Комплекс мероприятий по предотвращению и минимизации последствий ЧС природного характера
ГЗ-03. Обеспечение мероприятий и действий в единой системе гражданской защиты
- Основы планирования по вопросам ГЗ.
- Сценарии развития ЧС.
- План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС).
- План реагирования на ЧС.
- Комплекс мероприятий по предотвращению и минимизации последствий ЧС природного характера.
Литература:
- Атаманюк В. Г. «Гражданская оборона», учебник. Москва «Высшая школа» - 1986.
- Закон Украины «О правовых основах гражданской защиты».
- Закон Украины «О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера».
- Постановление КМ Украины «О единой государственной системе предотвращения и реагирования на ЧС техногенного и природного характера».
- Постановление КМ Украины «Об утверждении Плана реагирования на чрезвычайные ситуации государственного уровня»
- Приказ Министра МЧС Украины «Примерный перечень документов по вопросам ГЗ».
- Приказ Министра МЧС Украины «Об утверждении Методических рекомендаций относительно разработки планов ГЗ предприятий, учреждений, организаций на особый период».
Принципиальными особенностями условий функционирования органов регионального планирования и управления риском является:
а) частичное предвидение серьезных проблем и возможностей их решения;
б) частичное предвидение мест возникновения и сценариев развития ЧС;
в) частичное предвидение масштаба и времени возникновения ЧС;
г) непредсказуемость ряда неблагоприятных событий и ЧС.
Этими условиями диктуется необходимость использования в системе управления ЧС методов планирования и управления, основанных на предвидении проблем, ситуаций и событий, принятии гибких немедленных решений, ориентированных на внешнее окружение системы (природная среда, условия жизнедеятельности населения, материальные и культурные ценности региона, социально-политическая обстановка и т.д.). Такие методы могут быть эффективно реализованы в рамках современной концепции стратегического и тактического планирования и управления.
Основы планирования по вопросам ГЗ
Организационно-методическое руководство планированием действий ЕГС (единая государственная система) осуществляет МЧС Украины.
На МЧС, его кризисный центр, координационный центр аварийно (поисково-)-спасательных работ в воздухе, уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗ населения возлагается:
- обеспечение стратегического и оперативного планирования в рамках ЕГС;
- сбор,обработкаи доведение до исполнителей информации, необходимой для целей планирования и управления, включая информацию о состоянии и потенциальной опасности объектов и природных явлений, потенциальную угрозу, оценку риска (с учетом прогнозируемых и фактических метеорологических, сейсмических и др. обстоятельств).
Под планированиемпонимается целенаправленный, организованный и непрерывный процесс выделения разных элементов и аспектов организации,определение их состояния и взаимодействия, прогнозирование их развития на определенный период в будущем, а также составление и программирование набора действий и ресурсов для достижения желаемых результатов.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий, а с другой стороны – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, планирование находится во взаимосвязи с прогнозированием и реализацией планов, то есть они рассматриваются не отдельно, а как взаимозависимые части единого процесса управления риском.
Полный цикл планирования и управления риском включает:
- прогноз риска (последствий ЧС) путем формирования сценариев развития ситуации;
- формирование целей и критериев управления риском;
- стратегическое(долгосрочное) планирование превентивных мероприятий;
- тактическое (поточное) планирование альтернативных соответствующих действий на возникающие угрозы ЧС;
- стратегическое и оперативное управление в условиях ЧС.
В системе Гражданской защиты определены для разработки и использования исполнительной властью, на предприятиях, в учреждениях и организациях следующие документы по планированию мероприятий повопросамГЗ:
- План основных мероприятий отрасли (региона, города, района) в сфере ГЗ на год.
- План ГЗ отрасли (региона, города, района) на особый период.
- План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий.
- Программа формирования страхового фонда документации на объекты систем жизнеобеспечения и транспортных связей.
- Паспорт риска возникновения ЧС техногенного и природного характера.
- Планы защиты персонала на объектах, кот. попадают в зону ЧС от ПОО(паспортизация потенциально опасн. объект.) или объектов повышенной опасности.
- План действий органов управления и сил ГЗ при угрозе или возникновении ЧС техногенного и природного характера (план реагирования на ЧС).
- План развития и усовершенствования ГЗ.
Определение понятий, связанных с планированием и управлением риском
Цель – желаемый результат деятельности.
Задача - желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный (заданный) период времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.
