Распространения процессов пучения. формы пучения, их региональная и зональная приуроченность
Процессы пучения многообразны. Они включают криогенную (морозную) пульсацию отложений, слагающих СТС и CMC, выпучивание каменного материала, пучение при многолетнем промерзании тонкодисперсных пород, образование бугров лучения. При этом формируются различные криогенные явления, о которых будет сказано ниже.
Криогенная пульсация отложений СТСи CMC— это ежегодно происходящий процесс, охватывающий территорию, занятую субаэральными ММП, и зону глубокого сезонного промерзания пород. Он слагается из пучения отложений в период их промерзания и осадки при их оттаивании. При промерзании СТС пучение отложений происходит без подтока влаги извне, т. е. по варианту «закрытой» системы. Исключение составляют подножия склонов, где может осуществляться подток вод СТС от начала до полного окончания промерзания слоя. Обычно подток вод осуществляется по площади неравномерно. Вследствие этого локально образуются однолетние миграционные и инъекционные бугры пучения. Такое явление приурочено к переходным и полупереходным типам СТС, т. е. тяготеет к южной окраине криолитозоны.
При сезонном промерзании отложений пучение может происходить как без притока влаги извне, так и с притоком, т. е. по варианту открытой системы. Во втором случае наибольшее пучение может быть в случае близкого залегания зеркала грунтовых вод в днищах долин рек, на плоских заболоченных междуречьях равнин. Криогенное пучение проявляется главным образом в тонкодисперсных пылеватых отложениях, широко распространенных в криолитозоне и зоне глубокого сезонного промерзания как следствие проявления криогенеза, приводящего к образованию покровных суглинков (см. III.2). Для них'характерны высокая водоудерживающая способность и сильное сегрегационное льдовыделение при промерзании и последующем охлаждении. Наиболее общие зональные и секто-риальные закономерности криогенной пульсации рассматриваются именно для этих отложений. Они основываются на закономерностях формирования глубин СТС и CMC, влажности этих слоев и особенностей их сезонного промерзания (см. П.6 и IV.2). Возрастанию криогенного пучения способствуют высокая влажность отложений, большая мощность СТС (CMC) и невысокий темп осенне-зимнего промерзания, что в большей степени свойственно для морских и умеренно континентальных типов.
Более высокую влажность в одних и тех же районах имеют отложения СТС по сравнению с CMC, и однако криогенное пучение CMC значительнее по сравнению с СТС (при равных
81
|т и £м) за счет подтягивания влаги снизу, из талой зоны, особенно при близком залегании уровня грунтовых вод. Поэтому выделяется полоса шириной в 200—400 км вблизи южной окраины мерзлой зоны, где при /Ср, близких к 0°С, криогенная пульсация отложений CMC достигает наибольших величин, измеряемых первыми сантиметрами. При этом на радиационно-тепловых таликах пучение в целом больше, чем в СТС на мерзлых массивах. Такая «полоса» сильной криогенной пульсации отложений CMC характерна для юга Западной и Восточной Сибири при умеренно континентальных до резко континентальных типов.
Влажность отложений СТС в целом возрастает к северу, а в северной Евразии и с востока на запад, т. е. от районов '■■с континентальным к районам с морским типом климата. В этих же направлениях увеличиваются удельные (на единицу мощности СТС) величины пучения и осадки при оттаивании, но также уменьшаются и глубины СТС пород. Поэтому наибольшая суммарная криогенная пульсация в СТС характерна для условий, соответствующих длительно устойчивым типам сезонного оттаивания и секториальных, где преобладают типы от умеренно до повышенно-континентальных. При таком сочетании условий gT достаточно велика, но преобладают мелкие по влажности типы с водонасыщением, близким к полному, промерзающие сравнительно медленно и двусторонне (IV.2). Это обеспечивает максимальное пучение при сегрегационном льдообразовании в верхней и нижней частях СТС, за счет обезвоживания средней.
Криогенное выпучивание каменного материала из дисперсных отложений — процесс, регионально связанный с территориями, где близко к поверхности залегают скальные породы, на которых развит мелкоземистый криогенный элювий и продукты его ближайшего переотложения, а также отложения, содержащие валуны, глыбы и щебень (морены, горный пролювий, обвально-осыпные накопления). Поэтому криогенное выпучивание наиболее активно проявляется в горных районах, на плоскогорьях и плато.
Криогенное выпучивание происходит как в СТС, так и в CMC. Однако при сезонном промерзании этот процесс протекает менее активно. В СТС активность процесса уменьшается при малых величинах £т (0,4—0,3 м и менее) в устойчивых i арктических типах (/Ср ниже —8 ... —10 °С).
Существенно, что, проявляясь ежегодно в течение геологически длительного времени, этот процесс уже привел к фор-мированию каменных покровов (курумов), «сортированных по лигонов» и других явлений (III.5, III.7), залегающих на слое мелкозема, практически лишенного крупнообломочного мате риала. Дальнейшее их развитие происходит довольно медлен-но. Продолжающееся в них выпучивание камней соизмеримо с выветриванием и образованием криогенного мелкозема, мед-
82
ленным движением курумов и др. Активизация процесса связана с техногенным нарушением природных условий, приводящим к увеличению £т, изменению влажности СТС или его состава. Например, это часто происходит при вырубке и выгорании лесов или нарушении наземной растительности на каменистых склонах и у их подножий. Активность проявления выпучивания, сопровождавшаяся трансформацией образованных форм,, менялась при динамике климатических, ландшафтных и геокриологических условий. Потепления и увеличения gT ведут к активизации выпучивания, захвату этим процессом горизонта большей мощности. Но оттаивание мерзлых толщ и переход сезонного оттаивания в сезонное промерзание приводят к ослаблению и затуханию процесса. Последний вновь интенсифицируется при появлении многолетнемерзлого субстрата. Вместе с тем похолодания и уменьшение gT также ослабляют проявления выпучивания, особенно в арктических районах.
