить все развитые в экономическом отношении страны. Курс «Основы искусственного интеллекта» в высшей школе включает изучение таких разделов как представление знаний в формальном языке, структура экспертных систем и основные принципов их разработки, различные стратегии поиска цели. Одной из основных линий курса является обсуждение вопросов реализации систем искусственного интеллекта для решения конкретных прикладных задач.
В качестве компьютерной поддержки курса рассматривается инструментальная среда разработки программ Visual Prolog. Язык программирования Пролог, основанный на идеях и методах математической логики, изначально создавался для разработки приложений искусственного интеллекта. В среде Visual Prolog эффективно программируются такие приложения, как базы знаний, экспертные системы, естественно-языковые интерфейсы и интеллектуальные системы управления информацией. Высокий уровень абстракции, возможность представления сложных структур данных и моделирования логических отношений между объектами позволяют решать задачи различных предметных областей.
Учебно-методическое пособие “Основы искусственного интеллекта” поможет расширить представления будущего учителя информатики об областях применения теории искусственного интеллекта, об имеющихся и перспективных языках программирования и аппаратных структурах для создания систем искусственного интеллекта.
1. Искусственный интеллект: предмет, история развития, направления исследований.