Направление (сценарий) развития ситуации – прогноз развития ситуации в регионе с учетом наличия причинно – следственных связей между природной и техногенной ЧС на определенном интервале времени.
Операция – упорядоченная совокупность связанных взаимными отношениями задач.
План – перечень мероприятий (работ), развернутый по времени, сбалансированный по ресурсам, взаимосвязанный с общей целью, направленный на достижение общей цели или решение поставленной задачи.
Если план достижения какой-нибудь масштабной цели реализуется достаточно длительное время, то такой план называется программой. Программа – это комплексный план многолетней деятельности, направленной на достижение конкретной цели или на развитие какого-нибудь научно-технического направления.
При планировании работ по предупреждению и ликвидации ЧС используется программно-целевой подход. Он обеспечивает сохранение полноты и комплексности учета всех связей и наличных сил, средств, четкое формулирование первоочередных (основных) и вспомогательных целей, доведение плановых решений до конкретных мероприятий и работ, направленных на достижение и реализацию этих целей.
В процессе программно-целевого планирования разбивка общей проблемы на направления и задачи (вплоть до заданий) должна сопровождаться определением того, какую задачу, когда, каким образом и с каким конечным результатом выполняет каждый исполнитель.
Риск возникновения и развития ЧС из природного и техногенного типов прогнозируется на основе построения сценариев возникновения и развития таких ситуаций.
Локальные сценарии возникновения и развития ЧС целесообразно создавать для всех ПОО и предприятий региона на базе предварительного составления их паспортов риска, которые содержат данные о местонахождении, ведомственной подчиненности, производственном потенциале, типах возможных техногенных ЧС и их масштабах. Атакже на базе внутренних (технологических) и внешних причинах их возникновения, силах и средствах ликвидации и проведения спасательных и др. неотложных работ, связанных с ЧС природного и техногенного характера, и др. данные.
Локальный сценарий возникновения и развития ЧС содержит все элементы множества альтернативных путей развития отдельной ЧС или их комбинации на конкретных ПОО. Каждый альтернативный путь развития ЧС характеризируется объемами ожидаемых убытков и потерь, которые рассчитываются по определенным методикам.
Отдельные локальные (объектовые) сценарии развития ЧС объединяются во множество сценариев развития ситуации для региона (республики, области, города), и являются основой для формирования региональных сценариев развития ЧС. Подобные сценарии учитывают возможные взаимосвязи между локальными сценариями возникновения и развития ЧС, а также связь между природными и техногенными ЧС.
Для учета причинно-следственных связей последнего типа предварительно составляют карты риска возникновения природных ЧС в регионе с учетом взаимосвязи между ними. Региональные карты природного риска составляются на основе данных сейсмо-макро и микрорайонирования, прогноза возможных зон распространения селей, паводков и т. д. Для каждой природной ЧС и ее комбинаций по имеющимся методикам рассчитываются объемы возможных убытков и потерь.
Причинно-следственные связи между природными и техногенными ЧС устанавливаются на основе оценки инженерной обстановки на объектах и предприятиях, которая включает ожидаемую степень разрушения промышленных сооружений и оборудования.
Учет связей такого типа, позволяет сформировать единый региональный сценарий развития ситуации, связанной с возникновением природных ЧС как первичных факторов риска и техногенных ЧС как вторичных факторов, которые сопровождают природные ЧС.
Прогнозируемые данные ожидаемых убытков и потерь являются исходными для превентивного стратегического планирования комплекса мероприятий относительно предупреждения и ликвидации последствий ЧС, осуществляемого органами управления в режиме повседневной деятельности.
Сценарии развития ЧС
Одним из методов представления информации об обстановке и выработанных соответствующих действиях в ходе развития ЧС являются сценарии их развития, которые могут быть использованы как основные инструменты для эффективного принятия решений и координации соответствующих действий, которые начинаются системой управления.
Сценарий развития ЧС - это модель изменения обстановки, связанной с возникновением и развитием ЧС и обусловленной в дискретном временном пространстве с заданным временным шагом.
В зависимости от масштабов ЧС сценарии могут быть разделены на: локальные и региональные.
Локальные сценарии, отдельно для каждого ПОО, являются основой для принятия решений соответствующей системой управления (объектовой комиссией или штабом).
Региональные сценарии составляются для совокупности ПОО региона (территории) и являются основой для принятия решений региональными органами исполнительной власти.