Значительная часть форм, генетически связанных с выпучиванием камней, имеет полигональный характер. Образование полигональное™ является следствием длительного многостадийного сложного развития этих образований. Оно включает проявление на этапе их развития в экстремально суровойгеокриологической обстановке позднего плейстоцена (1.3) процессов криогенного растрескивания и образования полигонально-жильных структур (III.4). В голоценовый оптимум в широкой зоне возросли £т, что привело к оттаиванию жильных льдов и образованию полигональной сети (понижений на поверхности крупнообломочных покровов. В свою очередь это обусловило активизацию выпучивания камней и их криогенной сортировки, которая приобрела дифференцированный характер. В результате возникли «сортированные полигоны», бугристо-запа-динный рельеф каменных покровов, полигональные фации курумов (III.7) и другие формы.
Миграционные многолетние бугры пучения(рис. III.1)приурочены главным образом к аккумулятивным равнинам, межгорным впадинам и долинам крупных рек. Многолетние миграционные бугры и площади пучения образуются в местах распространения с поверхности тонкодисперсных отложений мощностью не менее 3—4 м, подстилаемых водоносными песками. Развивающиеся формы миграционных бугров пучения распространены преимущественно вблизи южной окраины мерзлой зоны. Они возникают на начальных этапах эпикриогенного промерзания талых дисперсных отложений, вследствие периодических колебаний климата или осушения термокарстовых озер со сквозными таликами под ними, промерзающими по типу открытой системы. Их образованию способствует накопление на поверхности торфа, заболачивание, приводящее к понижению /Ср пород. Вблизи южной окраины криолитозоны это может сопровождаться на талых участках переходом /Ср через 0°С, новообразованием мерзлоты и сильным локальным сегрегаци-
83*
Рис. III.1. Пкнго (булгунняхи) на дренированных термокарстовых
котловинах в дельте р. Маккензи (фото Р. Маккея)
онным льдовыделением. Толчком к такому процессу часто служит похолодание за счет коротко- и среднепериодных колебаний климата. Под растущими миграционными буграми пучения мощность ММП изменяется от 2 до 40 м, и нижняя граница ММП постоянно испытывает колебания под воздействием изменений климата с периодом от нескольких до 300 лет. Это вызывает периодические изменения высоты (пульсацию) миграционных бугров. Таким образом, возраст растущих миграционных бугров не превышает первых сотен лет. При возрастании мощности ММП (до 100—150 м и более) миграционные бугры переходят в реликтовое состояние. Поэтому в северной части южной и в пределах северной геокриологической зоны преобладают реликтовые формы миграционных бугров и площадей пучения, имеющих разнообразный возраст. Последний определяется временем начала эпигенетического промерзания и имеет тенденцию зонально увеличиваться к северу. Исключение составляют миграционные бугры и площади пучения, образующиеся при спуске термокарстовых озер со сквозными таликами, а также морских террас и равнин, отложения которых начали промерзать 'при регрессии Полярного бассейна. Такие бугры пучения быстро проходят этап восходящего развития и переходят в реликтовое состояние вследствие перемёрзания водоносных горизонтов, залегавших близко к поверхности и поставлявших влагу для образования сегрегационного льда. Поверхность реликтовых миграционных бугров и площадей пучения ослож-
84
Рис. III.2. Зональное распространение многолетних форм инъекционного (I) и миграционного (II) пучения на равнине.
Индексом «а» помечены активные, «б» — неактивные, завершившие свой рост формы:
1 —< инъекционные бугры пучения (булгунняхи); 2 — распределение основной системы ледяных шлиров в промерзающих
отложениях таликов; 3 — многолетние миграционные бугры и площади пучения (подчеркнуты особенности их криоген
ного строения); 4 — ледяные жилы в торфяниках; 5 — псевдоморфозы по ледяным жилам и полигональный микро
рельеф на торфяниках; Ь — многолетнемерзлые породы; 7 — граница ММП; 8 — направление смещения границы
ММП;.9 — движение напорных вод во внутримерзлотных таликах
ыена обычно полигональным рельефом. На севере при /Ср= =—3...—4°С и ниже полигоны связаны с повторно-жильными льдами. Южнее эти льды вытаяли, образовав системы понижений и бугров (бугристые торфяники) (рис. III.2).
Многолетние инъекционные бугры пучения — булгунняхи (пинго) — связаны в своем происхождении с промерзанием несквозных подозерных таликов вследствие быстрого осушения (спуска) термокарстовых озер. Генезис таких бугров определяет их приуроченность к северной геокриологической зоне (преимущественно к северной ее части) и к аккумулятивным равнинам, сложенным с поверхности высокольдистыми синкрио-генными и синхронно эпикриогенными отложениями (IV.2 и IV.3). Районами их распространения являются север Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, Северо-Сибирская низменность, приморские низменности Северо-Востока России, Чукотки, севера Аляски и Канады. Особенно большое количество инъекционных бугров пучения (пинго), находящихся на различных стадиях развития, в том числе и растущих известно на низменностях в нижнем течении р. Маккензи (Mackay, 1973). Видимо, их образованию благоприятствует существование в разрезе достаточно мощных водоносных слоев и линз, сложенных песками и гравийно-галечными отложениями. Возраст большинства булгунняхов позднеплейстоценовый.