Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст. 1. Объясните, в чем заключается различие жанров научного стиля речи: тезисы, конспект
Билет № 6
1. Объясните, в чем заключается различие жанров научного стиля речи: тезисы, конспект. Свой ответ иллюстрируйте примерами.
Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.
Комплексный анализ текста
Прочитайте текст, выполните задания.
1) В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. 2) Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя. 3) Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин прежде всего произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи и которые вступали в противоречивые отношения в разнообразных диалектологических и стилистических столкновениях и смешениях до начала XIX века. 4) Это были: а) церковнославянизмы, являвшиеся не только пережитком феодального языка, но и приспособлявшиеся к выражению сложных явлений и понятий в разных стилях в современной Пушкину литературной (в том числе и поэтической) речи; б) европеизмы (преимущественно во французском обличье) и в) элементы живой русской речи, широким потоком хлынувшие в стиль Пушкина с середины 20-х годов. 5) Правда, Пушкин несколько ограничил литературные права русского просторечия и простонародного языка, в особенности разных областных говоров и наречий, а также профессиональных диалектов и жаргонов, рассматривая их с точки зрения глубоко и своеобразно понимаемой им «исторической характерности» и «народности», подчинив их идеальному представлению об общепонятном языке «хорошего общества». 6) Однако «хорошее общество», по мнению Пушкина, не пугается ни «живой странности» простонародного слога, восходящего главным образом к крестьянскому языку, ни нагой простоты выражения, свободного от всякого «щегольства», от мещанской чопорности и провинциального жеманства. 7) Пушкин стремится к созданию демократического национально-литературного языка на основе синтеза книжной культуры литературного слова с живой русской речью, с формами народно-поэтического творчества.
(В.В. Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX веков. 1934 г.)
Задания
1. Что вы знаете об авторе данного текста? Напишите о нем, взяв за образец словарную статью энциклопедического словаря.
2. Подберите к тексту два заголовка, отражающих:
а) тему высказывания;
б) его основную мысль.
3. Укажите, какими смысловыми отношениями связаны предложения в тексте. Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.
4. Какие слова и словосочетания можно отнести к терминологическим? Выпишите их, дайте толкование.
5. Проведите фонетический разбор слова рассматривая.
6. Сделайте словообразовательный и морфемный разбор слова приспособлявшиеся.
7. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста?
8. Укажите предложения с вводными словами и оборотами. Определите их значение.
9. Укажите номера предложений с двумя и более рядами однородных членов. Постройте их схемы.
Устно (подробно, сжато, тезисно) перескажите проанализированный вами текст.
Билет № 7
1. Объясните, в чем сходство и различие следующих жанров официальноделового стиля речи: заявление, доверенность, расписка. Свой ответ иллюстрируйте примерами.
Прочитайте текст. Проведите анализ прочитанного текста по предложенному плану.
Комплексный анализ текста
Прочитайте текст, выполните задания.
ДОЖДЕВЫЕ СЛОВА
1) Для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами и водами, с перелетом птиц и с каждым цветком. 2) Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. 3) Случилось и у меня одно такое лето (это было в лесистой и луговой стороне Средней России).
4) Тогда я заново узнал много слов. 5) Начну с «дождевых». 6) Я, конечно, знал о дождях моросящих, слепых, обложных, грибных, спорых.
7) Но одно дело – знать умозрительно, а другое – испытать эти дожди на себе. 8) Тогда эти слова оживают.
9) Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
10) Слово спорый означает быстрый, скорый. 11) Он льется отвесно, сильно, а мелкий грибной – сонно сыплется из низких туч.
12) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». 13) Действительно, сверкающие на солнце капли походят на крупные слезы.
(По К.Паустовскому)
Задания
1. Укажите номер предложения, в котором сформулирована основная мысль данного текста.
2. Определите стиль текста. Укажите в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи.
З. В предложении 13-м укажите слово, в котором количество букв больше, чем звуков.
4. Произведите морфемный разбор слова случилось.
5. Подберите из текста синонимы к слову быстрый.
6. Напишите слово, от которого зависит правописание наречия сонно.
7. Определите, какой частью речи являются слова тогда, заново, много в 4-м предложении.
8. Выпишите из 2-, 9-, 10-, 11-го предложений слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глагола».
9. Составьте план-перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Подтвердите примерами из текста (укажите номера предложений).