Региональные сценарии включают перечень ПОО региона, их локальные сценарии и мероприятия для противодействия ЧС в случае их возникновения и развития в регионе. В региональных сценариях отражаются результаты реализации сводных координационных планов действия региональной и объектовой систем управления. За этими планами осуществляется контроль их выполнения и анализ причин отклонения. По результатам контроля принимаются решения о воздействии на ЧС в регионе.
Фрагмент сценария позволяет отразить процесс развития ЧС за определенный интервал времени, оперативно анализировать ситуации и их взаимосвязь с целью принятия решения для эффективной организации противодействия, а также формировать и корректировать оперативные планы действий.
Каждая ЧС является процессом, который может находиться в состоянии развития и исчерпания. Состояние развития показывает, что та или другая ситуация активна и продолжает развиваться, ухудшая или улучшая текущую ситуацию. Состояние исчерпания отражает факт завершения рассматриваемой ситуации.
В зависимости от режима функционирования системы управления сценарии подразделяются на:
1) превентивные, используемые в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности, и
2) оперативные, применяющиеся в чрезвычайном режиме.
В зависимости от типа вероятных оценок события, связанных с возникновением и развитием ЧС, сценарии подразделяются на:
1) базовые (наиболее вероятные), 2) пессимистичные и 3) оптимистичные.
Базовый сценарий развития ЧС удобный для глубокого и скрупулезного анализа с целью повышения эффективности организации превентивных и оперативных мер противодействия ЧС.
Пессимистичный сценарий развития ЧС – это набор событий и взаимосвязей между ними, которые приведут к максимальным потерям и убыткам в результате их возникновения и развития.
Оптимистические сценарии отражают, соответственно, те события и взаимосвязи между ними, которые приведут к минимальным потерям и убыткам или совсем исключат их.
Локальные сценарии развития ЧС создаются на отдельных предприятиях (объектах) с учетом конкретных условий возникновения и развития факторов риска, взаимодействия с окружающей средой, возможных альтернативных направлений развития ситуации, начальных событий и данных об обстановке. На основании локальныхсценариев развития ЧС формируются локальные цели противодействия факторам риска и курс действий, который переходит в конкретный план действия.
Локальный сценарий является частью регионального сценария, когда:
- масштабы и последствия локальной ЧС распространяются на регионы (выброс ОХВ, радиационное поражение, ураган и т.д.);
- техногенно-опасный объект находится в зоне поражения крупномасштабного стихийного бедствия (землетрясение, ураганы разрушительной силы и т.д.);
- на территории региона имеется множество ПОО, для которых высокая вероятность возникновения ЧС;
- стихийное бедствие поражает большой город (с населением 1 млн. и более жителей) или регион и сопровождается значительными потерями и убытками.
Во всех этих случаях изготавливается паспорт риска региона и региональный сценарий развития ЧС, комплексно учитываются все факторы риска, включая и факторы окружающей среды, альтернативные варианты развития, методы противодействия и необходимые ресурсы.
Локальные сценарии, которые являются составляющей регионального сценария, призваны обеспечивать реализацию генеральной цели и соответствующего ей курса действий.
Региональные сценарии тоже разворачиваются во времени, что может совпадать с временным шагом локальных сценариев или отличаться от них.
Сценарий развития ЧС формируется из следующих этапов:
1. Возможное время развития ЧС и/или ее последствий разбивается на временные интервалы (ti) с определенным временным шагом (i).
Интервалы отвечают точкам контроля над развитием ЧС и введению управляющих воздействий с целью улучшить обстановку и ситуацию. Шаг сценария выбирается исходя из условия подготовки необходимых ресурсов, а также эффективного воздействия сил и средств на развитие ЧС в процессе противодействия.
2. Формирование начальной обстановки (t0) и условий, при которых наступает и развивается ЧС, и оценка потерь (убытков).
На этом этапе моделируется начало ЧС, и описываются возможные условия ее развития в этой ситуации. Конкретизируются цели противодействия, оценивается их эффективность, ограничения на развитие и последствия ЧС, ресурсное обеспечение.
Разрабатываются мероприятия относительно противодействия ЧС в различных вариантах ее развития.
3. Организация и внедрение в действие сил и средств быстрого реагирования для проведения спасательных и других неотложных работ в зонах поражения в зависимости от масштабов и убытков ЧС.
