Проверьте правильность приведенных ниже определений. В случае неправильного определения укажите, какое правило нарушено, а также в чем заключается ошибка.
Пример: 1. Мошенник – это человек, занимающийся мошенничеством.
Нарушено правило запрета круга. Понятие «мошенник» определено через понятие «мошенничество».
2. Аудитория – это помещение для лекций.
Нарушено правило соразмерности. Определение является одновременно широким и узким. В соответствии с приведенным определением помещения, где проходят семинары, практические занятия, экзамены и пр., аудиториями не являются. Если лекция проводится в актовом зале, то в соответствии с приведенным определением зал – это аудитория.
· Печень – это крупный орган массой около 1,5 кг.
________________
· Бочка – это цилиндрический сосуд для хранения жидкостей.
________________________
· Квадрат – это равносторонний четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны.
________________
· Ядовитыми растениями называются растения, содержащие ядовитые вещества.
________________
· Студент – человек, окончивший среднюю школу и поступивший в вуз.
________________
· Пяткоход – сумчатое животное, водящееся в западной Австралии. ________________
· Попугай – птица тропических стран с ярким и пестрым оперением.
________________________
· Дельфин – это крупная рыба, питающаяся планктоном.
________________
· Возможность – это потенциальная действительность. Действительность – это реализованная возможность.
________________
· Бразилия – страна неожиданностей.
________________
Проверьте правильность выполненного деления. В случае неправильного деления, укажите характер ошибки.
Пример: 1. Люди бывают леворукими и праворукими.
Деление неполное. Кроме леворуких и праворуких людей существуют амбидекстры – люди, одинаково хорошо владеющие правой и левой рукой.
2. Студенты делятся на отличников, успевающих, и неуспевающих.
Члены деления «отличники» и «успевающие» не исключают друг друга.
3. Студенты делятся на отличников, хорошистов и прогульщиков.
Деление выполнено по разным основаниям.
· Студент: способный, старательный, ленивый и неуспевающий.
________________
· Лес: лиственный, хвойный.
________________
· Язык: естественный, искусственный, народный.
________________
· Дерево: корни, ствол, крона.
________________
· Пассажиры автобуса: инвалиды, престарелые, пассажиры с детьми.
________________
· Документ: паспорт, удостоверение личности, аттестат зрелости, свидетельство о заключении брака.
____________
· Меблировка его комнаты была весьма бедной: стол, кровать, табурет и колченогое кресло.
________________
· Живые существа делятся на растения, позвоночных животных и беспозвоночных животных.
________________
· Живые существа: растения, животные и белкú.
________________
· Треугольники могут быть равносторонними, равнобедренными, разносторонними.
________________
Выполните ограничение и обобщение приведенных понятий.
Пример:
Ограничение | Понятие | Обобщение |
Интересная книга | Книга | Печатное издание |
Ограничение | Понятие | Обобщение |
Озеро | ||
Композитор | ||
Первый курс техникума | ||
Выдающийся современный художник | ||
Пьеса русского писателя | ||
Научное открытие | ||
Минута | ||
Студент | ||
Кропотливая работа | ||
Телевизионная передача |
Проверьте правильность ограничения понятий. В случае неправильного ограничения укажите характер ошибки.
Пример: 1. Документ, паспорт, обложка паспорта.
Ограничение неправильное: при переходе от понятия «паспорт» к понятию «обложка паспорта» нет отношения рода и вида, а есть отношение целого и части.
2. Паспорт, документ.
Выполнено не ограничение, а обобщение понятия.
· Животное, млекопитающее, голова млекопитающего.
________
· Ужин, званый ужин, гости званого ужина.
________
· Произведение искусства; музыкальное произведение; увертюра к опере; увертюра к опере «Аида»; увертюра к опере «Аида», исполненная в Большом театре.
________
· Березовая роща, береза, стройная береза.
________
· Единицы времени, год.
________
· Год, високосный год, високосный год 2004.
________
· Зима, год.
________
· Часы настенные, часы наручные, сломанные наручные часы.
________
· Фильм; американский фильм; американский художественный фильм; американский фильм, получивший награду «Оскар».
________
· Учебник, учебная книга, книга.
________