Самостоятельная работа

  1. Промикроскопируйте демонстрационные препараты возбудителей чумы, туляремии, сибирской язвы, бруцеллеза.
  2. Изучите демонстрационный набор для дифференцировки пастерелл чумы от возбудителей псевдотуберкулеза.
  3. Изучите набор для дифференцировки возбудителей сибирской язвы от почвенной бациллы.
  4. Изучите характер роста возбудителей на плотных и жидких питательных средах.
  5. Поставьте реакции: преципитации Асколи. кровяно-капельную агглютинацию, реакцию агглютинации Хеддльсона.
  6. Учтите демонстрационную реакцию агглютинации Райта.
  7. Отдифференцируйте типы бруцелл по чувствительности к анилиновым красителям в питательных средах с фуксином и тионином.
  8. Изучите биопрепараты, применяемые для диагностики, терапии и профилактики зооантропонозных заболеваний.
  9. Решение ситуационных задач.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическому занятию № 10

ТЕМА: ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ГАЗОВОЙ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ (газовой гангрены), СТОЛБНЯКА, БОТУЛИЗМА, НЕКЛОСТРИДИАЛЬНОЙ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Обоснование темы. Анаэробные микроорганизмы: спорообразующие и неклостридиальные, палочковидные и кокки, грамположительные и грамотрицательные играют важную роль в инфекционной патологии человека. Одни из таких микробов отличаются выраженной вирулентностью и являются причиной гибели больных, другие проявляют сравнительно низкую патогенность. Поражения у человека часто вызывают ассоциации бактерий, в которых потенциал усиливается. Студентам необходимо знать, что диагностике и своевременном лечении анаэробных инфекций большое значение имеет правильное использование методов выделения данных микроорганизмов.

Цель обучения. Определить роль анаэробов в возникновении заболеваний, изучить механизмы действия экзотоксинов их возбудителей, научить принципам диагностики, определению практической ценности методов диагностики, профилактики и лечения анаэробных инфекций.

Студент должен знать:

  • основные биологические и морфологические свойства анаэробов
  • таксономию возбудителей анаэробных инфекций
  • особенности патогенеза
  • методы выделения чистой культуры споро - и неспорообразующих анаэробов
  • основные средства лечения и профилактики анаэробных инфекций

Студент должен уметь:

  • выбрать наиболее эффективные методы исследования в конкретной ситуации
  • оценить результаты исследования методом бактериологического анализа, серологического, микроскопического исследования, ИФА, ИФМ, биологических проб

Вопросы для самоподготовки

1. Механизм анаэробного и аэробного дыхания.

2. Методы культивирования анаэробов (физические, механические, химические, биологические). Методы выделения чистых культур анаэробов.

3. Грамположительные спорообразующие палочки: Клостридии раневой анаэробной инфекции, клостридии столбняка, ботулизма, псевдомембранозного колита. Таксономия. Экология. Мор­фологические, культуральные, биохимические и антигенные свойства, особенности иммунитета. Факультативный паразитизм и патогенность для человека. Токсины. Ге­нетический контроль токсинообразования. Токсины ботулизма и столбняка как средства биологической войны. Патогенез газовой гангрены (роль микробных ассоциаций в патогенезе), роль токсинов Сl. регfringens в возникновении пищевой токсикоинфекции. Патогенез ботулизма, столбняка. Столбняк у новорожденных детей. Лабораторная диагностика. Специфическое лечение и профилактика.

4. Грамотрицательные анаэробные палочки:Бактероиды, фузобактерии, лептотрихии, превотеллы, порфиромона­ды. Таксономия. Биологические свойства. Роль в патологии человека. Микробиологическая диагностика. Этиотропная терапия.

5. Анаэробные грамположительные кокки: пептококки, пептострептококки. Таксономия. Биологические свойства. Факторы патогенности. Роль в патологии человека. Методы микробиологической диагностики.

6. Анаэробные грамотрицательные кокки: вейлонеллы. Таксономия. Биологические свойства. Факторы патогенности. Роль в патологии человека. Методы микробиологической диагностики.

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите механизмы действия ферментов и токсинов возбудителей газовой гангрены (мишени).

2. Расскажите механизм действия столбнячного токсина (мишени).

3. Расскажите механизм действия ботулинического токсина (мишени).

4. Почему при гангрене, ботулизме и столбняке не наблюдается бактериемия?

5. Расскажите правила введения сывороток.

6. Назовите какие заболевание вызывают пептококки и пептострептококки.

7. Какую роль в патологии человека играют вейлонеллы?

8. Какую патологию чаще всего вызывают грамотрицательные анаэробные палочки?

9. При диагностике какого заболевания обязательно проводиться биологическая проба?

10. Как выполняется метод Перетца?

11. Какие питательные среды используются при выделении анаэробов?

12. Чем отличаются аэробный и анаэробный типы дыхания?

13. Какие препараты являются наиболее эффективными при лечении столбняка, ботулизма и гангрены?

14. Какие патогенные анаэробные бактерии являются санитарно-показательными?

15. Почему гипербарическая оксигенация оказывает лечебный эффект при анаэробных инфекциях?

16. Какие факторы патогенности анаэробных бактерий могут быть использованы как средства массового поражения людей и животных?

Наши рекомендации