Описывается процесс мобилизации и разворачивания сил и средств быстрого реагирования в зонах поражения, обеспечение материалами и питанием, предоставление скорой медицинской помощи, в том числе подготовка к приему дополнительных сил и средств противодействия, транспортных средств всех типов, пунктов разворачивания стационаров для реабилитации пострадавших и т.д. Таким образом, на данном этапе коротко описываются все мероприятия, ресурсы, а также силы и средства, необходимые для эффективного противодействия ЧС.
4. Формирование текущей обстановки (в момент ti) и условий развития ЧС, а также корректировка оценок ожидаемого результата убытков, то есть на этом этапе описывается текущий комплекс работ аналогично п.2.
В качестве исходной берется обстановка и наиболее важные показатели, полученные в момент времени ti – 1. Далее описываются мероприятия с учетом новых условий, характерных для данного момента. Процесс описывается до полной ликвидации предвиденной (существующей) ЧС.
5. Проверка полноты и реальности полученного сценария и его коррекция для максимальной адекватности реальному развитию ЧС.
Сценарий проверяется экспертами (экспертная оценка) и на основе результатов проведенных по разработанному сценарию учений и тренировок.
6. Формирование по заданному сценарию курса действий и оперативных планов противодействия ЧС.
На этом этапе на основе разработанного сценария определяется курсдействий, разрабатываются превентивные и оперативные планы действий поснижению риска и убытков в виде различных документов и распределение их по организационным структурам для исполнения. Т.о., на основе сценария формируется генеральная цель операции, которая обеспечивает для системы создание желаемой ситуации в будущем.
План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)
Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий является планирование действий (взаимодействий) персонала предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно локализации и ликвидации аварий и смягчения их последствий.
Перечень производств (цехов, отделений, производственных участков) и отдельных объектов, для которых разрабатывается план, определяется и утверждается собственником (руководителем) предприятия по согласованию с территориальными управлениями Госгорпромнадзора, территориальными органами МЧС.
План должен охватывать все уровни развития аварии, которые установлены в процессе анализа опасностей:
- На уровне «А» авария характеризируется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.
- На уровне «Б» авария характеризируется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.
- На уровне «В» авария характеризируется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью влияния поражающих факторов аварии на население расположенных поблизости населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.
ПЛАС утверждается собственником (руководителем) предприятия и согласовывается с территориальными управлениями Госгорпромнадзора, МЧС, Госсанэпидемслужбы и, при необходимости, с органами местного самоуправления (оперативная часть плана для аварий уровня «В» утверждается органами местного самоуправления).
При разработкеплана нужно учитывать реальные возможности и ресурсы предприятия, накопленный персоналом предприятия и спецподразделением опыт во время аварийных ситуаций и аварий, для обеспечения представления относительно необходимых дополнительных навыков и ресурсов.
План основывается:
- на прогнозировании сценариев возникновения аварий;
- на поэтапном анализе сценариев развития аварий и масштабов их последствий;
- на оценке достаточности существующих мероприятий, которые препятствуют возникновению и развитию аварии, а также технических средств локализации аварий;
- на анализе действий производственного персонала и специальных подразделений относительно локализации аварийных ситуаций (аварий) на соответствующих стадиях развития.
Во время анализа опасности предприятия (объекта) необходимо определить все возможные аварийные ситуации и аварии, в том числе и маловероятные, с катастрофическими последствиями, которые могут возникнуть на предприятии, рассмотреть сценарии их развития и оценить последствия.
Выявление возможностей и условий возникновения аварий должно выполняться на основании анализа особенностей работы как отдельного оборудования (аппаратов, машин и т.д.), так и их групп (технологических блоков), а также с учетом опасных свойств веществ и материалов, которые используются в производстве.
Выявление возможных аварий необходимо проводить в следующей последовательности:
а) Определить наличие на предприятии опасных веществ, опасных режимов работы оборудования и объектов.
К опасным веществам относится:
1) взрывопожароопасные вещества; 2) вредные вещества.
Опасные режимы характеризируются такими технологическими параметрами, как давление, вакуум, температура, напряжение, состав технологической среды и т.д.
б) Выявить потенциальные виды опасности для каждой единицы оборудования (аппарата, машин) и процесса, который проходит в нем.
К видам опасностей принадлежат:
1. пожар;
2. взрыв (внутри оборудования, в зданиях или окружающей среде);
3. разрыв или разрушение оборудования;
4. выброс вредных веществ;
5. соединение перечисленных видов опасности.
Оперативная часть ПЛАС для аварий на уровнях «А» и «Б», разрабатывается для руководства действиями персонала предприятия, добровольных и специализированных подразделенийс цельюпредотвращения аварийных ситуаций и аварий на соответствующих стадиях их развития или локализации их с целью сведения к минимуму последствий аварии для людей, материальных ценностей и окружающей среды, предотвращения ее распространения на другие производства (цеха, отделения, производственные участки) предприятия и за его пределы, спасение и выведение людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «А» должна содержать:
- блок-схему производства (цеха, отделения, производственного участка);
- план производства (цеха, отделения, производственного участка);
- блок-карты объектов (цехов, отделений, производственных участков), которые входят в состав производства;
- описание действий персонала;
- список и схему оповещения должностных лиц, которые должны быть немедленно оповещены об аварийной ситуации (аварии);
- список работников, которые привлекаются к локализации аварии, лиц, которые дублируют их действия при отсутствии первых с каких-либо причин, с указанием места их постоянной работы, проживания и телефонов;
- перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты, которые должны быть использованы при локализации аварии, с указанием места их хранения (аварийных шкафов);
- обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварии;
- инструкцию относительно аварийной остановки производства (цеха, отделения, производственного участка).
Оперативная часть плана для аварий на уровне «Б» включает в себя дополнительно следующие документы:
- блок-схема предприятия;
- план предприятия.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» разрабатываетсядля руководства действиями соответствующих служб и подразделений с целью предотвращения развития аварии и распространения ее на другие предприятия (объекты), спасения и выведения людей из зоны поражения и потенциально опасных зон.
Оперативная часть плана для аварий на уровне «В» должна содержать:
- титульный лист;
- ситуационный план с приложениями;
- обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц по локализации аварий.
План реагирования на ЧС
Планирование работы по предупреждению ЧС и реагирования на прогнозируемые варианты их возможного развития осуществляется на основе отслеживания изменений окружающей природной и техногенной среды и соответствующих документов, которые регламентируют порядок и методику этого планирования.
Масштабы и последствия возможной ЧС определяются на основании экспертной оценки, прогноза или результатов модельных экспериментов, проведенных квалифицированными экспертами. В зависимости от полученных результатов разрабатывается план реагирования на угрозу возникновения конкретной ЧС.
Основной задачей плана реагирования на ЧС или угрозу ее возникновения является сохранение жизни и здоровья людей,минимизация материальных потерь.
План реагирования на угрозу возникновения ЧС с определенными источниками финансирования работ утверждается Председателем Совета Министров АР Крым, председателями облгосадминистраций, руководителями госпредприятий, учреждений и организаций.
С целью заблаговременного осуществления мероприятий относительно реагирования на угрозу возникновения ЧС и максимально возможного снижения потерь проводится планирование действий в рамках ЕГС в соответствии с планами взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти, оперативных планов действий министерств и др.
Для обеспечения готовности функциональных и территориальных подсистем Системы оперативного реагирования на ЧС органами управления подсистем всех уровней разрабатываются отдельные планы реагирования на ЧС, наиболее вероятные для определенной территории, отрасли, объекта исходя из прогнозируемых данных и экспертных оценок.
Основными задачами отдельных планов реагирования на ЧС являются:
- определение возможных источников ЧС и их влияния на окружающую природную среду;
- уточнение зон:
а) возможных разрушений населенных пунктов и особо важных объектов хозяйствования, путей сообщения и коммуникационных сетей;
б) возможного катастрофического затопления, очагов пожаров, радиоактивного, химического или иного заражения;
в) чрезвычайных экологических ситуаций;
- определение возможных потерь населения, сил и средств Системы;
- установление количественных и качественных показателей вывода из строя транспортных средств, промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений, коммунальных и энергетических сетей, средств связи, магистральных газо-, нефте- или других трубопроводов, железнодорожных узлов, портов, мостов, путепроводов и тому подобное;
- уточнение размеров возможных убытков;
- определение характера и объемов аварийно-спасательных и неотложных восстановительных работ, проведения расчетов сил и средств Системы, необходимых для их выполнения;
- определение порядка и организации взаимодействия, всестороннего обеспечения действий подчиненных сил Системы в зоне ЧС и управления ими.
Отдельные планы реагирования на ЧС должны быть взаимно согласованы, утверждены соответствующими руководителями органов управления Системы, обеспечивать выполнение возложенных на эти органы управления и силы функций в соответствии с Планом.
План реагирования на ЧС государственного уровня утвержден 16 ноября 2001 г. Постановлением КМ Украины №1567 (с изменениями, внесенными в соответствии с Постановлениями КМ №313 от 11.03.2004 №442 от 07.05.2008), состоит из десяти разделов и двух приложений:
I. Общая часть.
II. Планирование реагирования на ЧС государственного уровня
III. Порядок подачи информации в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
IV. Перевод органов управления, сил и средств Системы в режим повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
V. Действия органов управления, сил и средств Системы, которые привлекаются к реагированию на ЧС
VI. Организация управления реагированием на ЧС
VII. Создание группировки сил и средств реагирования на ЧС
VIII. Организация взаимодействия в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации
IX. Организация основных видов обеспечения во время действий в зоне ЧС
X. Обеспечения безопасности во время действий в режиме ЧС
Приложение №1: Типичное распределение функций оперативного реагирования на ЧС государственного уровня между центральными органами исполнительной власти.
Приложение №2: Схема взаимодействия органов управления и сил, привлекаемых к реагированию на ЧС государственного уровня.
План реагирования на ЧС государственного уровня предназначен для :
- организации и осуществления взаимосогласованного комплекса организационных и практических действий (мероприятий) по проведению аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера государственного уровня Государственной комиссией по вопросам техногенно-экологической безопасности и ЧС, центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от формы собственности и хозяйствования);
- обеспечение в случае угрозы или возникновения ЧС государственного уровня оперативного реагирования органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации, предотвращения гибели людей, снижения материальных потерь и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
- систематизированного и своевременного оказания помощи пострадавшему населению.
План определяет организационные и практические меры и порядок действий, сроки их выполнения, порядок работы органов управления, сил и средств Системы, необходимые для этого финансовые, материальные и другие ресурсы и ответственных исполнителей по реагированию на ЧС государственного уровня, а также основные мероприятия по организации и проведению работ по ликвидации их последствий.
Основанием для введения Плана в действие есть угроза и (или) возникновения ЧС, отнесенных до государственного уровня в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций и Положением о единой государственной системе предупреждения и реагирования на ЧС техногенного и природного характера,
Цель Плана:
1. определить органы управления, силы и средства Системы, которые привлекаются к реагированию на ЧС государственного уровня, установить порядок их развертывания в случае угрозы или возникновения ЧС;
2. обеспечить своевременное и по единым принципам оказание помощи пострадавшему населению, местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.
Информация об угрозе или возникновении ЧС государственного уровня, ее возможные последствия в установленном порядке и в установленные сроки обязательно подается в оперативно-дежурные службы МЧС через оперативно-дежурные (диспетчерские службы) органов управления функциональных и территориальных подсистем по вертикали управления - от объектового до местного, регионального и государственного уровня.
В случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки или получения информации (прогноза) о возможности возникновения ЧС государственного уровня, а также в случае внезапного ее возникновения вводится режим повышенной готовности.
Для общей координации действий центральных и местных органов исполнительной власти решением Кабинета Министров Украины образуется специальная Правительственная комиссия по ликвидации чрезвычайной ситуации и назначается руководитель ликвидации ЧС.
Для ликвидации ЧС государственного уровня органами управления создаются объединенные эшелонированные группировки сил и средств.
В составсил первого эшелона включаются силы и средства со сроком готовности - 40 минут, морских судов - до 1 часа.
В состав сил второго эшелона включаются силы и средства со сроком готовности - до 2 часов, морских судов - до 6 часов.
В состав сил третьего эшелона включаются все другие силы и средства, привлекаемые к ликвидации ЧС в соответствии с планами реагирования подсистем, срок готовности к действиям которых составляет более 2-х часов.
Комплекс мероприятий по предотвращению и минимизации последствий ЧС природного характера
Угроза возникновения ЧС вынуждает органы исполнительной власти осуществлять комплекс мероприятий по предупреждению ЧС, ликвидацию последствий ЧС, при этом основные усилия должны быть направлены на защиту людей и территорий.
Для этого создана ЕГС по предупреждению и реагированию на ЧС, созданы территориальные, местные и объектовые подсистемы которые имеют в своем составе органы управления, силы и средства необходимые для выполнения мероприятий ГЗ населения и территорий.
К ключевым направлениям работы в сфере экологической, техногенной безопасности и ГЗ населения относятся:
- создание надежных гарантий безопасной жизнедеятельности людей, технологической безопасности, обеспечение безаварийной работы на объектах повышенной опасности, достижение высоких норм и стандартов защиты населения и территорий от ЧС;
- решение проблем, причиненных Чернобыльской катастрофой и сверхвысокой нагрузкой окружающей среды, а также решение вопросов обращения с опасными отходами, внедрение новейших технологий их переработки, уничтожение химического оружия;
- предупреждение возникновения ЧС путем реализации государственных, региональных, местных и объектовых программ снижения уровня экологических рисков;
- внедрение новых механизмов влияния на снижение техногенной нагрузки объектов повышенной опасности, прежде всего путем усовершенствования разрешительной деятельности с обязательным страхованием от техногенных рисков;
- реформирование, соответствующее оснащение, обучение и воспитание профессиональных сил реагирования на ЧС;
- повышение безопасности проживания населения в сейсмически опасных районах;
- поддержка и содействие реализации совместных международных проектов по вопросам гражданской защиты населения;
- развитие и усовершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.
Для предотвращения и уменьшения последствий ЧС природного характера не обходимо обеспечение целого комплекса мероприятий:
В сфере метеорологии:
- оперативное оповещение центральных и местных органов власти об ожидаемых стихийных и опасных метеорологических явлениях;
- внедрение новейших технологий в системы наблюдения, сбора и обработки метеорологических данных (автоматизированных систем наземных наблюдений, радиолокационных и космических методов);
- прогнозирование погодных процессов на основе региональных числовых моделей развития атмосферных процессов, что дает возможность повысить эффективность предупреждений о неблагоприятных метеорологических явлениях;
- создание компьютеризованной базы данных метеорологических явлений, которые привели к значительным убыткам;
- создание действующей системы моделирования параметров ЧС, согласованных с фактическими и прогнозируемыми величинами метеорологических элементов и явлений.
В сфере сейсмобезопасности:
- прогнозирование землетрясений на основе проведенных сейсмических наблюдений и анализа их результатов;
- оперативное определение места, времени и параметров землетрясения;
- оперативное оповещение центральных и местных органов власти о возможном землетрясении и масштабах его последствий;
- организация центрального банка геофизических данных и обеспечение межрегионального и международного обмела информацией;
- информационное обеспечение работ с сейсмического районирования территорий, оценка потенциальной сейсмоопасности и сейсмостойкости строительства;
- разработка карт сейсморайонирования территорий.
В сфере предотвращения оползней и затоплений:
- мониторинг территорий, на которых существует вероятность риска затоплений и оползней грунта;
- разработка комплексной программы научно-технического обеспечения мероприятий по ликвидации затоплений городов и поселков городского типа;
- разработка архитектурно - планирующей и проектной документации и строительство защитных сооружений;
- обеспечение эксплуатации защитных сооружений и проведение систематических мероприятий инженерной защиты от процессов затопления и противооползневых мероприятий.
В сфере предупреждения катастрофических наводнений:
- укрепление и реконструкция существующих гидротехнических сооружений и защитных дамб в бассейнах рек;
- очистка опасных участков русла от природных преград (намывов, кустов, островов и тому подобное);
- оснащение органов гидрометеорологической службы (постов наблюдения) современной измерительной аппаратурой и надежной связью;
- техническая проверка и укрепление важных энергетических, гидродинамических и транспортных коммуникаций и тому подобное;
- регулирование использования земель в зонах возможного затопления.
В сфере пожарной безопасности:
- создание и эффективное функционирование системы наблюдения с целью своевременного обнаружения очагов горения и оперативного предоставления информации о них органам пожарной охраны МЧС и Гослесхоза;
- строгий контроль над организацией и исполнением мероприятий в отношении санитарной вырубки и очищения лесных массивов, создание системы противопожарных барьеров в лесах;
- материально-техническое оснащение служб наземной и авиационной разведки;
- модернизация средств для локализации и тушения очагов пожаров;
- формирование, подготовка (обучение) специализированных внештатных команд (отрядов) для эвакуационно-спасательных работ, особенно в сельской местности.
В сфере повышения уровня эпидемиологической безопасности: